PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №39 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации
Перевозкина Ю. М., Петровская Т. Ю. Особенности системы ранних дезадаптивных схем психологов в зависимости от полаСистемный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Данилова А. Г., Митина О. В. Системный анализ ценностных ориентаций русской культуры по данным исторических документов
Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования
Белашина Т. В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния
Котовская С. В. Системные особености эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологический образ героя в российской культуре: системный анализ
Коржова Е.Ю., Стебенёв А.С. Психологическая мысль России конца XIX – начала XX в.: студенческое психологическое общество Санкт-Петербургской духовной академииСистемные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Социологические исследования

Ткаченко А.В. Системный подход в социологических работах П. А. Сорокина и А. Тойнби

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 3 (39)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Е. Ю. Коржова, И. Н. Кормачёва, РОЛЬ ПРОКРАСТИНАЦИИ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Журнал » 2021 №38 : Е. Ю. Коржова, И. Н. Кормачёва, РОЛЬ ПРОКРАСТИНАЦИИ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
    Просмотров: 194

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.05

 

РОЛЬ ПРОКРАСТИНАЦИИ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

 

Е. Ю. Коржова,

РГПУ им. А. И. Герцена, 

Санкт-Петербург,

elenakorjova@gmail.com,

И. Н. Кормачёва,

ПЦ «Ирис», Новосибирск,

irina@kormacheva.ru

 

В статье исследуется проблема прокрастинации в контексте активности с опорой на две системные теории: модель учебной активности А. А. Волочкова и теорию временной мотивации П. Стила, рассматривающего прокрастинацию в учебной и профессиональной сфере. Представлено эмпирическое исследование, целью которого является эмпирическое определение роли прокрастинации в структуре учебной активности. Респонденты: 209 студентов в возрасте 18–36 лет (М = 23,3). В исследовании применяется путевой анализ, используются следующие методики: шкала прокрастинации П. Стила, вопросник учебной активности студентов А. А. Волочкова. В результате построена модель, отражающая роль прокрастинации в структуре учебной активности (доля дисперсии учебной активности — 94 %). Согласно полученной эмпирической модели в учебную активность вносят статистически достоверный вклад следующие независимые переменные: прокрастинация (β = -0,163), динамический компонент (β = 0,349), потенциал активности (β = 0,337), результативный компонент (β = 0,524). Обнаружена отрицательная взаимосвязь прокрастинации с компонентами учебной активности: потенциал активности, результативный и динамический компоненты. По результатам исследования сделаны выводы: прокрастинация включается в структуру учебной активности как элемент, отрицательно взаимосвязанный с другими элементами и занимает место регулятивного компонента со знаком «-»; прокрастинация влияет на снижение потенциала учебной активности, включающего в себя учебную мотивацию и психофизиологические особенности обучающегося; прокрастинация снижает показатели динамического компонента (скоростные характеристики исполнительской реализации активности и динамика видоизменения учебной деятельности); прокрастинация способствует снижению показателей результативного компонента (слабые результаты учебной активности; неадекватная удовлетворенность результатами учебной активности). Влияние прокрастинации на данный компонент останавливает процесс самовоспроизводства учебной активности.

 

Ключевые слова: системный подход; прокрастинация; путевой анализ; учебная активность; компоненты учебной активности.

 

Для цитаты: Коржова Е. Ю., Кормачёва И. Н. Роль прокрастинации в структуре учебной активности: системный подход // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.05

 

Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург. 

E-mail: elenakorjova@gmail.com

ORCID: 0000-0002-1128-1421

 

Кормачёва Ирина Николаевна, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск. 

E-mail: irina@kormacheva.ru

ORCID: 0000-0001-9208-0922

 

 

Литература

 

1.Волочков А. А. Активность субъекта бытия: Интегративный подход: монография. Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2007. 375 с.

2.Жданова Н. Е. Индивидуально-психологические особенности личности как детерминанты формирования прокрастинации // Московский экономический журнал. 2019. № 9. С. 95. DOI: 10.24411/2413-046Х-2019-19087.

3.Клепикова Н. М., Кормачёва И. Н. Адаптация шкалы прокрастинации и шкалы иррациональной прокрастинации в методике П. Стила // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 26–37. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.03.

4.Кормачёва И. Н. Академическая прокрастинация как элиминация учебной активности // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3. № 1. С. 61–70. DOI: 10.33910/2686-9527-2021-3-1-61-70.

5.Корниенко Д. С., Руднова Н. А. Особенности использования социальных сетей в связи с прокрастинацией и саморегуляцией [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 59. С. 9. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n59/1574-kornienko59.html (дата обращения: 10.04.2021).

6.Руднова Н. А. Индивидуально-личностные предикторы прокрастинации в разные периоды взрослости: дис. … канд. психол. наук. М.: [Б. и.], 2019. 187 с. 

7.Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с.

8.Слученкова К. А. Социально-психологические детерминанты прокрастинации у подростков // Высшее образование сегодня. 2019. № 11. С. 43–48.

9.Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие). М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. 448 с.

10.Шейнов В. П. Связи эмоционального интеллекта, интернальности и удовлетворенности жизнью // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. Психология. 2020. № 15. С. 93–97.

11.Bisin A., Hyndman K. Present-bias, procrastination and deadlines in a field experiment // Games and Economic Behavior. 2020. Vol. 119. P. 339–357. DOI: 10.1016/j.geb.2019.11.010.

12.Gurumoorthy R., Kumar N. S. Study of impactful motivational factors to overcome procrastination among engineering students // Procedia Computer Science. 2020. Vol. 172. P. 709–717. DOI: 10.1016/j.procs.2020.05.101.

13.McClelland D. C. How motives, skills, and values determine what people do // American Psychologist. 1985. Vol. 40. P. 812–825. DOI: 10.1037/0003-066X.40.7.812.

14.Steel P. Integrating theories of motivation // Academy of Management Review. 2006. Vol. 31. № 4. P. 889–913. DOI: 10.5465/amr.2006.22527462.

15.Tabachnick B. G., Fidell L. S. Using multivariate statistics. New York: Allyn and Bacon, 2012. 983 p.