1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
  4. »
  5. 2021 №38
  6. »
  7. Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, СИСТЕМНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖЕВЫХ КАЧЕСТВ
Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, СИСТЕМНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖЕВЫХ КАЧЕСТВ
Просмотров: 1387

 

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.01

 

СИСТЕМНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖЕВЫХ КАЧЕСТВ[1]

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

Статья посвящена технологии развития у студентов социально-психологической компетенции формирования имиджа на основе осознанной категоризации своих личностных качеств в соответствии с теоретическими представлениями о личности в психологии. Для достижения определенного уровня самоактуализации необходима целенаправленная практическая деятельность, объединяющая в единую систему внутреннее стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей с внешними правилами построения оценки и суждений о психологических характеристиках личностного и социального потенциала.

В рамках апробации программы работы со студентами осуществлялось тестирование с использованием методики многостороннего исследования личности (опросника Р. Кэттела) с последующей перепроверкой особенностей ответов на вопросы и их связи с получаемыми показателями. Перед студентами стояла задача переосмыслить результаты тестирования, сравнивая их со своими субъективными оценками выраженности измеренных качеств. Студентам необходимо было обратить внимание на взаимосвязь отдельных показателей опросника между собой, поднимаясь в своем внутреннем субъективном пространстве к более крупным, обобщенным личностным характеристикам. Эта работа была организована посредством последовательных психологических задач, которые они выполняли в рамках образовательного процесса. Многоплановость и разносторонний характер осмысления присущих конкретным студентам личностных качеств обеспечивались технологиями сравнения индивидуальных данных со статистическими показателями выборки студентов (потенциальных конкурентов на рынке труда).

Материалы, представленные в статье, являются продолжением научного обобщения практики формирования конкурентоспособности студентов[2]. Проведенное исследование показывает, что предлагаемая психологическая практика, выстроенная на основе системного методического подхода, является обязательным стартовым моментом для правильного представления и овладения инструментом формирования своего имиджа. Выход на устойчивые, осознанные и принимаемые для себя личностные качества можно рассматривать как основу для их развития в направлении формирования студентом своего имиджа.

 

Ключевые слова: системный методический подход; социальное поведение; личностные показатели диагностики; студенты; саморазвитие; самоактуализация; имидж.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Системный методический подход к самоактуализации студентов при формировании имиджевых качеств // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.38.2.01

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-7688-7395

 

 

Литература

 

 

1. Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов // Организация развивающего воспитательного пространства вуза: сб. науч.-метод. материалов. М.: АПК и ППРО, 2005. С. 78–86.

2. Белобрагин В. В. Психология имиджа: учебно-методическое пособие. М.: Научный консультант, 2018. 72 c.

3. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д.Методика многостороннего исследования личности: структура, основы интерпретации, некоторые области применения. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Березин Феликс Борисович», 2011. 320 с.

4. Дагаева Е. А. Методология изучения имиджа как социально-психологического феномена [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: psyedu.ru. 2011. Том 3. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39946.shtml (дата обращения: 29.05.2021).

5. Лаак Я., Бругман Г. Big 5: Как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания. М.: КД «Университет», 2003. 112 с.

6. Першина Т. А. Оценка показателей высшего образования, влияющих на конкурентоспособность выпускника на рынке труда // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 10 (55). С. 8–11. DOI: 10.18411/lj-10-2019-190.

7.  Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

8. Яндарова С. В. Основные методы изучения имиджа российского руководителя // Вестник университета (Государственный университет управления). 2009. № 26. С. 127–132.

9. Amiot C. E., Blanchard C. M., Gaudreau P. The self in change: A longitudinal investigation of coping and self-determination processes // Self and Identity. 2008. 7(2). P. 204–224. DOI: 10.1080/15298860701580793.

10. Avey J. B. Impact of positive psychological capital on employee well-being over time / J. B. Avey et al. // Journal of Occupational Health Psychology. 2010. Vol. 15. № 1. P. 17–28. DOI: 10.1037/a0016998.

11. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination research: reflections and future directions // Handbook of Self-Determination Research. The University of Rochester Press. 2002. Р. 431–441.

12. Gagné M., Deci E. L. Self-determination theory and work motivation // Journal of Organizational Behavior. 2005. Vol. 26 (4). P. 331–362. DOI: 10.1002/job.322.

13. Leontiev D., Salikhova A. Looking at oneself as inner dialogue // International Journal for Dialogical Science. 2010. Vol. 4. № 2. Р. 95–104.

14. McMurray A. J. Leadership, climate, psychological capital, commitment, and wellbeing in a non-profit organization / A. J. McMurray et. al. // Leadership & Organization Development Journal. 2010. Vol. 31. № 5. P. 436–457. DOI: 10.1108/01437731011056452.

15. Shin M., Johnson Z. D. From student-to-student confirmation to students’ self-determination: an integrated peer-centered model of self-determination theory in the classroom // Communication Education. 2021. P. 1–19. DOI:10.1080/03634523.2021.1912372.

 16. Skinner E., Edge K. Self-determination, coping, and development // Handbook of Self-Determination Research. Rochester, New York: The University of Rochester Press. 2002. P. 297–337. 

 

<!--[if !supportFootnotes]-->

[1]Статья публикуется при поддержке гранта № ГСГК-89/20 Благотворительного фонда Владимира Потанина.

[2] Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 27–38. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.2.; Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая диагностика как инструмент построения студентами своего имиджа // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 39–49. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.37.1.3