Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Б. Н. Рыжов, О. В. Котова, ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Журнал » 2021 №37 : Б. Н. Рыжов, О. В. Котова, ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    Просмотров: 890

 

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2021.37.1.1

 

ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru,

О. В. Котова,

МГПУ, Москва,

 KotovaOV@mgpu.ru

 

Статья посвящена рассмотрению механизмов возникновения эйдетического образа с позиций системной психологии, позволяющей предложить научную интерпретацию различных форм и явлений эйдетизма, опираясь на единые теоретические основания. Цель исследования заключается в описании системного единства формирования эйдетических образов при различных условиях.

С позиций системной психологии эйдетический образ представляет собой удерживаемый в памяти целостный и устойчивый образ восприятия или представления. Данное явление следует рассматривать в качестве информационной системы с фиксированными, неизменяющимися связями, главным отличием которой является значительно большая, чем в соответствующей популяционной норме, насыщенность составляющих эту систему элементов (образов). Возникновение эйдетического образа связано с комбинацией различных индивидуально-личностных характеристик: от психофизиологических особенностей организма до мотивации и развития эмоционально-волевой сферы человека.

Системно-психологический анализ позволяет выделить следующие условия формирования эйдетической способности. Возникновение эйдетического восприятия в детском возрасте обусловлено оптимальным развитием нейрофизиологического субстрата психики; меньшей, чем у взрослого, способностью к образованию существенных системных связей при формировании образа восприятия; эмоциональной лабильностью ребенка и легкостью развития у него аффективной реакции на сравнительно слабый раздражитель. Эйдетизм творчески одаренной личности непосредственно связан с наличием врожденных экстраординарных версативных и ингенитивных способностей; высоким индексом социальных видов мотивации развития; переживанием особых эмоциональных состояний при создании творческого продукта. Возникновение эйдетизма при измененных состояниях сознания является следствием вспышкообразного повышения электрической активности обширных зон коры и подкорковых структур головного мозга, обеспечивающее кратковременную генерацию большего количества нервных связей, чем это происходит при нормальной работе мозга. Формирование квазиэйдетических образов является результатом химического воздействия.

Интерпретация эйдетизма с позиций системной психологии открывает новую перспективу для понимания этого важного психологического феномена, а также раскрывает дополнительные возможности для объяснения основных проблем психологии развития и патопсихологии.

 

Ключевые слова: системная психология; системно-психологический подход; эйдетический образ; квазиэйдетический образ; эйдетизм; эйдетическое восприятие; эйдетическая память; эмоциональная возбудимость; напряженность.

 

Для цитаты: Рыжов Б. Н., Котова О. В. Эйдетический образ с позиций системной психологии // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 5–27. DOI 10.25688/2223-6872. 2021.37.1.1

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-8848-3622

Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KotovaOV@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-4399-4274

 

 

 

Литература

 

 

1. Блонский П. П. Психологические очерки. М.: Новая Москва, 1927. 171 с.

2. Богданчиков С. А. Судьба эйдетики в советской психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 110–118.

3. Выготский Л. С. Эйдетика // Основные течения современной психологии: сб. научных трудов / под ред. Б. А. Фингерта, М. А. Ширвиндта. М.; Л., 1930. С. 178–205. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета. URL: http:// psychlib.ru/inc/absid.php?absid=388179 (дата обращения: 26.03.2021).

4. Загоровский П. Л. Эйдетическая школа (Йенш) и проблемы детской психологии // Психология. 1929. Т. II. Вып. I. С. 83–92.

5. Кононова М. П. Эйдетические явления и их отношение к психопатологии // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1929. № 1. С. 60–82.

6. Мухин К. Ю., Миронов М. Б., Барлетова Е. И. Эпилептические ауры: клинические характеристики и топическое значение // Русский журнал детской неврологии. 2011. Т. 6. № 1. 2011. С. 19–30.

7. Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

8. Сиволап Ю. П. Галлюциногены: особый класс психоактивных веществ? // Неврологический вестник. 2017. Т. 49. № 2. С. 75–77.

9. Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Xарьков: Гуманитарный Центр, 2007. 292 с.

10. Смирнов В. Е. Психология юношеского возраста. М.; Л.: Молодая гвардия, 1929. 334 с.

11. Фейман Г. Эйдетизм и школьный возраст: [сб. статей] / редкол.: П. П. Блонский, В. Н. Скосырев; под общ. ред. Э. Ю. Шурпе; Гос. центр. науч.-иссл. ин-т охраны здоровья детей и подростков НКЗ РСФСР. М.: Биомедгиз, 1935. С. 13–66.

12. Allport G. W. Eidetic imagery // British Journal of Psychology. General Section. 1924. Vol. 15 (2). P. 99–120. DOI: 10.1111/j.2044-8295.1924.tb00168.x

13. Bridgeman B. Toward a neurological theory of eidetic imagery // Behavioral and Brain Sciences. 1979. Vol. 2 (4). P. 583–598. DOI: 10.1017/S0140525X00064591

14. Dube B., Emrich S. M., Al-Aidroos N. More than a filter: Feature-based attention regulates the distribution of visual working memory resources // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2017. Vol. 43 (10) P. 1843–1854. DOI: 10.1037/xhp0000428

15. Gilmore J. H., Knickmeyer R. C., Gao W. Imaging structural and functional brain development in early childhood // Nature Reviews Neuroscience. 2018. Vol. 19 (3). P. 123–137. DOI: 10.1038/nrn.2018.1

16. Gray C. R., Gummerman K. The enigmatic eidetic image: A critical examination of methods, data, and theories // Psychological Bulletin. 1975. Vol. 82. P. 383–407. DOI: 10.1037/0033-2909.82.3.383

17. Haber R. N. Visual perception // Annual Reviews Psychology. 1978. Vol. 29. P. 31–59. DOI: 10.1146/ annurev.ps.29.020178.000335

18. Jaensch E. R. Die Eidetik und typologische Forschungsmethode // Zeitschrift für Psychologie. 1927. Bd. 102. S. 35–56.

19. Jaensch W. Die beiden eidetischen Haupttypen und die medizinischen Grundlagen der Untersuchung: Tetanie und Morb. Basedow, ihre Latenzzustände und unsre Typen: der T- und B-Typus // Grundzüge einer Physiologie und Klinik der Psychophysischen Persönlichkeit. Berlin; Heidelberg: Springer, 1926. P. 35–47. DOI: 10.1007/978-3-642-91753-0_3

20. Jaensch W. Über die Verbreitung Eidetischer Phänomene und Ihnen Zugrunde Liegender Psychophysischer Konstitutionstypen (Reaktionstypen) // Klinische Wochenschrift. 1926. Vol. 5. Iss. 10. P. 406–410. DOI: 10.1007/bf01752252

21. Klüver H. Eidetic phenomena // Psychological Bulletin. 1932. Vol. 29 (3). P. 181–203. DOI: 10.1037/ h0070381

22. Rieger S. Eidetik Ein psychologisches Bildkonzept zwischen Gedächtniskunst, Literatur und technischen Medien // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 2000. Vol. 74. Iss. 2. P. 305–332. DOI: 10.1007/bf03375543

23. Schwartz B. L. Memory: foundations and applications. Sage Publications, 2013. 481 p.

24. Singer J. L., Pope K. S. The power of human imagination. New York: Plenum Press, 1978. 401 p. DOI: 10.1007/978-1-4613-3941-0_7

25. Ye Ch. A two-phase model of resource allocation in visual working memory / Ch. Ye et al. // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2017. Vol. 43 (10). P. 1557–1566. DOI: 10.1037/xlm0000376