PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №40 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации
Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования
Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ
Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки
Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов
Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Журнал » 2021 №38 : Н. В. Нозикова, ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

  Просмотров: 347

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.02

 

ПРИНЦИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА:

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

 

Н. В. Нозикова,

ТОГУ, Хабаровск,

nv_nozikova@bk.ru

 

В статье представлено обоснование применения методологии системного подхода в моделировании результатов исследования целостного психосемантического объекта. Моделирование с использованием процедур математической обработки результатов экспериментального исследования является универсальной эпистемологической формой исследования. Обобщены основные теоретические положения применения методов моделирования в психологических исследованиях. Рассматриваются существующие модели, раскрывающие семантическое пространство как систему признаков некоторой действительности.

Предлагается применение в психосемантических исследованиях гносеологического варианта методологии системного подхода — алгоритма системного исследования А. В. Карпова , который позволяет конструировать концептуально завершенную модель объекта в целостности его онтологического, структурного, функционального, генетического и интегративного планов. Экспериментальное исследование на методологической основе междисциплинарного и системного подхода, психосемантической парадигмы и теории подобия позволит выделить в семантическом пространстве сложный объект, подчиненный определенной цели, выполнить его анализ, установить его системную организацию и предложить концептуальную модель целостного психосемантического объекта-прототипа. Применение системного подхода в познании сложноорганизованных психосемантических объектов позволит установить и раскрыть новые закономерности в психологии человека.

 

Ключевые слова: системный подход; алгоритм системного исследования; модель; психосемантика; семантическое пространство; психосемантическая система; семейная целенаправленность; семья; ценности.

 

Для цитаты: Нозикова Н. В. Принципы моделирования в экспериментальном исследовании психосемантического объекта: системный подход // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.02

 

Нозикова Наталья Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры психологии Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск.

E-mail: nv_nozikova@bk.ru


     Читать полностью...
 

Журнал » 2021 №38 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, СИСТЕМНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖЕВЫХ КАЧЕСТВ

  Просмотров: 370

 

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.01

 

СИСТЕМНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖЕВЫХ КАЧЕСТВ[1]

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

Статья посвящена технологии развития у студентов социально-психологической компетенции формирования имиджа на основе осознанной категоризации своих личностных качеств в соответствии с теоретическими представлениями о личности в психологии. Для достижения определенного уровня самоактуализации необходима целенаправленная практическая деятельность, объединяющая в единую систему внутреннее стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей с внешними правилами построения оценки и суждений о психологических характеристиках личностного и социального потенциала.

В рамках апробации программы работы со студентами осуществлялось тестирование с использованием методики многостороннего исследования личности (опросника Р. Кэттела) с последующей перепроверкой особенностей ответов на вопросы и их связи с получаемыми показателями. Перед студентами стояла задача переосмыслить результаты тестирования, сравнивая их со своими субъективными оценками выраженности измеренных качеств. Студентам необходимо было обратить внимание на взаимосвязь отдельных показателей опросника между собой, поднимаясь в своем внутреннем субъективном пространстве к более крупным, обобщенным личностным характеристикам. Эта работа была организована посредством последовательных психологических задач, которые они выполняли в рамках образовательного процесса. Многоплановость и разносторонний характер осмысления присущих конкретным студентам личностных качеств обеспечивались технологиями сравнения индивидуальных данных со статистическими показателями выборки студентов (потенциальных конкурентов на рынке труда).

Материалы, представленные в статье, являются продолжением научного обобщения практики формирования конкурентоспособности студентов[2]. Проведенное исследование показывает, что предлагаемая психологическая практика, выстроенная на основе системного методического подхода, является обязательным стартовым моментом для правильного представления и овладения инструментом формирования своего имиджа. Выход на устойчивые, осознанные и принимаемые для себя личностные качества можно рассматривать как основу для их развития в направлении формирования студентом своего имиджа.

 

Ключевые слова: системный методический подход; социальное поведение; личностные показатели диагностики; студенты; саморазвитие; самоактуализация; имидж.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Системный методический подход к самоактуализации студентов при формировании имиджевых качеств // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.38.2.01

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395


     Читать полностью...