Системная психология и социология » Журнал » 2021 №38 |
Журнал » 2021 №38 : Титульный лист №38 |
Просмотров: 733
Московский городской педагогический университет Всероссийское периодическое издание
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований
Системная психология и социология
№ 2 (38) 2021
Выходит 4 раза в год
ISSN 2223-6880
Москва 2021
|
Журнал » 2021 №38 : Содержание №38 |
Просмотров: 2203
СОДЕРЖАНИЕ
Теория и метод системной психологии
Психологические исследования
Коржова Е. Ю., Кормачёва И. Н. Роль прокрастинации в структуре учебной активности: системный подход Алексеенко М. С. Модель системного психологического обеспечения летной деятельности
История психологии и психология истории
Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России начала XIX века. П. Д. Лодий
Информация
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 2 (38)
|
Журнал » 2021 №38 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА: П. Д. ЛОДИЙ |
Просмотров: 1953
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.10
СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА: П. Д. ЛОДИЙ
Д. В. Иванов, НГПУ, Новосибирск, ivanovdirkutsk@yandex.ru
В статье рассматриваются системные идеи одного из крупных деятелей российского просветительства — П. Д. Лодия, — которые позволяют говорить о его вкладе в развитие отечественной психологической мысли в начале XIX столетия, в становление профессионального научного тезауруса, системы психологических понятий в России. В жизнедеятельности этого просветителя выделены три больших этапа. Первый, длившийся с 1779 по 1803 г., включал в себя ученичество и зарубежный этап профессорско-преподавательской деятельности. Второй — с 1803 по 1819 г. — стал периодом расцвета и научного подъема, востребованности социально-педагогического опыта преподавания и руководства, системного изложения психологических взглядов. Третий этап — с 1819 по 1829 г. — постепенное завершение творческого пути на фоне идеологической реакции в России, «закат» самих идей, уходивших вместе с их носителем. Психологические идеи и взгляды Лодия позволяют отметить его приверженность психологическому принципу совершенствования, развития естества человека и общества. Философ рассматривал природу человека, не мифологизируя его психологию. Его взгляды на психическую реальность человеческого существования систематизированы. Он считал, что внешний мир чувственно воспринимается человеком, независимо от духовных сил. Особое внимание в представлениях мыслителя занимают вопросы индивидуальных особенностей и различий, выявляемых у людей. В качестве условий развития и совершенствования Лодий отмечает природные возможности человека и способы воспитания и взаимодействия с ним. Он обращает внимание на взаимосвязь человека и той общественно-исторической среды, которая выступает проводником воспитания. Лодиевский человек борющийся — исторически и общественно обусловленная ипостась индивида, готового к активным социальным действиям, преодолению и устранению различного рода препятствий, стоящих на пути совершенствания. В статье использовалась историко-психологическая реконструкция, библиографический прием, психологическая интерпретация идей и взглядов мыслителя русского Просвещения, содержащихся в ряде аутентичных времени их написания источников.
Ключевые слова: П. Д. Лодий; системные идеи; естество; чувствование; разумение; темперамент; воспитание; наставление; семиотика ума; гимнастика ума; человек борющийся. Для цитаты: Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России XIX века: П. Д. Лодий // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.10
Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru ORCID: 0000-0002-2478-1468 |
Журнал » 2021 №38 : М. С. Алексеенко, МОДЕЛЬ СИСТЕМНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Просмотров: 1614
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.09
МОДЕЛЬ СИСТЕМНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М. С. Алексеенко, НИИЦ (АКМ и ВЭ), Москва, ulitsapesen@gmail.com
Статья посвящена проблеме системной организации психологического обеспечения профессиональной деятельности пилотов гражданской авиации. Психологическое обеспечение летной деятельности — это комплекс мероприятий, направленный на изучение летной деятельности, поддержание профессионального долголетия летного состава благодаря оценке качеств, определяющих профессиональную пригодность и работоспособность пилота, а также коррекции возникающих психологических состояний, снижающих надежность его профессиональной деятельности. К задачам психологического обеспечения относятся повышение эффективности методов подготовки летного состава; поиск резервов человеческой психики, необходимых для преодоления сложных ситуаций в полете; подбор авиационных кадров; оценка и улучшение психологического климата в структурных подразделениях авиакомпании, а также непосредственно в самом летном экипаже. К научно-практическим методам профессионального обеспечения относятся анализ, прогнозирование, тренинг. Основное значение для психологического обеспечения имеет система лонгитюдного профессионального психологического отбора. Лонгитюдное исследование профессионально важных качеств летного состава на базе авиационного учебного центра гражданской авиации, проведенное в период с 2006 по 2020 г., показало, что успешность освоения летной профессии зависит не столько от абсолютных значений развития профессионально важных качеств, сколько от соотношения исследуемых качеств и динамики их развития в процессе летной подготовки. Изучение профессионально важных качеств летчиков рассматривается в настоящей статье с позиций эффективности деятельности и является продолжением исследований Д. В. Гандера, Г. М. Зараковского, Д. А. Леонтьева, В. А. Пономаренко и др. Пролонгированный отбор летного состава должен осуществляться на каждом этапе профессионализации пилота, в том числе на этапе повышения квалификации и в процессе периодической наземной подготовки. В настоящей работе приводится анализ данных, полученных на этапе переучивания пилотов на новый тип воздушного судна и вводе в строй в качестве командира воздушного судна.
Ключевые слова: психологический отбор пилотов; подготовка пилотов гражданской авиации (ГА); системная психология; профессионально важные качества; безопасность полетов; личностный потенциал; врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК); профессиональная годность. Для цитаты: Алексеенко М. С. Модель системного психологического обеспечения летной деятельности // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.09
Алексеенко Мария Сергеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИЦ (АКМ и ВЭ), преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и «S7 Training», специалист по профессиональному психологическому отбору военных летчиков и пилотов гражданской авиации, Москва. E-mail: ulitsapesen@gmail.com ORCID: 0000-0003-0152-7026
|
Журнал » 2021 №38 : Н. Е. Веракса, З. В. Айрапетян, О. В. Алмазова, ПОНИМАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДИКА «ЦИКЛЫ» |
Просмотров: 1325
УДК 37.025.7 DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.08
ПОНИМАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: МЕТОДИКА «ЦИКЛЫ»
Н. Е. Веракса, МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, neveraksa@gmail.com, З. В. Айрапетян, МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, zlata.a.v@yandex.ru, О. В. Алмазова, МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, almaz.arg@gmail.com
Цель статьи заключается, во-первых, в описании диагностической методики «Циклы», позволяющей оценивать понимание у детей процессов развития, выраженных циклично; во-вторых, в системном анализе особенностей понимания процессов развития у девочек и мальчиков 5–7 лет; в-третьих, в представлении норм по выполнению методики «Циклы» для мальчиков и девочек 5–7 лет. В статье представлены теоретические основания применения методики «Циклы», приведены результаты ее использования и полученные нормы для девочек и мальчиков 5–7 лет. Были получены данные о понимании процессов развития детьми старшего дошкольного возраста и о различиях между мальчиками и девочками в успешности решения диалектической задачи, направленной на оценку процесса развития. В статье предпринята попытка систематизации результатов исследований в области понимания процессов развития детьми, а также рассмотрена разработанная в рамках структурно-диалектического подхода методика для оценки способности понимать процессы развития.
Ключевые слова: диалектическое мышление; циклические представления; понимание процессов развития; системный анализ; дошкольный возраст; методика «Циклы». Для цитаты: Веракса Н. Е., Айрапетян З. В., Алмазова О. В. Понимание процессов развития детьми старшего дошкольного возраста: методика «Циклы» // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.08
Веракса Николай Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. E-mail: neveraksa@gmail.com ORCID: 0000-0003-3752-7319 Айрапетян Злата Валерьевна, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. E-mail: zlata.a.v@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4466-9799 Алмазова Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. E-mail: almaz.arg@gmail.com ORCID: 0000-0001-8852-4076
|
Журнал » 2021 №38 : О. А. Свилина, М. Р. Сафиуллин, ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТСМЕНА: СИСТЕМНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ |
Просмотров: 1262
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872. 2021.38.2.07
ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТСМЕНА: СИСТЕМНЫЙ ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
О. А. Свилина, КФУ, Казань, leon316@yandex.ru, М. Р. Сафиуллин, КФУ, Казань, c.p@tatar.ru
В статье проводится системный эмпирический анализ побудительных факторов, которые в наибольшей степени оказывают влияние на мотивацию спортсмена. Сфера спорта является уникальной по своей природе с точки зрения инструментов и методов мотивирования. Проведение комплексного анализа психологических особенностей настройки мотивации спортсмена и действенных механизмов воздействия на его психику, исследование его ценностных ориентаций — все это является залогом успешного раскрытия потенциала спортсмена, а также его реализации на максимально возможном уровне. Это, в свою очередь, обеспечивает достижение высоких результатов в спорте самого индивидуума, спортивной школы, к которой он относится и, как следствие, будет определять вероятность успеха национального спорта на международной арене. Высокая степень актуальности темы исследования предопределила ее выбор и механизмы реализации, включающие в себя методы анкетирования и сплошного опроса спортсменов. Цель исследования состоит в идентификации текущих настроек мотивационного каркаса спортсмена на современном этапе развития общественного уклада (с последующим проведением сравнительного анализа с аналогичными параметрами, характерными для прошлого исторического периода) на основе разработанных механизмов и инструментов количественного измерения базовых мотивационных факторов. Полученные результаты позволяют выявить ценностные ориентации и мотивационные настройки современных спортсменов, идентифицировать их изменение во времени, что является основой для разработки направлений возможного развития теории и практики спортивной психологии.
Ключевые слова: мотивационный каркас спортсмена; индекс мотивации; процессно-динамический подход; системный анализ; материальные компоненты мотивации; духовные компоненты мотивации; психологическое воздействие; психологическая настройка. Для цитаты: Свилина О. А., Сафиуллин М. Р. Психология мотивации современного спортсмена: эмпирический анализ // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.07
Свилина Ольга Алексеевна, аспирант кафедры общей психологии Казанского федерального университета, психолог Центра спортивной подготовки Республики Татарстан, Казань. E-mail: leon316@yandex.ru ORCID: 0000-0002-4580-7890 Сафиуллин Марат Рашитович, доктор экономических наук, профессор. Профессор кафедры менеджмента Казанского федерального университета, Казань. E-mail: c.p@tatar.ru ORCID: 0000-0003-3708-8184 |
Журнал » 2021 №38 : Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ |
Просмотров: 1536
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872. 2021.38.2.06
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Т. В. Эксакусто, ЮФУ, Таганрог, etv01@yandex.ru, И. А. Кибальченко, ЮФУ, Таганрог, kibal-irina@mail.ru
Статья посвящена систематизации научных данных об успешности на основе выделения кристаллизующего, стержневого основания ее актуализации в различных сферах жизнедеятельности. Системный анализ, проведенный в работе, показал, что успешность обеспечивается комплексом интеллектуально-личностных предпосылок от когнитивных структур (интеллект, когнитивный стиль, познавательная позиция и т. п.) до социально-психологических особенностей (коммуникативный ресурс, социальная активность и т. п.). При этом обнаружено противоречие между большим спектром интеллектуально-личностных предпосылок, факторов успешности, и недостатком научных фактов об универсальной/устойчивой интеллектуально-личностной структуре, которая является своеобразным стержнем, обеспечивающим реальную и потенциальную успешность. Мы предположили, что, основой такой структуры могут стать ментальные репрезентации. Соответственно, были выдвинуты гипотезы о том, что в многозначности понятия «успешность» в разных контекстах будет выделяться тенденция взаимосвязей ее интеллектуальных и личностных маркеров и что отправной точкой моделирования картины успешности и результатом интеграции интеллектуальных и личностных возможностей ее достижения являются ментальные репрезентации успешности человека. Для проверки предположений был проведен контент-анализ 1043 публикаций по проблеме интеллектуально-личностных предпосылок успешности. Было выявлено три основные группы публикаций с достоверными отличиями частотности соответствующих маркеров успешности: 1) где предметом исследования дифференцированно выступают личностные и социально-психологические предпосылки успешности; 2) где описаны интегрированные группы интеллектуальных и личностных предпосылок и 3) где изучаются взаимосвязи разных признаков ментальных репрезентаций успешности с личностными и интеллектуальными характеристиками. В процессе контент-анализа и факторизации его результатов выявлена сонаправленная составляющая интеллектуально-личностных предпосылок и ментальных репрезентаций успешности в противовес дифференцированно представленным личностным и социально-психологическим предпосылкам успешности. Выявлено ограниченное количество исследований, в которых рассматриваются ментальные репрезентации как кристаллизующая основа успешности личности во взаимосвязи с ее интеллектуально-личностными предпосылками. В этой связи актуальным и научно значимым становится системное эмпирическое исследование интеллектуально-личностных предпосылок, которые отражаются в ментальных репрезентациях успешности личности.
Ключевые слова: успешность; системный анализ; интеллектуально-личностные предпосылки; ментальные репрезентации успешности; характеристики концепта; контент-анализ. Для цитаты: Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Интеллектуально-личностные предпосылки успешности: системный анализ и перспективы исследований // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.06
Эксакусто Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог. E-mail: etv01@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6862-2063 Кибальченко Ирина Александровна, доктор психологических наук, доцент. Профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог. E-mail: kibal-irina@mail.ru ORCID: 0000-0001-7730-7172 |
Журнал » 2021 №38 : Е. Ю. Коржова, И. Н. Кормачёва, РОЛЬ ПРОКРАСТИНАЦИИ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД |
Просмотров: 2466
УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.05
РОЛЬ ПРОКРАСТИНАЦИИ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Е. Ю. Коржова, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, elenakorjova@gmail.com, И. Н. Кормачёва, ПЦ «Ирис», Новосибирск, irina@kormacheva.ru
В статье исследуется проблема прокрастинации в контексте активности с опорой на две системные теории: модель учебной активности А. А. Волочкова и теорию временной мотивации П. Стила, рассматривающего прокрастинацию в учебной и профессиональной сфере. Представлено эмпирическое исследование, целью которого является эмпирическое определение роли прокрастинации в структуре учебной активности. Респонденты: 209 студентов в возрасте 18–36 лет (М = 23,3). В исследовании применяется путевой анализ, используются следующие методики: шкала прокрастинации П. Стила, вопросник учебной активности студентов А. А. Волочкова. В результате построена модель, отражающая роль прокрастинации в структуре учебной активности (доля дисперсии учебной активности — 94 %). Согласно полученной эмпирической модели в учебную активность вносят статистически достоверный вклад следующие независимые переменные: прокрастинация (β = -0,163), динамический компонент (β = 0,349), потенциал активности (β = 0,337), результативный компонент (β = 0,524). Обнаружена отрицательная взаимосвязь прокрастинации с компонентами учебной активности: потенциал активности, результативный и динамический компоненты. По результатам исследования сделаны выводы: прокрастинация включается в структуру учебной активности как элемент, отрицательно взаимосвязанный с другими элементами и занимает место регулятивного компонента со знаком «-»; прокрастинация влияет на снижение потенциала учебной активности, включающего в себя учебную мотивацию и психофизиологические особенности обучающегося; прокрастинация снижает показатели динамического компонента (скоростные характеристики исполнительской реализации активности и динамика видоизменения учебной деятельности); прокрастинация способствует снижению показателей результативного компонента (слабые результаты учебной активности; неадекватная удовлетворенность результатами учебной активности). Влияние прокрастинации на данный компонент останавливает процесс самовоспроизводства учебной активности.
Ключевые слова: системный подход; прокрастинация; путевой анализ; учебная активность; компоненты учебной активности.
Для цитаты: Коржова Е. Ю., Кормачёва И. Н. Роль прокрастинации в структуре учебной активности: системный подход // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.05
Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург. E-mail: elenakorjova@gmail.com ORCID: 0000-0002-1128-1421
Кормачёва Ирина Николаевна, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск. E-mail: irina@kormacheva.ru ORCID: 0000-0001-9208-0922 |
Журнал » 2021 №38 : В. П. Шейнов, А. С. Девицын, РАЗРАБОТКА НАДЕЖНОГО И ВАЛИДНОГО ОПРОСНИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ |
Просмотров: 2398
УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04
РАЗРАБОТКА НАДЕЖНОГО И ВАЛИДНОГО ОПРОСНИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
В. П. Шейнов, РИВШ, Минск, Республика Беларусь, sheinov1@mail.ru, А. С. Девицын, БГУ, Минск, Республика Беларусь, a.dziavitsyn@gmail.com
В статье поднимается вопрос необходимости создания надежного и валидного опросника, направленного на выявление зависимости от социальных сетей. Сегодня многие предпочитают онлайн-общение традиционным формам взаимодействия. Использование социальных сетей стремительно растет и уже охватило более трети населения мира. Зависимость от социальных сетей стала одной из самых массовых немедицинских зависимостей. В условиях пандемии короновируса люди стали больше времени проводить в социальных сетях, которые теперь еще сильнее влияют на образ жизни и психологию людей, на учебу и работу. Все это сделало весьма актуальным системное изучение данного явления и его влияния на все стороны современной жизни. Экспериментальные данные, подтверждающие наличие проблемы зависимости от социальных сетей, а также свидетельствующие о взаимосвязях этой зависимости с состоянием и личными качествами сверхактивных пользователей социальных сетей получены в большом числе зарубежных исследований с помощью опросников. Отсутствие подобного диагностического инструмента у русскоязычных ученых является серьезным фактором, тормозящим проведение аналогичных исследований. В связи с чем целью данной работы является разработка опросника зависимости от социальных сетей. В статье показано, что разработанный опросник надежен и валиден. Он удовлетворяет стандартным требованиям, предъявляемым к опросникам относительно надежности, а также ключевым критериям валидности. Предлагаемый опросник стандартизован: приведены нормы для женщин и мужчин, позволяющие выразить отличие индивидуального результата от среднего в единицах стандартного отклонения. Исходные данные для системного исследования получены с помощью онлайн-опроса, проведенного с использованием разработанной авторами автоматизированной системы обработки тестов и оперативного доведения их результатов до испытуемых в анонимном режиме. Диагностируемая опросником зависимость от социальных сетей положительно коррелирует с тревожностью, депрессией, одиночеством, экстраверсией, женским полом и отрицательно связана с самооценкой, удовлетворенностью жизнью и возрастом. Зависимость от социальных сетей среди женщин статистически высокозначимо превосходит подобную зависимость среди мужчин. В ходе исследования построена факторная модель зависимости от социальных сетей, включающая три показателя: «психологическое состояние», «общение», «информация».
Ключевые слова: социальные сети; зависимость; системное исследование; опросник; надежность; валидность; связи; личные качества и состояния; мужчины; женщины.
Для цитаты: Шейнов В. П., Девицын А. С. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38). С. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04
Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор. Профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь. E-mail: sheinov1@mail.ru ORCID: 0000-0002-2191-646X
Девицын Антон Сергеевич, старший преподаватель кафедры веб-технологий и компьютерного моделирования Белорусского государственного университета, Минск, Республика Беларусь. Email: a.dziavitsyn@gmail.com ORCID - 0000-0002-2804-4107 |
Журнал » 2021 №38 : Б. Н. Рыжов, О. В. Котова,ДИНАМИКА ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ В ЭПОХУ ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ |
Просмотров: 1578
УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.03
ДИНАМИКА ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ В ЭПОХУ ЮНОСТИ И МОЛОДОСТИ
Б. Н. Рыжов, МГПУ, Москва, RyzhovBN@mgpu.ru, О. В. Котова, МГПУ, Москва, KotovaOV@mgpu.ru
Статья посвящена системно-психологическому анализу динамики половозрастных особенностей мотивации в период юности и молодости. Мотивационная структура является относительно устойчивой системой, однако для разных возрастных периодов характерно преобладание отдельных видов мотивации. При этом доминирование в мотивационном профиле личности определенных тенденций имеет социокультурную и половозрастную обусловленность. Исследование динамики половозрастных особенностей структуры мотивации в эпоху юности и молодости проводилось в период с октября 2019 г. по март 2021 г. в Московском регионе с использованием теста системного профиля мотивации. Общая численность обследуемых составила 385 человек в возрасте от 17 до 36 лет, из них 137 человек — мужчины, 248 человек — женщины. В ходе проведенного исследования выявлен ряд особенностей мотивационной динамики. В том числе в общей выборке индексы познавательной мотивации достигают пиковых значений в эпоху юности (17–24 года), а индексы репродуктивной мотивации — в эпоху молодости (25–36 лет). Вместе с тем в эпоху молодости в мужской выборке выявлено статистически достоверное превышение индексов мотивации самореализации. При этом в женской выборке в ту же эпоху обнаружено статистически достоверное превышение индексов мотивации самосохранения. Полученные эмпирические данные в целом подтверждают результаты популяционного исследования, проведенного на общероссийской выборке в 2006–2011 гг., позволяя в то же время уточнить ряд половозрастных особенностей в развитии мотивационных тенденций.
Ключевые слова: системная психология; мотивация; половозрастные особенности; системная периодизация развития; системно-психологический анализ; эпоха юности; эпоха молодости. Для цитаты: Рыжов Б. Н., Котова О. В. Динамика половозрастных особенностей мотивации в эпоху юности и молодости // Системная психология и социология. 2021. № 2 (38) С. DOI 10.25688/2223-6872.2021.38.2.03
Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-8848-3622
Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: KotovaOV@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-4399-4274 |