С. М. Валявко, О. Ю. Володина, ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Журнал » 2021 №37 : С. М. Валявко, О. Ю. Володина, ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ |
Просмотров: 985 УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.5
ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
С. М. Валявко, МГПУ, Москва, О. Ю. Володина, МГППУ, Москва,
Статья посвящена изучению особенностей вербальных коммуникативных навыков дошкольников с расстройством аутистического спектра. В статье раскрывается сущность и компонентный состав вербальных коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с детским аутизмом в сравнении с их сверстниками, имеющими недоразвитие речи первичного генеза. Понимание особенностей коммуникативных и речевых нарушений детей с аутизмом способствует определению приоритетных направлений коррекционной работы. Исследование проведено на базе центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» в период с октября 2019 г. по февраль 2020 г. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 5 до 7 лет с установленным диагнозом «детский аутизм, не отягощенный умственной отсталостью». В качестве сравнительной группы были взяты дети, посещающие занятия по развитию речи в центре «Наш солнечный мир» и имеющие общее недоразвитие речи III уровня. Их уровень развития речи был максимально близок к уровню детей из группы детского аутизма. Результаты исследования показали, что задержка речевого развития детей с аутистическими расстройствами имеет сходные черты с задержкой речевого развития у детей, не страдающих аутизмом. При этом коммуникативные навыки детей с расстройствами аутистического спектра значительно отстают от их уровня речевого развития. Уровень развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом значительно ниже этого показателя у детей с общим недоразвитием речи III уровня, в то время как показатели речевого развития детей из группы с аутизмом немного превышают показатели детей с общим недоразвитием речи из целевой выборки. В ходе исследования выявлена прямая связь между оценкой коммуникативных и речевых навыков детей с детским аутизмом: чем ниже показатели коммуникативных компетенций детей с аутизмом, тем ниже их речевые навыки.
Ключевые слова: вербальные коммуникативные навыки; социальные навыки; речевые навыки; детский аутизм; общее недоразвитие речи.
Для цитаты: Валявко С. М., Володина О. Ю. Особенности вербальных коммуникативных навыков дошкольников с аутистическими расстройствами // Системная психология и социология. 2021. № 1. (37). С. 61–69. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.37.1.5
Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: valyavko@yandex.ru ORCID: 0000-0001-7195-6374 Володина Ольга Юрьевна, тьютор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва. E-mail: saint_olga@list.ru ORCID: 0000-0002-7332-7173
Литература
1. Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2 (74). С. 38–43. 2. Валявко С. М. Почему дошкольники с общим недоразвитием речи резистентны к логопедическому воздействию? // Дефектология. 2009. № 2. С. 59–65. 3. Волковская Т. Н. Теоретические аспекты проблемы коммуникативной дезадаптации детей с недостатками речи // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. № 4 (70). С. 8–12. 4. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция / под ред. Г. В. Чиркиной, Л. С. Соловьевой. Архангельск: Поморский университет, 2009. 403 с. 5. Комплексный подход к социализации детей с расстройствами аутистического спектра: учеб.-метод. пособие / [под ред. Е. С. Романовой]; Моск. гор. пед. ун-т, Ин-т психологии, социологии и соц. отношений. М.: Редкая птица, 2019. 124 с. 6. Леонова И. В. Развитие коммуникативных навыков и речи у детей, имеющих РАС и другие нарушения развития. М.: Наш солнечный мир, 2016. 34 с. 7. Лыгина М. А., Куц А. В. Комплексный подход к обучению детей с расстройствами аутистического спектра // Педагогическое образование и наука. 2019. № 4. С. 126–129. 8. Мамохина У. А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 24–31. 9. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2003. 240 с. 10. Морозов С. А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: учеб.-метод. пособие. М.: [б. и.], 2015. 539 с. 11. Романова А. А. Особенности речи детей с аутистическими расстройствами // Дефектология. 2011. № 2. С. 44–51. 12. Хаустов А. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: дис. … канд. психол. наук: 13.00.03. М., 2005. 176 с. 13. Хаустов А. В., Красносельская Е. Л., Хаустова И. М. Дети с расстройствами аутистического спектра. Протокол педагогического обследования // Практика управления ДОУ. 2014. № 1. С. 32–50. 14. Bailey A. Autism treatment research // Autism Research. 2014. Vol. 7. Iss. 1. P. 1–3. DOI: 10.1002/ aur.1358 15. Ganz J. B. AAC interventions for individuals with autism spectrum disorders: State of the science and future research directions // Augmentative and Alternative Communication. 2015. Vol. 31. Iss. 3. P. 203–214. DOI: 10.3109/07434618.2015.1047532 16. London E. The role of the neurobiologist in redefining the diagnosis of autism // Brain Pathol. 2007. Vol. 17 (4). P. 408–411. DOI: 10.1111/j.1750-3639.2007.00103.x 17. McVey A. J. The neurobiological presentation of anxiety in autism spectrum disorder: A systematic review // Autism Research. 2019. Vol. 12. Iss. 3. P. 346–369. DOI: 10.1002/aur.2063 18. Posserud M. B., Lundervold A.J., Gillberg C. Autistic features in a total population of 7-9-year-old children assessed by the ASSQ (Autism Spectrum Screening Questionnaire) // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. Vol. 47 (2). P. 167–175. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2005.01462.x 19. Russell G. Contextualising autism diagnosis // Autism-Open Access. 2014. Vol. 4. Iss. 1. P. 1–2. DOI: 10.4172/2165-7890.1000128 20. Russell G. Social and behavioural outcomes in children diagnosed with autism spectrum disorders: longitudinal cohort study / G. Russell at el. // The Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2012. Vol. 53 (7). P. 735–744. DOI: 10.1111/j.1469-7610.2011.02490.x |