Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

О. А. Свилина, М. Р. Сафиуллин, ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТСМЕНА: СИСТЕМНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Журнал » 2021 №38 : О. А. Свилина, М. Р. Сафиуллин, ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТСМЕНА: СИСТЕМНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    Просмотров: 871

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2021.38.2.07

 

ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТСМЕНА: СИСТЕМНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

О. А. Свилина,

КФУ, Казань,

leon316@yandex.ru,

М. Р. Сафиуллин,

КФУ, Казань,

c.p@tatar.ru

 

В статье проводится системный эмпирический анализ побудительных факторов, которые в наибольшей степени оказывают влияние на мотивацию спортсмена. Сфера спорта является уникальной по своей природе с точки зрения инструментов и методов мотивирования. Проведение комплексного анализа психологических особенностей настройки мотивации спортсмена и действенных механизмов воздействия на его психику, исследование его ценностных ориентаций — все это является залогом успешного раскрытия потенциала спортсмена, а также его реализации на максимально возможном уровне. Это, в свою очередь, обеспечивает достижение высоких результатов в спорте самого индивидуума, спортивной школы, к которой он относится и, как следствие, будет определять вероятность успеха национального спорта на международной арене.

Высокая степень актуальности темы исследования предопределила ее выбор и механизмы реализации, включающие в себя методы анкетирования и сплошного опроса спортсменов. Цель исследования состоит в идентификации текущих настроек мотивационного каркаса спортсмена на современном этапе развития общественного уклада (с последующим проведением сравнительного анализа с аналогичными параметрами, характерными для прошлого исторического периода) на основе разработанных механизмов и инструментов количественного измерения базовых мотивационных факторов.

Полученные результаты позволяют выявить ценностные ориентации и мотивационные настройки современных спортсменов, идентифицировать их изменение во времени, что является основой для разработки направлений возможного развития теории и практики спортивной психологии.

 

Ключевые слова: мотивационный каркас спортсмена; индекс мотивации; процессно-динамический подход; системный анализ; материальные компоненты мотивации; духовные компоненты мотивации; психологическое воздействие; психологическая настройка.

Для цитаты: Свилина О. А., Сафиуллин М. Р. Психология мотивации современного спортсмена: эмпирический анализ // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.07

 

Свилина Ольга Алексеевна, аспирант кафедры общей психологии Казанского федерального университета, психолог Центра спортивной подготовки Республики Татарстан, Казань.

E-mail: leon316@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-4580-7890

Сафиуллин Марат Рашитович, доктор экономических наук, профессор. Профессор кафедры менеджмента Казанского федерального университета, Казань.

E-mail: c.p@tatar.ru

ORCID: 0000-0003-3708-8184

 

 

Литература

 

1.Бабушкин Г. Д. Формирование спортивной мотивации у занимающихся спортом: учеб. пособие для вузов физической культуры. Омск: СибГУФК, 2015. 151 с.

2.Вачков И. В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой работы. М.: Эксмо, 2008. 416 с.

3.Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Эмпирическая социология: учеб. для вузов / Сургут. гос. пед. ун-т; Урал. федер. ун-т им. первого президента России Б. Н. Ельцина. Сургут; Екатеринбург: РИО СурГПУ, 2016. 314 с.

4.Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 204. 701 с.

5.Пилоян Р. А., Пузенков Н. Ф. Универсальный метод изучения мотивации спортсменов // Спортивный психолог. 2008. № 2. С. 54–59.

6.Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н. Ф. Гребень. Минск: Современная школа, 2007. 496 с.

7.Родионов В. А. Спортивная психология в России: начало пути // Спортивный психолог. 2010. № 2 (20). С. 5–9.

8.Рудик П. А. Актуальные проблемы психологической подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1970. № 5. С. 61–64.

9.Свилина О. А., Ельшин Л. А. Динамически-процессный подход к исследованию психологии мотивации спортсмена // Психолог. 2020. № 5. С. 12–20. DOI: 10.25136/2409-8701.2020.5.34044.

10.Спортивная психология: учеб. для вузов / под ред. В. А. Родионова. М.: Юрайт, 2020. 367 с.

11.Gillet N., Berjot S., Ciobance L. A motivational model of performance in the sport domain // European Journal of Sport Science. 2009. Vol. 9. Iss. 3. P. 151–158. DOI: 10.1080/17461390902736793.

12.Hodge K., Petlichkoff L. Goal profiles in sport motivation: A cluster analysis // Journal of Sport and Exercise Psychology. 2000. Vol. 22. Iss. 3. P. 256–272. DOI: 10.1123/jsep.22.3.256.

13.LaForge-MacKenzie K., Sullivan P. J. A comparison of the self-efficacy-performance relationship between continuous and noncontinuous sport conditions // Journal of Applied Sport Psychology. 2014. Vol. 26 (3). P. 363–376. DOI:10.1080/10413200.2014.894154.

14.Sari I. An investigation of imagery, intrinsic motivation, self-efficacy and performance in athletes // The Anthropologist. 2015. Vol. 20 (3). P. 675–688. DOI:10.1080/09720073.2015.11891773.

15.Schunk D. H. Self-efficacy, motivation, and performance // Journal of Applied Sport Psychology. 1995. Vol. 7. Iss. 2. P. 112–137. DOI: 10.1080/10413209508406961.