Просмотров: 920
Московский городской педагогический университет Всероссийское периодическое издание
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований
Системная психология и социология
№ 1 (37) 2021
Выходит 4 раза в год
ISSN 2223-6880
Москва 2021
|
||
Просмотров: 1493
СОДЕРЖАНИЕ
Теория и метод системной психологии
Психологические исследования
Прюс Ф., Перевозкина Ю. М. Системный анализ ролевой социализации в молодежной среде Шейнов В. П. Личностные свойства зависимых от смартфона учащихся колледжа
История психологии и психология истории
Янышева В. А., Сенкевич Л. В. Опросник «Переживание экзистенциального кризиса»: краткая версия
История психологии и психология истории
In Memoriam
Информация
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 1 (37) Требования к оформлению статей |
||
Просмотров: 1223
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.9
ВЛИЯНИЕ СИСТЕМНЫХ ИДЕЙ Ю. КУЛЯ НА СОВЕТСКУЮ И РОССИЙСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ВОЛИ
И. Н. Кормачёва, ПЦ «Ирис», Новосибирск, Д. А. Донцов, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Л. А. Машкова, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва,
Статья посвящена исследованию влияния системных идей Ю. Куля на советскую и российскую психологию воли. Проанализированы подходы к пониманию воли, а также работы отечественных исследователей, занимавшихся этой проблемой. Показано, каким образом концепция Ю. Куля может способствовать разрешению противоречий, сложившихся в психологической науке относительно подходов к интерпретации воли. В статье представлены этапы становления теоретических воззрений Ю. Куля на психологию воли. Отмечается, что в концепции ученого психика рассматривается в качестве системы. В его работах волевая сфера представляет собой систему, направленную на достижения результата. С позиции теории Ю. Куля реализация контроля за действием зависит от согласованной работы подсистем, направленных на удержание намерения в активном состоянии при благоприятных условиях и останавливающих активность в неблагоприятных. В исследовании проводится анализ вклада новаторских идей Ю. Куля в развитие дифференциальной психологии. Отмечается, что концепция волевой регуляции способствует пониманию причин, лежащих в основе получения различных результатов деятельности при условии наличия одинаковых целей, средств деятельности и желания добиться успеха. В работе рассматриваются механизмы, посредством которых осуществляется реализация намерения вплоть до достижения необходимого результата. Дается характеристика влияния теории Ю. Куля на современные исследования, направленные на изучение проблемы волевой регуляции поведения. Проводится анализ методики, разработанной ученым на основе оригинальных теоретических представлений о природе воли. Рассматриваются перспективы и возможности применения опросника «Контроль за действием» в современной диагностической практике.
Ключевые слова: Ю. Куль; системные идеи; волевая регуляция; механизмы волевой регуляции; контроль за действием; дифференциальная психология; системный подход; мотивационный подход; подход свободного выбора; регулятивный подход.
Для цитаты: Кормачёва И. Н., Донцов Д. А., Машкова Л. А. Влияние системных идей Ю. Куля на советскую и российскую психологию воли // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 109–120. DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.9
Кормачёва Ирина Николаевна, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск. E-mail: irina@kormacheva.ru ORCID: 0000-0001-9208-0922 Донцов Дмитрий Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. E-mail: dontsov-junior@bk.ru ORCID: 0000-0003-4161-5039 Машкова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва. E-mail: la.mashkova@gmail.com ORCID: 0000-0002-7877-5418 |
||
Просмотров: 1794
УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.8
ОПРОСНИК «ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО КРИЗИСА»: краткая версия
В. А. Янышева, МИППАН, Москва, Л. В. Сенкевич, РГСУ, Москва,
Статья посвящена апробации краткой версии методики «Переживание экзистенциального кризиса» . Необходимость создания диагностического инструмента, позволяющего получать достоверные сведения о психологическом состоянии клиента в короткие сроки, определяет цель настоящей работы. Индивидуальный жизненный путь каждого человека представляет собой временной континуум, наполненный противоречивыми желаниями, конфликтующими представлениями, необходимостью осмысленного существования, что в совокупности создает для человека экзистенциальные трудности. Поиск ответов на экзистенциальные вопросы может трансформироваться в труднопреодолимые экзистенциальные проблемы и сопровождаться особым дискомфортным психологическим состоянием — экзистенциальным кризисом. Разработанная краткая версия методики «Переживание экзистенциального кризиса» складывается из 36 утверждений, сгруппированных в шесть шкал, которые были отобраны из десяти шкал полной версии опросника: неудовлетворенность собой; неудовлетворенность своим настоящим; бессмысленность социальных связей; одиночество; незащищенность; отчаяние, страдание и чувство вины. В статье показано, что краткая версия методики «Переживание экзистенциального кризиса» удовлетворяет стандартным требованиям к опросникам по критериям надежности и валидности. Полученные коэффициенты корреляции каждого утверждения с баллом присущей ему шкалы (от 0,428 до 0,815, р ≤ 0,001) свидетельствуют об однородности опросника. Коэффициенты корреляции одинаковых шкал из краткой и полной версий опросника (от 0,899 до 0,970, р ≤ 0,001) указывают на почти полную идентичность двух версий. Коэффициенты корреляции Спирмена (от 0,846 до 0,937, р ≤ 0,001) подтверждают ретестовую надежность. Коэффициенты α-Кронбаха по каждой шкале (от 0,725 до 0,872, р ≤ 0,001) подтверждают внутреннюю согласованность методики. Коэффициенты корреляции шкал краткой версии и шкал теста смысложизненных ориентаций (от –0,432 до –0,695, р ≤ 0,001) указывают на конвергентную валидность. Выраженность всех шкал у респондентов низкая. Краткая версия может использоваться в диагностических целях, в частности для определения психологического состояния клиента перед началом психотерапевтического курса и после его прохождения.
Ключевые слова: экзистенциальный кризис; экзистенциальные переживания; экзистенциальные проблемы; смысловая сфера; смысл жизни.
Для цитаты: Янышева В. А., Сенкевич Л. В. Опросник «Переживание экзистенциального кризиса»: краткая версия // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 95–108. DOI: 10.25688/2223- 6872.2020.37.1.8
Янышева Вера Александровна, кандидат психологических наук, директор Международного института психологии и психотерапии аутоординационного направления, Москва. Е-mail: v_yanisheva@mail.ru ORCID: 0000-0001-8391-5254 Сенкевич Людмила Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной, общей и клинической психологии Российского государственного социального университета, Москва. Е-mail: lvsenkevich@mail.ru ORCID: 0000-0001-8147-7692 |
||
Просмотров: 1148
УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.7
СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТАРОМ ЧЕЛОВЕКЕ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
В. В. Лемиш, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Омск,
В статье система представлений о старом человеке рассматривается как ключевой аспект взаимодействия социального работника с клиентом, задающий направление и характер профессиональных действий, которые в конечном итоге определяют эффективность социальной работы. Цель исследования состоит в анализе содержания представлений о старых людях. В исследовании использована авторская психосемантическая методика, направленная на оценку системы психологических проявлений: когнитивных, аффективных, регулятивных, коммуникативных и личностных. Респондентами выступили социальные работники, которые находятся на разных этапах профессионального становления: студенты (адепты) и социальные работники, начинающие свою трудовую деятельность (адаптанты). Общее число испытуемых — 80 человек, из них 40 человек — студенты 2–4-х курсов направления «Социальная работа» в возрасте от 19 до 24 лет; 40 человек — работники комплексных центров социального обслуживания населения с профессиональным стажем не более пяти лет в возрасте от 26 до 32 лет. Выявлено, что образ старого человека в обеих группах респондентов в значительной степени нагружен отрицательными коннотациями, что свидетельствует о существенном влиянии стереотипов старости на формирование системы представлений. Она является достаточно устойчивой, в особенности это касается представлений о личностных и коммуникативных качествах. Вместе с тем непосредственное включение в профессиональную деятельность способствует частичной трансформации системы представлений о старом человеке в позитивном направлении. Наиболее существенные изменения произошли в представлениях о способностях старого человека регулировать свое поведение. В целом изменения системы представлений о старом человеке связаны не только с увеличением положительных оценок, но и со смягчением отрицательных: социальные работники менее категоричны в своих негативных оценках старости.
Ключевые слова: системный подход; система представлений; старый человек; студенты; социальный работник; профессиональное становление.
Для цитаты: Лемиш В. В. Система представлений о старом человеке у социальных работников на начальных этапах профессионального становления // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 81–94. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.37.1.7
Лемиш Вера Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского, Омск, Россия. E-mail: verlem2004@yandex.ru ORCID: 0000-0001-7165-5248 |
||
Просмотров: 1628
УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.6
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Л. В. Куриленко, Самарский университет, Самара, А. А. Киселева, Самарский университет, Самара,
Статья посвящена раскрытию взаимосвязи компонентов системы формирования информационно-аналитической компетентности специалистов фармацевтического профиля в процессе повышения квалификации. На сегодняшний день профессиональная деятельность является пространством развития личности. Реализация профессионально-психологического потенциала ведет к повышению эффективности профессиональной деятельности, что обусловливает необходимость формирования профессиональной компетентности специалистов. В статье представлены результаты исследования двух групп специалистов фармацевтического профиля, которые на начальном этапе повышения квалификации показали равномерное развитие уровня компетентности. Первая — констатирующая группа, состоящая из 232 специалистов, проходила обучение согласно существующей методологии программы учебного курса без использования инновационных технологий. Вторая группа — формирующая, численностью 236 специалистов, проходила обучение по новой технологии. Под новые требования был подобран и апробирован метод смешанного обучения. Данный метод сочетает классическую форму очного обучения с элементами электронного обучения путем использования информационных технологий: диалоговых симуляторов, графических кейсов и прочих интерактивных упражнений. В качестве одного из инструментов обучения использовался алгоритм «Расположение в фармакологической группе», позволяющий повысить уровень информационно-аналитической компетентности. В ходе исследования компонентов системы формирования информационно-аналитической компетентности установлены значимые связи между используемыми в процессе обучения технологиями и уровнем сформированности информационно-аналитической компетентности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что смешанная форма обучения, сочетающая классическую форму очного обучения с элементами электронного обучения, способствует наиболее успешному развитию информационно-аналитических компетенций. Данные проведенного исследования подтверждают необходимость дальнейшей модернизации программ повышения квалификации специалистов фармацевтического профиля.
Ключевые слова: система формирования информационно-аналитической компетентности; взаимосвязь компонентов; повышение квалификации; специалисты фармацевтического профиля; эффективность обучения; информационные технологии; смешанное обучение; качество знаний.
Для цитаты: Куриленко Л. В., Киселева А. А. Система формирования информационно-аналитической компетентности специалистов фармацевтического профиля // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 70–80. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.37.1.6
Куриленко Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева, Самара. E-mail: srludmila@mail.ru ORCID: 0000-0001-8602-0659 Киселева Анна Александровна, аспирант кафедры теории и технологии социальной работы Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева, Самара. E-mail: natlya@yandex.ru ORCID: 0000-0003-3794-1958 |
||
Просмотров: 1222
УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.5
ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
С. М. Валявко, МГПУ, Москва, О. Ю. Володина, МГППУ, Москва,
Статья посвящена изучению особенностей вербальных коммуникативных навыков дошкольников с расстройством аутистического спектра. В статье раскрывается сущность и компонентный состав вербальных коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с детским аутизмом в сравнении с их сверстниками, имеющими недоразвитие речи первичного генеза. Понимание особенностей коммуникативных и речевых нарушений детей с аутизмом способствует определению приоритетных направлений коррекционной работы. Исследование проведено на базе центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» в период с октября 2019 г. по февраль 2020 г. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 5 до 7 лет с установленным диагнозом «детский аутизм, не отягощенный умственной отсталостью». В качестве сравнительной группы были взяты дети, посещающие занятия по развитию речи в центре «Наш солнечный мир» и имеющие общее недоразвитие речи III уровня. Их уровень развития речи был максимально близок к уровню детей из группы детского аутизма. Результаты исследования показали, что задержка речевого развития детей с аутистическими расстройствами имеет сходные черты с задержкой речевого развития у детей, не страдающих аутизмом. При этом коммуникативные навыки детей с расстройствами аутистического спектра значительно отстают от их уровня речевого развития. Уровень развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом значительно ниже этого показателя у детей с общим недоразвитием речи III уровня, в то время как показатели речевого развития детей из группы с аутизмом немного превышают показатели детей с общим недоразвитием речи из целевой выборки. В ходе исследования выявлена прямая связь между оценкой коммуникативных и речевых навыков детей с детским аутизмом: чем ниже показатели коммуникативных компетенций детей с аутизмом, тем ниже их речевые навыки.
Ключевые слова: вербальные коммуникативные навыки; социальные навыки; речевые навыки; детский аутизм; общее недоразвитие речи.
Для цитаты: Валявко С. М., Володина О. Ю. Особенности вербальных коммуникативных навыков дошкольников с аутистическими расстройствами // Системная психология и социология. 2021. № 1. (37). С. 61–69. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.37.1.5
Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: valyavko@yandex.ru ORCID: 0000-0001-7195-6374 Володина Ольга Юрьевна, тьютор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва. E-mail: saint_olga@list.ru ORCID: 0000-0002-7332-7173 |
||
Просмотров: 1159
УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.4
ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ЗАВИСИМЫХ ОТ СМАРТФОНА УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
В. П. Шейнов, РИВШ, Минск, Республика Беларусь,
Статья посвящена исследованию личностных свойств зависимых от смартфона учащихся медицинских колледжей. Для многих людей, особенно подростков, юношей и девушек, смартфон является неотъемлемой частью повседневной жизни. Из-за постоянно прикованного к смартфону внимания активные пользователи оказываются не в состоянии полноценно учиться, налаживать отношения с окружающими и в целом жить полноценной жизнью. Среди отрицательных последствий возникновения зависимости от смартфонов выделяют психологические и поведенческие проблемы, а также проблемы самоэффективности. Зависимость от смартфона связана с синдромом дефицита внимания, с гиперреактивностью, депрессией, тревожностью и стрессом. Эта зависимость затрудняет адаптацию учащихся к студенческой жизни, приводит к снижению успеваемости, постоянному недосыпанию и проблемам со здоровьем. В исследовании использованы авторские методики оценки зависимости от смартфона, ассертивности, незащищенности от кибербуллинга и известные опросники прокрастинации и стеснительности. В статье показано, что зависимость от смартфона учащихся медицинского колледжа положительно связана с прокрастинацией, стеснительностью, незащищенностью от кибербуллинга и отрицательно — с ассертивностью и хорошим настроением. Все зависимости, кроме связи с прокрастинацией, являются линейными, а связь с прокрастинацией — нелинейной. Зависимость от смартфона девушек отличается от общей выборки только тем, что все связи являются линейными. У юношей зависимость от смартфона положительно связана со стеснительностью, незащищенностью от кибербуллинга и отрицательно — с ассертивностью и хорошим настроением, но отсутствует связь с прокрастинацией. Все зависимости, кроме связи с настроением, являются линейными, а связь с настроением — нелинейной. Результаты проведенного исследования показывают наличие в русскоязычном и зарубежном социумах связи зависимости от смартфона с застенчивостью, кибербуллингом, ассертивностью, настроением. Однако не выявлено связей зависимости от смартфона с проблемами со сном и ухудшением здоровья учащихся, а также с прокрастинацией у юношей.
Ключевые слова: зависимость от смартфона; прокрастинация; стеснительность; кибербуллинг; ассертивность; настроение; девушки; юноши; учащиеся; колледж.
Для цитаты: Шейнов В. П. Личностные свойства зависимых от смартфона учащихся колледжа // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 50–60. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.37.1.4
Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь. E-mail: sheinov1@mail.ru ORCID: 0000-0002-2191-646X |
||
Просмотров: 1769
УДК 159.9.07 DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.3
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СВОЕГО ИМИДЖА
Е. С. Романова, МГПУ, Москва, Б. М. Абушкин, МГПУ, Москва,
Статья посвящена использованию психологической диагностики как инструмента построения студентами своего имиджа. Образовательная программа, предполагающая подготовку обучающихся по вопросам формирования собственного имиджа с целью повышения личной конкурентоспособности, основывается на диагностико-развивающей работе с использованием валидных психологических тестов. В рамках апробации программы работы со студентами было проведено тестирование, направленное на построение оценочных характеристик на основании полученных результатов. Самооценка личностного потенциала проводилась путем ранжирования измеренных личностных качеств по степени их соответствия представлениям о себе, а также на основе оценки уровня выраженности личностных качеств в контексте обеспечения конкурентоспособности. Первичные факторы были обобщены в интегральные факторы, характеризующие реальный уровень развития личностного потенциала студентов. В качестве контрольного диагностического инструмента понимания студентами своего личностного потенциала был использован Оксфордский тест анализа личности (Oxford capacity analysis test). Материалы, представленные в статье, являются продолжением научного обобщения практики формирования конкурентоспособности студентов2 . В работе представлены результаты сравнительного анализа предварительной и последующей диагностики после обсуждения первичных индивидуальных результатов. Согласно полученным данным диагностико-развивающая работа со студентами способствует росту показателей индивидуальных результатов в области высоких значений (от 0,7 до 1 по относительной шкале). Проведенное исследование показывает, что использование метода перекрестного анализа позволяет каждому студенту получить объективную информацию о своем личностном профиле, т. е. содействует осознанию такого уровня развития личностных качеств, который необходим для формирования конкурентоспособности.
Ключевые слова: личная работоспособность; имидж; личность; личностный потенциал; самооценка; самовыражение; психологическая диагностика; обучающиеся.
Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическая диагностика как инструмент построения студентами своего имиджа // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 39–49. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.37.1.3
Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RomanovaES@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-9032-6869 Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии, главный научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-7688-7395 |
||
Просмотров: 1247
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2021.37.1.2
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Ф. Прюс, ЭМАУ, Грайфсвальд, Ю. М. Перевозкина, НГПУ, Новосибирск,
Статья посвящена определению аспектов, связанных с современными проблемами концептуализации социализации в целом и ролевой социализации молодежи в частности. С этой целью произведен системный анализ проблем ролевых теорий, а затем осуществлено обсуждение того, как современные определения ролей, ролевых ожиданий и ролевых конфликтов перекликаются с эмпирическими исследованиями. С позиции метасистемного подхода ролевая социализация может быть представлена как системный комплекс, включающий в себя три системных образования — личность, культуру и общество. Основываясь на представлениях метасистемного подхода и опираясь на ролевые теории, осуществлен системный анализ эмпирических исследований ролевой социализации молодежи в четырех жизненных сферах: семейной, профессиональной, неформальных контактов и интимно-сексуальной. Проблемы ролевого освоения в сексуальной сфере связаны с двойными стандартами, размытыми ожиданиями по отношению к гендерной идентичности. В сфере неформальных контактов взаимодействие молодых людей происходит по большей части опосредованно, через социальные сети, которые являются площадкой освоения социальных ролей. Представлены данные о влиянии отношения молодежи к гендерным ролям на трансформацию современной семьи, изменение ее ролевых моделей, тесно коррелирующих с ценностями социума. В профессиональной сфере ролевая социализация молодежи преломляется через призму отношений между субъективными ожиданиями и убеждениями индивида, касающимися своей роли, и то, как эти убеждения влияют на его поведение на работе. Использование метасистемного подхода позволяет всесторонне рассмотреть изменения в восприятии ролей молодежью и их интеграции, проанализировать их связь с ролевыми ожиданиями и личностными особенностями. Такой подход позволяет подробно описать ролевую социализацию молодежи не только содержательно, но и процессуально. Модель является актуальной для различных областей исследований, в которых используется ролевой конструкт.
Ключевые слова: системный анализ; метасистемный подход; системный комплекс; роль; ролевая социализация; сферы жизнедеятельности.
Для цитаты: Прюс Ф., Перевозкина Ю. М. Системный анализ ролевой социализации в молодежной среде // Системная психология и социология. 2021. № 1 (37). С. 28–38. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.37.1.2
Прюс Франц, доктор педагогики, профессор Института философии, психологии и педагогики Университета имени Эрнста Морица Арндта, Грайфсвальд, Германия. E-mail: franz@pruess.eu ORCID: 0000-0001-9433-2046 Перевозкина Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, Россия. E-mail: per@bk.ru ORCID: 0000-0003-4201-3988 |
||