Просмотров: 775
Московский городской педагогический университет Всероссийское периодическое издание
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований
Системная психология и социология
№ 3 (39) 2021
Выходит 4 раза в год
ISSN 2223-6880
Москва 2021
|
||
Просмотров: 1401
СОДЕРЖАНИЕ
Психологические исследования
Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования Котовская С. В. Системные особености эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля
История психологии и психология истории
Иванов Д. В. Психологический образ героя в российской культуре: системный анализ
Социологические исследования
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических работах П. А. Сорокина и А. Тойнби
Информация
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 3 (39) |
||
Просмотров: 1347
УДК 316.2 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.9
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ П. А. СОРОКИНА И А. ТОЙНБИ
А. В. Ткаченко, МГПУ, Москва, TkachenkoAV@mgpu.ru
В статье рассматриваются социологические концепции двух великих ученых XX в. — П. А. Сорокина и А. Тойнби. Оба социолога оставили после себя сотни сочинений, посвященных анализу самых разных социальных процессов. Их интересовало как прошлое, так и настоящее и даже будущее человечества. При описании тенденций социального развития они более широко, чем большинство современных им мыслителей, использовали системный подход. Оба философа видели в человеческом обществе социальную систему, которая тысячелетиями функционирует по свойственным ей системным законам. Все процессы, происходящие внутри этой системы, изучены ими на примере отдельных подсистем, или цивилизаций. Независимо друг от друга П. А. Сорокин и А. Тойнби применили системный подход к анализу эволюционного пути, пройденного западной и другими подсистемами, и пришли к схожим выводам о развитии всех крупных сообществ до кульминационной точки, после которой начинается распад внутренних связей и деградация любой подсистемы. Оба одинаково связывали становление и упадок подсистем с утверждением определенных идей и предполагали цикличность данного процесса, когда на смену гибнущему сообществу приходит новое. В статье проводится сравнительный анализ позиций великих социологов, на основе которого выделяются как общие, так и оригинальные положения их концепций. Интерес П. А. Сорокина и А. Тойнби к глобальным и локальным социальным процессам, их знание истории, культуры и религии отдельных народов, характерная для их концепций систематизация информации из разных гуманитарных наук позволяют успешно осуществлять разбор теорий этих ученых с позиций системного подхода.
Ключевые слова: социальная система; социальная подсистема; системный подход; П. А. Сорокин; А. Тойнби; цивилизация; социальное развитие; общество.
Для цитаты: Ткаченко А. В. Системный подход в социологических трудах П. А. Сорокина и А. Тойнби // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 105–115. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.9
Ткаченко Александр Владимирович, кандидат исторических наук, доцент общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Москва. Е-mail: TkachenkoAV@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-5271-3665 |
||
Просмотров: 1694
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.39.3.8
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ В.: СТУДЕНЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Е. Ю. Коржова, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, elenakorjova@gmail.com, А. С. Стебенёв, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, stebenev@inbox.ru
Статья посвящена исследованию истории становления российской психологии в контексте широкого проникновения европейских научных концепций в духовную жизнь русского общества. Развитие психологической мысли в России — это попытка использования новых методов с целью возвращения к главной проблеме — познанию души человека. При этом системный анализ формирования психологической мысли в духовных учреждениях может способствовать целостному осмыслению истории развития психологического знания в конце ХIХ – начале ХХ в. В статье рассматриваются такие малоизученные факты истории отечественной психологии, как ее становление и преподавание в стенах Санкт-Петербургской духовной академии. Именно здесь впервые в Российской империи в духовном учебном заведении была создана отдельная кафедра психологии, а преподаватели стали активно использовать практические занятия по психологии как необходимый этап изучения предмета. Логическим продолжением этого процесса явилась организация студенческого психологического общества в 1900 г. Отмечена роль студенческой инициативы в создании общества, руководителем которого стал профессор В. С. Серебреников. Кратко описаны правила организации общества, некоторые особенности подготовки и обсуждения докладов. Темы рефератов и докладов были посвящены изучению актуальных тем, разрабатывавшихся в рамках различных психологических направлений того времени. Приведены некоторые темы докладов, которые обсуждались на заседаниях общества в разные годы. За время своего существования обществом была собрана библиотека психологической и философской литературы, позволявшая его членам быть в курсе современных достижений в области психологии, выступать с докладами на текущих заседаниях. Некоторые доклады общества были опубликованы в периодических изданиях. Описаны причины закрытия студенческого психологического общества в 1906 г. В заключение отмечены положительные результаты деятельности общества и продолжение практических занятий в рамках духовных образовательных учреждений.
Ключевые слова: системный анализ; психология; Санкт-Петербургская духовная академия; В. С. Серебреников; студенческое психологическое общество.
Для цитаты: Коржова Е. Ю., Стебенёв А. С. Психологическая мысль России конца ХIХ – начала ХХ в.: студенческое психологическое общество Санкт-Петербургской духовной академии // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39) С. 93–104. DOI 10.25688/2223-6872. 2021.39.3.8
Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург. E-mail: elenakorjova@gmail.com ORCID: 0000-0002-1128-1421 Стебенёв Александр Станиславович, аспирант кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург. E-mail: stebenev@inbox.ru ORCID: 0000-0002-2938-8032 |
||
Просмотров: 1904
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.7
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ГЕРОЯ В РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Д. В. Иванов, НГПУ, Новосибирск, ivanovdirkutsk@yandex.ru
Психологический образ героя, понимаемого как человек борющийся, имеет свою выраженность в российской культуре. Борьба — уникальное явление и для человека, и для общества. Поэтому идея о герое-борце, представленная в реалиях повседневной жизни, особенно тщательно прорабатывалась столетиями многими мыслителями и фиксировалась в разнообразных культурных текстах, представляющих интерес для истории отечественной психологии, отражающей достижения российской культуры, являющейся ее составной и важной частью. В наследии российской культуры можно наблюдать генезис философско-методологической аргументации, доказательности ценности борьбы для человека от частных, единичных высказываний до «объемного» восприятия смыслов и смыслообразов противоборства, зримо проявляемых в архетипах храборства, довлеющих и над современными героями-борцами. Борьба определяет общий строй мыслей и чувств человека, формирует систему ценностей, способствует социализации. Системный анализ творческого наследия отечественных мыслителей различных эпох, их текстов, вошедших в российскую культуру, позволяет отметить, что здесь нашла свое отражение морфология борьбы, ее целесмыслы, причинность, мотивация и описание разнообразных борцовских действий, послуживших содержанием модельных характеристик героя — человека борющегося.
Ключевые слова: системный анализ; образ; герой; человек борющийся; борьба; архетипы храборства; философско-методологическая аргументация; модельные характеристики.
Для цитаты: Иванов Д. В. Психологический образ героя в российской культуре: системный анализ // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 82–92. DOI 10.25688/2223-6872.2021.39.3.7
Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru ORCID: 0000-0002-2478-1468 |
||
Просмотров: 3867
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.6
СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
С. В. Котовская, МГГЭУ, Москва, s.marunyak74@mail.ru
Статья посвящена системному исследованию проблемы эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля. Синдром эмоционального выгорания имеет фазовую структуру. На сегодняшний день малоизученным остается вопрос выявления системных особенностей формирования фазы истощения синдрома эмоционального выгорания в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Необходимость системного исследования показателей эмоционального выгорания обусловливает актуальность данной работы и является целью исследования. Для реализации цели исследования было проведено обследование 679 специалистов экстремального профиля, среди них: врачи службы медицины катастроф, военнослужащие, диспетчеры, летчики, моряки, пожарные, специалисты по утилизации отработанного ядерного топлива, рыбаки тралового флота, участники боевых действий. Респондентам были предложены авторская социально-психологическая анкета и методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко. Все обследуемые были разделены на семь групп в зависимости от стажа профессиональной деятельности. В результате проведенного исследования было установлено, что на протяжении служебно-трудовой деятельности у субъектов экстремального профиля наблюдается перманентная тенденция к увеличению циничности в межличностном взаимодействии и нивелированию устоявшихся норм, выстраиванию защитных барьеров, а также возрастанию психосоматических и психовегетативных нарушений за счет соматизации эмоциональных состояний. Эмоциональная отстраненность и переутомление у специалистов, деятельность которых включает экстремальный компонент на содержательном уровне, выявляется в первые десять лет профессиональной деятельности, а потребность в выстраивании защитных барьеров в процессе межличностного взаимодействия в большей степени проявляется при продолжительности профессионального стажа 10–20 лет.
Ключевые слова: системные особенности; эмоциональное выгорание; фаза истощения; стаж профессиональной деятельности; специалисты экстремального профиля; эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; деперсонализация; психосоматические и психовегетативные нарушения.
Для цитаты: Котовская С. В. Системные особенности эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 72–81. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.6
Котовская Светлана Владимировна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва. Е-mail: s.marunyak74@mail.ru ORCID: 0000-0001-7832-2702 |
||
Просмотров: 1525
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.5
СИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Т. В. Белашина, НГПУ, Новосибирск, tatyanabelashina@mail.ru
Статья посвящена изучению системных особенностей мотивации личности. Представлено эмпирическое исследование, целью которого стало выявление взаимосвязи мотивации и доминирующего психического состояния. Диагностика мотивации осуществлялась при помощи методики «Доминирующая мотивация» В. Н. Колюцкого – И. Ю. Кулагиной и тестов Т. Элерса на мотивацию к успеху и мотивацию избегания неудач. Для измерения доминирующего психического состояния использована методика определения доминирующего психического состояния Л. В. Куликова. В исследовании приняли участие 100 человек — сотрудники ГУ МВД России по Новосибирской области, из них 50 мужчин и 50 женщин. Анализ данных показал, что для испытуемых ЭГ-1 (сотрудники-мужчины) более характерно проявление активной жизненной позиции, которая во многом зависит от комфортности ситуации и обстоятельств выполнения той или иной служебной задачи. Испытуемые ЭГ-2 (сотрудники-женщины) отличаются стремлением к достижению личных заслуг в профессиональной деятельности и установлению эффективных взаимоотношений в служебном коллективе. Для испытуемых ЭГ-3 (сотрудники со стажем службы менее пяти лет) более характерно проявление высокого уровня активности, стремление своевременно реагировать на возникающие трудности, ощущение внутренней собранности, запаса сил и энергии. Респонденты ЭГ-4 (сотрудники со стажем профессиональной деятельности более пяти лет) склонны к тому, чтобы особо не рисковать ради достижения каких-то определенных целей, однако могут пойти на осознанный риск в том случае, если это позволит им получить материальное вознаграждение, повысить свой статус или положение в коллективе. Исследование взаимосвязи параметров мотивации и доминирующего психического состояния показало, что сотрудники мужского пола, несмотря на достаточный уровень уверенности в себе и своих возможностях, предпочитают вести себя более сдержанно и осторожно, особенно в ситуациях повышенного риска. Сотрудники женского пола склонны к демонстрации уверенности в собственных силах и возможностях. С увеличением стажа профессиональной деятельности обнаружены тенденция к сохранению собственного эмоционально-стабильного отношения, адекватности и эффективности психической саморегуляции посредством избегания тех ситуаций, которые могут привести к неудачам в личностном и профессиональном плане; стремление к переживанию положительных состояний.
Ключевые слова: системные особенности; мотивация; личность; доминирующее психическое состояние; системный анализ.
Для цитаты: Белашина Т. В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39) С. 61–71. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.5
Белашина Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: tatyanabelashina@mail.ru ORCID: 0000-0002-4656-0439 |
||
Просмотров: 1657
УДК 159.923 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.4
СИСТЕМА АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ В ПСИХОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
З. В. Румянцева, КГУ, Кострома, rumschmus@mail.ru
В статье охарактеризована система акмеологических аспектов психологии музыкального образования и развития личности. Целью исследования является определение и систематизация основных ориентиров музыкально-психологического развития личности в русле акмеологической науки. Достижение продуктивности музыкально-педагогического образования зависит от преодоления ряда внешних и внутренних проблем под непосредственным воздействием акмеологических ориентиров в поиске решения задач прогрессивного функционирования. Определение акмеологических ориентиров содействует повышению качества содержания музыкально-педагогического образования и способствует достижению высшей ступени индивидуального развития личности. Результаты проведенного системно-аналитического исследования показывают, что к акмеологическим ориентирам профессиональной подготовки педагогов-музыкантов относятся реализация интонационного и сенсорного воспитания личности; расширение области психологических знаний в направлении понимания специфики содержания музыкальной деятельности; изучение сущности творческого развития личности; обеспечение исследовательской направленности профессиональной деятельности педагога-музыканта. Следование акмеологическим ориентирам как целевым установкам, содействующим саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации будущих педагогов-музыкантов, является необходимым условием системного формирования их психологической компетентности в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Ключевые слова: психология музыкального образования; акмеологические ориентиры; системный анализ; принципы акмеологического развития личности; музыкально-исполнительское искусство; художественно-творческое саморазвитие личности; интонационное воспитание; сенсорное воспитание.
Для цитаты: Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 52–60. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.39.3.4
Румянцева Зоя Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры музыки Института культуры и искусств Костромского государственного университета, Кострома. E-mail: rumschmus@mail.ru ORCID: 0000-0002-4499-206X |
||
Просмотров: 1332
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.39.3.3
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ДАННЫМ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
А. Г. Данилова, ВИНИТИ РАН, Москва, a_g_danilova@mail.ru, О. В. Митина, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, omitina@inbox.ru
Статья посвящена системному анализу ценностных ориентаций русской культуры, представленных во властном дискурсе XVI–XX вв., с точки зрения их динамики. В зарубежных исследованиях ценностных ориентаций теоретически предсказаны и эмпирически получены конструкты, представляющие собой субразмерности базовых ценностных ориентаций культуры, выделенных Г. Хофстеде. Контент-анализ исторических текстов, построенный на критериях поведения и ценностных предпочтений, предложенных Хофстеде, устойчиво показывает факторную структуру, состоящую из 16–20 факторов. На сегодняшний момент актуально исследование устойчивости структуры базовых размерностей ценностных ориентаций культуры и условий их формирования. В статье проанализирована структура ценностных ориентаций, отраженных в текстах отечественного властного дискурса за XVI–XX вв., прослежена временная динамика значений по факторам. В анализ включены русские, российские и советские исторические документы, отражающие ценностные ориентации представителей российской власти за 1500–2000 гг. (летописи, судебники и юридические документы, официальная и частная переписка). Проведен контент-анализ документов по предложенным Г. Хофстеде характеристикам паттернов поведения и культурных норм. Данные факторного анализа обобщены по временным отрезкам 25 лет, построены графики временной динамики. Получена категориальная структура, соответствующая конструктам, теоретически предсказанным в социальной психологии и воспроизводящая размерности, ранее полученные на материале исторических текстов. Временная динамика ценностных ориентаций по факторам имеет характер сложного колебательного процесса. Выявлена независимая временная динамика отдельных субфакторов, входящих в базовые факторы Хофстеде.
Ключевые слова: историческая психология; системный анализ; контент-анализ; дискурс-анализ; властный дискурс; русские исторические тексты XVI–XX вв.; структура базовых ценностей Г. Хофстеде; фацеты базовых размерностей.
Для цитаты: Данилова А. Г., Митина О. В. Системный анализ ценностных ориентаций русской культуры по данным исторических документов // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 32–51. DOI 10.25688/2223-6872.2021.39.3.3
Данилова Анна Геннадиевна, редактор реферативного журнала «Психология», старший научный сотрудник Всероссийского института научной и технической информации Российской академии наук, Москва. E-mail: a_g_danilova@mail.ru ORCID: 0000-0003-3548-372X Митина Ольга Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории «Психология общения» Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва. E-mail: omitina@inbox.ru ORCID: 0000-0002-2237-4404 |
||
Просмотров: 1418
УДК 159.9.072 DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.39.3.2
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ РАННИХ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СХЕМ ПСИХОЛОГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА
Ю. М. Перевозкина, НГПУ, Новосибирск, per@bk.ru, Т. Ю. Петровская, НГПУ, Новосибирск, element_t@mail.ru
В статье обосновывается значимость изучения системы личностных качеств представителей психологической профессии. Акцентируется внимание на незначительной представленности ранних дезадаптивных схем (РДС) как важного личностного предиктора профессионального становления и отсутствии эмпирических исследований РДС психологов. Анализируются ранние дезадаптивные схемы как важные системно-психологические характеристики представителей психологической профессии. Схемы рассматриваются как фактор риска, снижающий адаптационный потенциал специалиста в профессии и эффективность его деятельности, в связи с чем они являются важной единицей анализа в области психологии труда. Объектом эмпирического исследования стали 166 студентов психологических направлений подготовки и специальностей, из них 83 мужчины и 83 женщины. В качестве психодиагностического инструментария был применен опросник «Диагностика ранних дезадаптивных схем» Дж. Янга (YSQ S3R). В ходе исследования было установлено существование значимых различий между системой РДС психологов мужского и женского пола. Выраженность схем в обеих группах респондентов имеет общее ядро, состоящее из следующих компонентов: самопожертвование, завышенные стандарты, грандиозность и покинутость, — и различия: для мужчин свойственно ожидание использования, для женщин — пунитивность. Фиксация схем, характерных для представителей исследуемой профессиональной группы, позволит внести вклад в разработку более полноценных программ профориентации, подготовку будущих психологов, сопровождение их трудовой деятельности, а также в создание мер профилактики и коррекции профессиональных нарушений.
Ключевые слова: система ранних дезадаптивных схем; профессионально важные качества; профессионально негативные качества; убеждения; профессиональная деятельность; профессия; психолог; индивидуально-психологические особенности.
Для цитаты: Перевозкина Ю. М., Петровская Т. Ю. Особенности системы ранних дезадаптивных схем психологов в зависимости от пола // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 21–31. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.39.3.2
Перевозкина Юлия Михайловна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: per@bk.ru ORCID: 0000-0003-4201-3988 Петровская Татьяна Юрьевна, старший преподаватель кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: element_t@mail.ru ORCID: 0000-0002-6243-9487 |
||