Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2021 №40 : Титульный лист 4(40)

Просмотров: 777

Московский городской педагогический университет

Герб ГБОУ ВПО МГПУ

Всероссийское периодическое издание

 

 

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 4 (40) 2021

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223-6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2021

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2021 №40 : Содержание 4(40)

Просмотров: 921

СОДЕРЖАНИЕ

 

Психологические исследования

 

Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации (продолжение, начало см. № 3 (39), 2021) (с переводом на английский язык)

Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования

Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ

Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки (продолжение, начало см. № 2 (38), 2021)

Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения

Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов

Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

 

 

История психологии и психология истории

 

Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

 

  

Информация

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40)


  Читать полностью...
 

Журнал » 2021 №40 : Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского

Просмотров: 2317

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.8

 

СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ

В ТВОРЧЕСТВЕ Н. К. МИХАЙЛОВСКОГО

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье показано, что одним из источников развития психологической мысли стало самобытное явление русской жизни — народничество, которое повлияло на развитие социально-психологической и психолого-педагогической мысли в России. Рассматриваются психологические представления идеолога народничества, выдающегося мыслителя второй половины XIX – начала XX в. Н. К. Михайловского (1842–1904), который явился создателем стройной научной системы, написал ряд значимых сочинений по коллективной психологии, ставших основой социально-психологической мысли. Михайловский придерживался материалистического взгляда на мир и происходящие в обществе изменения. Человек, в представлениях мыслителя, думающий, переживающий, а главное, активный индивид, способный совершенствовать себя, свою природу и окружающий мир. Михайловский выступал сторонником идеи личности, актуальной для российской психологической теории на протяжении всего ХIХ в. Целостная личность в теориях мыслителя определяется как «органический» человек, восприимчивый к многостороннему «сочувственному опыту». Личность формируется в ходе жизнедеятельности в конкретных общественно-исторических условиях и накопления социального опыта. Основной проблемой социальной психологии, основоположником которой в отечественной психологической мысли стал Михайловский, является взаимодействие личности и массы. Рассмотрение и изучение психологических механизмов взаимодействия личности и массы — самые актуальные социально-психологические задачи, поставленные отечественным мыслителем в ряде своих сочинений.

 

Ключевые слова: Н. К. Михайловский; система; народничество; идеарх; герой; толпа; индивидуальность; высшая индивидуальность; борьба; органический человек; человек борющийся.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского // Системная психология и социология. 2021. № 4. (40). С. 92–112. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.8

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2478-1468


  Читать полностью...
 

Журнал » 2021 №40 : Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева

Просмотров: 1704

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.7

 

ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСТВЕ

В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА

 

Г. А. Урунтаева,

ИИДСВ РАО, Москва,

lotsman52@mail.ru

 

В статье рассматривается нравственное развитие в детстве в творчестве русского писателя конца ХIX – начала XX в. Леонида Николаевича Андреева. Этот процесс он анализирует в условиях резкого пессимистического контраста между светлым миром детства и жестоким миром взрослых, обусловленного взаимосвязью рождения с надвигающейся смертью; социальной несправедливостью; равнодушием близких взрослых. Нравственное взросление ребенка неосознанно стимулируют взрослые, родители, случайно создающие для него реальную ситуацию тяжелого морального выбора. В поисках выхода из нее ребенок самостоятельно решает нравственную проблему, опираясь на образную логику, в совокупности моральных чувств, разума и воли, поэтапно переходя от остро переживаемых эмоций относительно проблемы и ее отрицания к пониманию ее сущности и выбору способа действия.

Главным условием нравственного взросления является духовная деятельность самого ребенка, а важнейшими приобретениями — произвольность поведения, умение понять точку зрения другого человека. Поведение ребенка, теряя детскую непосредственность, превращается из импульсивного и ситуативного в волевое. Он осознанно начинает, с одной стороны, строить нравственное поведение, направленное на помощь человеку, а с другой — на активный протест против несправедливостей мира взрослых или поиск идеала лучшей жизни. Протест может принять асоциальную направленность, а найденный идеал оказаться быстро разрушающейся иллюзией, краткое обладание которой все-таки возрождает духовную жизнь маленького человека.

Важными средствами нравственного развития являются чтение сказок, общение с природой и сверстниками, художественное творчество. Возрастные особенности взросления Андреев видит в усложнении предмета нравственного поведения — от понимания к сочувствию человеку и поиску идеала; в усложнении структуры нравственной деятельности — от организации помощи ближнему к активному протесту против зла жизни; а индивидуальные — в своеобразии эмоциональных переживаний и выборе способа решения нравственной проблемы.

 

Ключевые слова: Леонид Андреев; детство; агрессия; апатия; аффект; детская непосредственность; нравственное развитие; произвольность поведения; умение видеть точку зрения другого человека.

 

Для цитаты: Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 75–91. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.40.4.7

 

Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва.

E-mail: lotsman52@mail.ru

ORCID: 0000-0003-3515-4889


  Читать полностью...
 

Журнал » 2021 №40 : Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов

Просмотров: 1642

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.6

 

СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ

 

Е. П. Васечко,

НВИ войск национальной гвардии, Новосибирск,

Vasechko.1977@bk.ru,

Т. А. Кононова,

НВИ войск национальной гвардии, Новосибирск,

Teka712@mail.ru

 

Статья посвящена проблеме системной оценки стрессоустойчивости курсантов военных институтов с целью создания программы, направленной на формирование высокой стрессоустойчивости военнослужащих. Развивать и формировать стрессоустойчивость курсантов необходимо задолго до того, как военнослужащие попадут в реальную боевую обстановку. В настоящей работе приводится анализ данных, полученных на этапе диагностики такого профессионально важного качества, как стрессоустойчивость.

В исследовании приняли участие курсанты Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии в составе штатных подразделений. По результатам исследования было выявлено, что курсантов можно отнести к группе людей с хорошими и средними адаптационными способностями. Обследуемые оценивают свой уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего. При этом, согласно показателям методик, у обследуемых выявлен высокий уровень стрессочувствительности, учебного стресса, а также преобладание деструктивных способов преодоления стрессов над конструктивными. Исходя из полученных данных, необходимо систематически развивать и формировать стрессоустойчивость курсантов в рамках специализированных программ повышения стрессоустойчивости.

 

Ключевые слова: стрессоустойчивость; системная оценка; адаптация; личность военнослужащего; психологическая подготовка; военно-профессиональная пригодность; курсанты военных вузов.

 

Для цитаты: Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 68–74. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.40.4.6

 

Васечко Евгений Петрович, преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного ордена Жукова института им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск.

E-mail: vasechko.1977@bk.ru

ORCID: 0000-0002-2132-6873

 

Кононова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного ордена Жукова института им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск.

E-mail: teka712@mail.ru

ORCID: 0000-0001-9250-7359


  Читать полностью...
 

Журнал » 2021 №40 : Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения

Просмотров: 1668

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.5

 

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРИИ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

И. В. Волков,

ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород,

vig19@yandex.ru,

О. М. Исаева,

НИУ ВШЭ, Нижний Новгород,

oisaeva@hse.ru

 

Статья посвящена рассмотрению организационного поведения человека с позиций теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Системный анализ возможностей теории самодетерминации позволяет комплексно подойти к решению проблемы формирования внутренней мотивации сотрудников, связанной с рядом факторов: степенью вовлеченности сотрудников в трудовую деятельность, стилями лидерства и управления, удовлетворенностью работой и психологическим благополучием сотрудников организации, климатом в рабочих командах, готовностью персонала к организационным изменениям.

Целью статьи является системный анализ наиболее значимых результатов исследований, проведенных в рамках теории самодетерминации, для изучения организационного поведения и разработки программ его развития. Общая модель организации исследований в рамках теории самодетерминации предполагает изучение в качестве независимых переменных личностные особенности работника и характеристики его рабочего места и условий труда. В качестве медиаторов в исследованиях рассматриваются базовые психологические потребности и характеристики мотивации сотрудников. Результирующие переменные выражаются в количестве, качестве и эффективности выполненной работы, а также в характеристиках благополучия, удовлетворенности трудом и отсутствии заболеваемости.

Теория самодетерминации представляет собой новое, перспективное направление научных исследований и практических действий в изучении организационного поведения. Системный анализ содержания внутренней мотивации и динамики ее воздействия может быть дополнен изучением вопроса локализации контроля действий и ответственности за совершенный выбор.

 

Ключевые слова: системный анализ; теория самодетерминации; организационное поведение; внутренняя мотивация.

 

Для цитаты: Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 60–67. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.40.4.5

 

Волков Игорь Владимирович, кандидат психологических наук, ассистент кафедры психологии управления Национального исследовательского университета «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Нижний Новгород.

E-mail: vig19@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-5044-7412

 

Исаева Оксана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры организационной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Нижний Новгород.

E-mail: oisaeva@hse.ru

ORCID: 0000-0002-0926-5182


  Читать полностью...
 

Журнал » 2021 №40 : Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки

Просмотров: 1585

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.4

 

РОЛЬ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ОЦЕНОК

В СИСТЕМНОМ АНАЛИЗЕ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

М. С. Алексеенко,

НИИЦ (АКМ и ВЭ), Москва,

ulitsapesen@gmail.com

 

Настоящая статья является продолжением работы по созданию модели системного психологического обеспечения летной деятельности. Исследование посвящено изучению взаимосвязи между интегральными оценками профессионально важных качеств (когнитивных, личностных, мотивационных) и оценками подготовки летных экипажей, т. е. тому, в какой степени применяемая система отбора позволяет точно прогнозировать эффективность обучения пилотов и выполнения полетов. Профессионально важные качества (ПВК) понимаются как индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. В работе устанавливается взаимосвязь между уровнем развития ПВК и параметрами успешности летной деятельности. Акцент сделан на различиях между формальными и неформальными оценками экспертов (инструкторов и психологов).

Системный анализ принципов, лежащих в основе оценки летной подготовки, показал, что общая оценка, которую пилот получает в ходе прохождения тренажера или выполнения полета, во многом носит формальный характер. В свою очередь, комментарии инструктора дают более точное представление о действительном уровне развития не только летных, профессионально важных качеств пилотов, но и психологических. Качественный анализ данных показал, что применение единой четырехбалльной системы формальных оценок летных и психологических качеств целесообразно применять по двум причинам: она наименее формальна и максимально сопоставима с результатами летной деятельности. Как показано в работе, основной акцент необходимо делать на неформальной оценке экспертов.

 

Ключевые слова: системный анализ; профессиональный психологический отбор; формальные и неформальные оценки летной подготовки; профессионально важные качества (ПВК); система оценки летной подготовки; CAE; CRM.

 

Для цитаты: Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 48–59. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.40.4.4

 

Алексеенко Мария Сергеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИЦ (АКМ и ВЭ), преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и S7 Training, специалист по профессиональному психологическому отбору военных летчиков и пилотов гражданской авиации, Москва.

E-mail: ulitsapesen@gmail.com

ORCID: 0000-0003-0152-7026


  Читать полностью...
 

Журнал » 2021 №40 : Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ

Просмотров: 1911

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.3

 

ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДРОСТКОВЫЙ БУЛЛИНГ:

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

 

Е. Н. Волкова,

РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург,

envolkova@yandex.ru

 

Статья посвящена системному анализу проблемы подросткового буллинга, которая сегодня находится в фокусе исследовательского интереса психологов. Отличительной особенностью российских исследований является признание социально-психологической природы подросткового буллинга и влияние социокультурного контекста близкого и дальнего окружения подростка на возникновение и поддержание травли. Изучение состояния основных институтов социализации современных подростков позволяет выявить системные закономерности подросткового буллинга, разрабатывать эффективные стратегии и тактики помощи и профилактики.

С целью системного анализа в статье обобщены основные результаты теоретических и экспериментальных исследований институтов социализации современных детей как фактора влияния на подростковый буллинг. Традиционные институты социализации подростков (семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные группы сверстников) характеризуются системными изменениями, способствующими возникновению и распространению подросткового буллинга. Появление новых институтов социализации содержат риски возникновения подросткового буллинга. К изменениям относят структурные и функциональные нарушения семьи, габитуализацию феномена неблагополучной семьи; изменение детско-родительских отношений, тип семейного воспитания, насильственные установки родителей; изменения ценностно-смысловых ориентиров современного образования, насильственный контекст образовательной среды, двойственную и противоречивую позицию педагогов по отношению к буллингу; нарушение соотношения и структур формальных и неформальных подростковых групп, изменения в характере подростковой дружбы; негативное влияние СМИ, взаимодействие подростков в социальных сетях, нарушение безопасности общения в Интернете.

Средовая детерминация подросткового буллинга и социально-психологический характер этого феномена оказываются определяющими в разработке программ вмешательства, организации помощи участникам буллинга и его предотвращения. Современное состояние основных институтов социализации подростков выступают провокативным фактором буллинга.

 

Ключевые слова: институты социализации; системный анализ; социальные изменения; подростки; буллинг.

 

Для цитаты: Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 35–47. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.40.4.3

 

Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.

E-mail: envolkova@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-9667-4752


  Читать полностью...
 

Журнал » 2021 №40 : Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования

Просмотров: 1815

УДК 159.9

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.2

 

ГНОСЕОЛОГИЯ ПСИХОАНАЛИЗА: НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ, СТРУКТУРАЛЬНОЕ, ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ИСТОЛКОВАНИЯ

 

А. А. Бреусенко-Кузнецов,

МИГП, Киев, Украина,

br.kuznetsov@gmail.com

 

Статья посвящена ведущим современным истолкованиям гносеологии психоанализа. Сам психоанализ рассматривается как многоуровневое системное единство, адаптированное к автономному существованию в мирах медицины, психологической науки и философии за счет взаимозависимости трех его уровней: 1) практического (клинического и прикладного); 2) научного; 3) философского. Такой взгляд лежит в русле идеи о необходимости обретения подобной целостности (с выходом в практику и в философию) для любой школы научной психологии, о важности восполнения лакуны в методологическом базисе современной персонологии, связанной с непредставленностью в нем метафизических форм опыта. В качестве философского психоанализа подразумевается метапсихология, но не в выделенных З. Фрейдом аспектах топики, динамики и экономики (они принадлежат к научному, теоретическому уровню), а содержащиеся в тех же самых метапсихологических текстах идеи онтологического, гносеологического, антропологического планов.

Методологическую основу исследования составил метафизический подход в психологии, учитывающий философско-методологические основания научных теорий. Применены методы анализа литературных источников, реконструкции, типизации. Поскольку гносеология психоанализа не была систематически прописана З. Фрейдом, она является предметом проекций и существует в ряде истолкований: натуралистического, структурального, феноменологического, экзистенциального. Натуралистическое истолкование, акцентируя биологизаторство З. Фрейда, усматривает в его текстах «субъективный материализм» (то есть взгляд на материю, так сказать, изнутри нее; этой внутренней стороной материи и является бессознательное, понимаемое физикалистически (психическая энергия как разновидность материи). Структуральное истолкование актуализирует латентно присутствующий в психоанализе момент трансцендентализма, то есть учения о познании на основе выхода за пределы человеческого опыта. Оно утверждает существование априорных, сверхчувственных форм познания — языковых структур, выступающих трансцендентальными условиями познавательной активности субъекта. Феноменологическое истолкование предлагает рассматривать бессознательное как латентное бытие — специфическую горизонтальную конфигурацию пространства жизненных отношений и поведения личности. Экзистенциальное истолкование открывает в бессознательном универсальные априорные структуры существования и склонно усматривать в воображаемых предметах реально существующие, но в условиях дефицита бытия.

 

Ключевые слова: психоанализ; философская психология; гносеология; метафизика; натурализм; структурализм; феноменология; экзистенциализм.

 

Для цитаты: Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 23–34. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.40.4.2

 

Бреусенко-Кузнецов Александр Анатольевич, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры истории и теории психоанализа Международного института глубинной психологии, Киев, Украина.

E-mail: br.kuznetsov@gmail.com

ORCID: 0000-0001-7951-7325


  Читать полностью...
 

Журнал » 2021 №40 : Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации

Просмотров: 252359

УДК 159.9.07

DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.1

 

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИХ ВИДОВ МОТИВАЦИИ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru,

О. В. Котова,

МГПУ, Москва,

KotovaOV@mgpu.ru

 

 Статья является продолжением исследования половозрастных особенностей мотивационно-ценностной сферы личности в период юности и молодости. Представлены результаты сравнительного анализа показателей антропоцентрических видов мотивации развития и сохранения человека как индивида (витальная мотивация, мотивация самосохранения), а также развития и сохранения человека как личности (познавательная мотивация, мотивация сохранения Я). С позиций системной психологии оценка мотивации по результатам методики «Системный профиль мотивации» (СМП) получает интерпретацию как Я-реальное, самооценка тех же видов мотивации интерпретируется как Я-идеальное. Целью исследования является определение половозрастных особенностей самооценки антропоцентрических видов мотивации в молодежной выборке и сравнительная оценка полученных в этой выборке показателей Я-идеального с данными диагностики Я-реального.

Исследование проведено в 2020–2021 гг. с использованием теста системного профиля мотивации (СПМ) и методики самооценки мотивационного профиля личности. В обследовании приняли участие 106 мужчин и 146 женщин в возрасте 17–36 лет.

Полученные данные показывают, что у женщин 19–36 лет самооценка индексов витальной мотивации достоверно превышает соответствующие индексы Я-реального. Кроме того, выявлено достоверное занижение самооценки индексов мотивации самосохранения по сравнению с индексами Я-реального в период 17–24 года. В мужской выборке самооценка индексов мотивации самосохранения достоверно ниже индексов Я-реального в период 17–24 года, а также в период 31–36 лет.

Результаты исследования свидетельствуют о влиянии социальных установок на самооценку мотивационно-ценностной сферы личности. При этом сравнение характеристик самооценки антропоцентрических и социоцентрических видов мотивации подтверждает вывод о большем влиянии существующих в обществе социальных установок на самооценку мотивации у женщин.

 

Ключевые слова: системная психология; самооценка; Я-идеальное; Я-реальное; антропоцентрические виды мотивации; половозрастные особенности; витальность; познание; сохранение Я; самосохранение.

 

Для цитаты: Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 5–22. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.1

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru

ORCID: 0000-0001-8848-3622

Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KotovaOV@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-4399-4274


  Читать полностью...