Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СВОЕГО ИМИДЖА

Журнал » 2021 №37 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СВОЕГО ИМИДЖА
    Просмотров: 1504

 

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.3

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СВОЕГО ИМИДЖА

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

AbushkinBM@mgpu.ru

 

Статья посвящена использованию психологической диагностики как инструмента построения студентами своего имиджа. Образовательная программа, предполагающая подготовку обучающихся по вопросам формирования собственного имиджа с целью повышения личной конкурентоспособности, основывается на диагностико-развивающей работе с использованием валидных психологических тестов. В рамках апробации программы работы со студентами было проведено тестирование, направленное на построение оценочных характеристик на основании полученных результатов. Самооценка личностного потенциала проводилась путем ранжирования измеренных личностных качеств по степени их соответствия представлениям о себе, а также на основе оценки уровня выраженности личностных качеств в контексте обеспечения конкурентоспособности. Первичные факторы были обобщены в интегральные факторы, характеризующие реальный уровень развития личностного потенциала студентов. В качестве контрольного диагностического инструмента понимания студентами своего личностного потенциала был использован Оксфордский тест анализа личности (Oxford capacity analysis test).

Материалы, представленные в статье, являются продолжением научного обобщения практики формирования конкурентоспособности студентов2 . В работе представлены результаты сравнительного анализа предварительной и последующей диагностики после обсуждения первичных индивидуальных результатов. Согласно полученным данным диагностико-развивающая работа со студентами способствует росту показателей индивидуальных результатов в области высоких значений (от 0,7 до 1 по относительной шкале). Проведенное исследование показывает, что использование метода перекрестного анализа позволяет каждому студенту получить объективную информацию о своем личностном профиле, т. е. содействует осознанию такого уровня развития личностных качеств, который необходим для формирования конкурентоспособности.

 

Ключевые слова: личная работоспособность; имидж; личность; личностный потенциал; самооценка; самовыражение; психологическая диагностика; обучающиеся.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая диагностика как инструмент построения студентами своего имиджа // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 39–49. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.37.1.3

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-9032-6869

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7688-7395

 

 

Литература

 

1. Захаркина Н. В., Плахова Л. В. SWOT-анализ как инструмент управления профессиональным развитием персонала в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (12). С. 2673–2678.

2. Инновационные процессы в образовании / под ред. Т. Н. Ле-ван. Новосибирск: СибАК, 2013. 142 с.

3. Коноплянский Д. А. Конкурентоспособность как стратегический ориентир выпускника вуза // Высшее образование сегодня. 2016. № 11. С. 23–26.

4. Першина Т. А. Оценка показателей высшего образования, влияющих на конкурентоспособность выпускника на рынке труда // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 10 (55). С. 8–11. DOI: 10.18411/lj-10-2019-190

5. Резник С. Д., Сочилова А. А. Основы личной конкурентоспособности: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 251 с.

6. Токарева Е. В. Конкурентоспособность личности — залог успешности в профессиональной деятельности // Психология и школа. 2008. № 3. С. 76–83.

7. Шейнов В. П. Связи эмоционального интеллекта, интернальности и удовлетворенности жизнью // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. Психология. 2020. № 15. С. 93–97.

8. Шепель В. М. Имиджелогия: учеб. пособие / В. М. Шепель — сост., науч. ред. М.: Народноеобразование, 2002. 254 с.

9. Avey J. B. Impact of positive psychological capital on employee well-being over time / J. B. Avey et al. // Journal of Occupational Health Psychology. 2010. Vol. 15. № 1. P. 17–28. DOI: 10.1037/a0016998

10. Avey J. B., Nimnicht J. L., Pigeon N. G. Two field studies examining the association between positive psychological capital and employee performance // Leadership & Organization Development Journal. 2010. Vol. 31. № 5. P. 384–401. DOI: 10.1108/01437731011056425

11. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination research: reflections and future directions // Handbook of Self-Determination Research. The University of Rochester Press, 2002. Р. 431–441.

12. Gagné M., Deci E. L. Self-determination theory and work motivation // Journal of Organizational Behavior. 2005. Vol. 26 (4). P. 331–362. DOI: 10.1002/job.322

13. Leontiev D., Salikhova A. Looking at oneself as inner dialogue // International Journal for Dialogical Science. 2010. Vol. 4. № 2. Р. 95–104.

14. McMurray A. J. Leadership, climate, psychological capital, commitment, and wellbeing in a nonprofit organization / A. J. McMurray et al. // Leadership and Organization Development Journal. 2010. Vol. 31. № 5. P. 436–457. DOI: 10.1108/01437731011056452

15. Skinner E., Edge K. Self-determination, coping, and development // Handbook of Self-Determination Research. The University of Rochester Press, 2002. P. 297–337.