PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №39 2021

Психологические исследования

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации
Перевозкина Ю. М., Петровская Т. Ю. Особенности системы ранних дезадаптивных схем психологов в зависимости от полаСистемный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Данилова А. Г., Митина О. В. Системный анализ ценностных ориентаций русской культуры по данным исторических документов
Румянцева З. В. Система акмеологических ориентиров в психологии музыкального образования
Белашина Т. В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния
Котовская С. В. Системные особености эмоционального выгорания у специалистов экстремального профиля

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологический образ героя в российской культуре: системный анализ
Коржова Е.Ю., Стебенёв А.С. Психологическая мысль России конца XIX – начала XX в.: студенческое психологическое общество Санкт-Петербургской духовной академииСистемные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Социологические исследования

Ткаченко А.В. Системный подход в социологических работах П. А. Сорокина и А. Тойнби

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 3 (39)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Б. Н. Рыжов, О. В. Котова,ДИНАМИКА ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ В ЭПОХУ ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ

Журнал » 2021 №38 : Б. Н. Рыжов, О. В. Котова,ДИНАМИКА ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ В ЭПОХУ ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ
    Просмотров: 175

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.03

 

ДИНАМИКА ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ В ЭПОХУ ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ

 

Б. Н. Рыжов, 

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru,

О. В. Котова,

МГПУ, Москва,

KotovaOV@mgpu.ru

 

Статья посвящена системно-психологическому анализу динамики половозрастных особенностей мотивации в период юности и молодости. Мотивационная структура является относительно устойчивой системой, однако для разных возрастных периодов характерно преобладание отдельных видов мотивации. При этом доминирование в мотивационном профиле личности определенных тенденций имеет социокультурную и половозрастную обусловленность.

Исследование динамики половозрастных особенностей структуры мотивации в эпоху юности и молодости проводилось в период с октября 2019 г. по март 2021 г. в Московском регионе с использованием теста системного профиля мотивации. Общая численность обследуемых составила 385 человек в возрасте от 17 до 36 лет, из них 137 человек — мужчины, 248 человек — женщины. 

В ходе проведенного исследования выявлен ряд особенностей мотивационной динамики. В том числе в общей выборке индексы познавательной мотивации достигают пиковых значений в эпоху юности (17–24 года), а индексы репродуктивной мотивации — в эпоху молодости (25–36 лет). Вместе с тем в эпоху молодости в мужской выборке выявлено статистически достоверное превышение индексов мотивации самореализации. При этом в женской выборке в ту же эпоху обнаружено статистически достоверное превышение индексов мотивации самосохранения. Полученные эмпирические данные в целом подтверждают результаты популяционного исследования, проведенного на общероссийской выборке в 2006–2011 гг., позволяя в то же время уточнить ряд половозрастных особенностей в развитии мотивационных тенденций.

 

Ключевые слова: системная психология; мотивация; половозрастные особенности; системная периодизация развития; системно-психологический анализ; эпоха юности; эпоха молодости. 

Для цитаты: Рыжов Б. Н., Котова О. В. Динамика половозрастных особенностей мотивации в эпоху юности и молодости // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38) С. DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.03

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

 

Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. 

E-mail: KotovaOV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-4399-4274

 

 

Литература

 

1.Бурганова Л. А., Ахмадеева К. Н. Гендерные стереотипы в проблемном поле социогуманитарного знания // Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 3. С. 130–135.

2.Вартанова И. И. Психолого-педагогические аспекты мотивации старшеклассников: половые особенности // XXXII Мерлинские чтения: Способности. Одаренность. Индивидуальность: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (20–21октября 2017 г., г. Пермь, Россия) / ред. кол. А. А. Вихман (науч. ред.), А. Ю. Калугин (техн. секр.), А. А. Скорынин (отв. секр.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь: ПГГПУ, 2017. С. 51–53.

3.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2014. 512 с.

4.Карпов А. В., Разина Т. В. Половые особенности мотивации научной деятельности преподавателей вузов // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 4 (26). С. 91–97.

5.Кулешова И. Н., Минников В. К., Скрябина Е. В. Социально-психологические особенности альтруистической мотивации современной интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2020. № 2. С. 40–44.

6.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 345 с.

7.Разина Т. В. Половые особенности мотивации научной деятельности студентов, собирающихся поступать в аспирантуру // Альма Матер: Вестник высшей школы. 2012. № 6. С. 30–36.

8.Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

9.Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.

10.Apostolou M., Hadjimarkou M. Domains of motivation in men and women for initiating and terminating procreation in an evolutionary perspective // Marriage & Family Review. 2018. Vol. 54 (5). P. 486–506. DOI:10.1080/01494929.2017.1414723.

11.Drescher A., Schultheiss O. C. Meta-analytic evidence for higher implicit affiliation and intimacy motivation scores in women, compared to men // Journal of Research in Personality. 2016. Vol. 64. P. 1–10. DOI:10.1016/j.jrp.2016.06.019.

12.Gollwitzer P. M., Oettingen G. Motivation and actions, psychology of // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2nd ed. Elsevier, 2015. Vol. 15. P. 887–893. DOI: 10.1016/B978-0-08-097086-8.26040-6.

13.Han J. How women differently felt guilt from men in Korea: Focusing on the influence of demographic factors and leisure motivation / J. Han et al. // Health Care for Women International. 2020. April 10. P. 1–18. DOI:10.1080/07399332.2020.1743995.

14.Hyde J. S., Kling K. C. Women, motivation, and achievement // Psychology of Women Quarterly. 2001. Vol. 25 (4). P. 364–378. DOI:10.1111/1471-6402.00035.

15.Parent M. C. The psychology of men and masculinities: Using citation network analysis to understand research domains, collaborations, and grant competitiveness / M. C. Parent et al. // Psychology of Men & Masculinity. 2018. Vol. 19 (4). P. 512–530. DOI:10.1037/men0000139.

16.Prime J. L., Carter N. M., Welbourne T. M. Women “take care”, men “take charge”: Managers' stereotypic perceptions of women and men leaders // The Psychologist-Manager Journal. 2009. Vol. 12 (1). P. 25–49. DOI: 10.1080/10887150802371799.

17.Thoman D. B., Sansone C. Gender bias triggers diverging science interests between women and men: The role of activity interest appraisals // Motivation and Emotion. 2016. Vol. 40 (3). P. 464–477. DOI: 10.1007/s11031-016-9550-1.