Просмотров: 948
Московский городской педагогический университет Всероссийское периодическое издание
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований
Системная психология и социология
№ 4 (40) 2021
Выходит 4 раза в год
ISSN 2223-6880
Москва 2021
|
||
Просмотров: 1116
СОДЕРЖАНИЕ
Психологические исследования
Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева
История психологии и психология истории
Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского
Информация
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2021, № 4 (40) |
||
Просмотров: 2984
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.8
СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. К. МИХАЙЛОВСКОГО
Д. В. Иванов, НГПУ, Новосибирск, ivanovdirkutsk@yandex.ru
В статье показано, что одним из источников развития психологической мысли стало самобытное явление русской жизни — народничество, которое повлияло на развитие социально-психологической и психолого-педагогической мысли в России. Рассматриваются психологические представления идеолога народничества, выдающегося мыслителя второй половины XIX – начала XX в. Н. К. Михайловского (1842–1904), который явился создателем стройной научной системы, написал ряд значимых сочинений по коллективной психологии, ставших основой социально-психологической мысли. Михайловский придерживался материалистического взгляда на мир и происходящие в обществе изменения. Человек, в представлениях мыслителя, думающий, переживающий, а главное, активный индивид, способный совершенствовать себя, свою природу и окружающий мир. Михайловский выступал сторонником идеи личности, актуальной для российской психологической теории на протяжении всего ХIХ в. Целостная личность в теориях мыслителя определяется как «органический» человек, восприимчивый к многостороннему «сочувственному опыту». Личность формируется в ходе жизнедеятельности в конкретных общественно-исторических условиях и накопления социального опыта. Основной проблемой социальной психологии, основоположником которой в отечественной психологической мысли стал Михайловский, является взаимодействие личности и массы. Рассмотрение и изучение психологических механизмов взаимодействия личности и массы — самые актуальные социально-психологические задачи, поставленные отечественным мыслителем в ряде своих сочинений.
Ключевые слова: Н. К. Михайловский; система; народничество; идеарх; герой; толпа; индивидуальность; высшая индивидуальность; борьба; органический человек; человек борющийся.
Для цитаты: Иванов Д. В. Системно-психологические идеи в творчестве Н. К. Михайловского // Системная психология и социология. 2021. № 4. (40). С. 92–112. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.8
Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск. E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru ORCID: 0000-0002-2478-1468 |
||
Просмотров: 2355
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.7
ПСИХОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСТВЕ В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА
Г. А. Урунтаева, ИИДСВ РАО, Москва, lotsman52@mail.ru
В статье рассматривается нравственное развитие в детстве в творчестве русского писателя конца ХIX – начала XX в. Леонида Николаевича Андреева. Этот процесс он анализирует в условиях резкого пессимистического контраста между светлым миром детства и жестоким миром взрослых, обусловленного взаимосвязью рождения с надвигающейся смертью; социальной несправедливостью; равнодушием близких взрослых. Нравственное взросление ребенка неосознанно стимулируют взрослые, родители, случайно создающие для него реальную ситуацию тяжелого морального выбора. В поисках выхода из нее ребенок самостоятельно решает нравственную проблему, опираясь на образную логику, в совокупности моральных чувств, разума и воли, поэтапно переходя от остро переживаемых эмоций относительно проблемы и ее отрицания к пониманию ее сущности и выбору способа действия. Главным условием нравственного взросления является духовная деятельность самого ребенка, а важнейшими приобретениями — произвольность поведения, умение понять точку зрения другого человека. Поведение ребенка, теряя детскую непосредственность, превращается из импульсивного и ситуативного в волевое. Он осознанно начинает, с одной стороны, строить нравственное поведение, направленное на помощь человеку, а с другой — на активный протест против несправедливостей мира взрослых или поиск идеала лучшей жизни. Протест может принять асоциальную направленность, а найденный идеал оказаться быстро разрушающейся иллюзией, краткое обладание которой все-таки возрождает духовную жизнь маленького человека. Важными средствами нравственного развития являются чтение сказок, общение с природой и сверстниками, художественное творчество. Возрастные особенности взросления Андреев видит в усложнении предмета нравственного поведения — от понимания к сочувствию человеку и поиску идеала; в усложнении структуры нравственной деятельности — от организации помощи ближнему к активному протесту против зла жизни; а индивидуальные — в своеобразии эмоциональных переживаний и выборе способа решения нравственной проблемы.
Ключевые слова: Леонид Андреев; детство; агрессия; апатия; аффект; детская непосредственность; нравственное развитие; произвольность поведения; умение видеть точку зрения другого человека.
Для цитаты: Урунтаева Г. А. Психология нравственного развития в детстве в творчестве Леонида Андреева // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 75–91. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.40.4.7
Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва. E-mail: lotsman52@mail.ru ORCID: 0000-0003-3515-4889 |
||
Просмотров: 2115
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.6
СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
Е. П. Васечко, НВИ войск национальной гвардии, Новосибирск, Vasechko.1977@bk.ru, Т. А. Кононова, НВИ войск национальной гвардии, Новосибирск, Teka712@mail.ru
Статья посвящена проблеме системной оценки стрессоустойчивости курсантов военных институтов с целью создания программы, направленной на формирование высокой стрессоустойчивости военнослужащих. Развивать и формировать стрессоустойчивость курсантов необходимо задолго до того, как военнослужащие попадут в реальную боевую обстановку. В настоящей работе приводится анализ данных, полученных на этапе диагностики такого профессионально важного качества, как стрессоустойчивость. В исследовании приняли участие курсанты Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии в составе штатных подразделений. По результатам исследования было выявлено, что курсантов можно отнести к группе людей с хорошими и средними адаптационными способностями. Обследуемые оценивают свой уровень стрессоустойчивости чуть выше среднего. При этом, согласно показателям методик, у обследуемых выявлен высокий уровень стрессочувствительности, учебного стресса, а также преобладание деструктивных способов преодоления стрессов над конструктивными. Исходя из полученных данных, необходимо систематически развивать и формировать стрессоустойчивость курсантов в рамках специализированных программ повышения стрессоустойчивости.
Ключевые слова: стрессоустойчивость; системная оценка; адаптация; личность военнослужащего; психологическая подготовка; военно-профессиональная пригодность; курсанты военных вузов.
Для цитаты: Васечко Е. П., Кононова Т. А. Системная оценка стрессоустойчивости курсантов военных институтов // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 68–74. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.40.4.6
Васечко Евгений Петрович, преподаватель кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного ордена Жукова института им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск. E-mail: vasechko.1977@bk.ru ORCID: 0000-0002-2132-6873
Кононова Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного ордена Жукова института им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск. E-mail: teka712@mail.ru ORCID: 0000-0001-9250-7359 |
||
Просмотров: 2293
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.5
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРИИ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
И. В. Волков, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, vig19@yandex.ru, О. М. Исаева, НИУ ВШЭ, Нижний Новгород, oisaeva@hse.ru
Статья посвящена рассмотрению организационного поведения человека с позиций теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Системный анализ возможностей теории самодетерминации позволяет комплексно подойти к решению проблемы формирования внутренней мотивации сотрудников, связанной с рядом факторов: степенью вовлеченности сотрудников в трудовую деятельность, стилями лидерства и управления, удовлетворенностью работой и психологическим благополучием сотрудников организации, климатом в рабочих командах, готовностью персонала к организационным изменениям. Целью статьи является системный анализ наиболее значимых результатов исследований, проведенных в рамках теории самодетерминации, для изучения организационного поведения и разработки программ его развития. Общая модель организации исследований в рамках теории самодетерминации предполагает изучение в качестве независимых переменных личностные особенности работника и характеристики его рабочего места и условий труда. В качестве медиаторов в исследованиях рассматриваются базовые психологические потребности и характеристики мотивации сотрудников. Результирующие переменные выражаются в количестве, качестве и эффективности выполненной работы, а также в характеристиках благополучия, удовлетворенности трудом и отсутствии заболеваемости. Теория самодетерминации представляет собой новое, перспективное направление научных исследований и практических действий в изучении организационного поведения. Системный анализ содержания внутренней мотивации и динамики ее воздействия может быть дополнен изучением вопроса локализации контроля действий и ответственности за совершенный выбор.
Ключевые слова: системный анализ; теория самодетерминации; организационное поведение; внутренняя мотивация.
Для цитаты: Волков И. В., Исаева О. М. Возможности теории самодетерминации для изучения организационного поведения // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 60–67. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.40.4.5
Волков Игорь Владимирович, кандидат психологических наук, ассистент кафедры психологии управления Национального исследовательского университета «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского», Нижний Новгород. E-mail: vig19@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5044-7412
Исаева Оксана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры организационной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Нижний Новгород. E-mail: oisaeva@hse.ru ORCID: 0000-0002-0926-5182 |
||
Просмотров: 1991
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.4
РОЛЬ ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ ОЦЕНОК В СИСТЕМНОМ АНАЛИЗЕ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ
М. С. Алексеенко, НИИЦ (АКМ и ВЭ), Москва, ulitsapesen@gmail.com
Настоящая статья является продолжением работы по созданию модели системного психологического обеспечения летной деятельности. Исследование посвящено изучению взаимосвязи между интегральными оценками профессионально важных качеств (когнитивных, личностных, мотивационных) и оценками подготовки летных экипажей, т. е. тому, в какой степени применяемая система отбора позволяет точно прогнозировать эффективность обучения пилотов и выполнения полетов. Профессионально важные качества (ПВК) понимаются как индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. В работе устанавливается взаимосвязь между уровнем развития ПВК и параметрами успешности летной деятельности. Акцент сделан на различиях между формальными и неформальными оценками экспертов (инструкторов и психологов). Системный анализ принципов, лежащих в основе оценки летной подготовки, показал, что общая оценка, которую пилот получает в ходе прохождения тренажера или выполнения полета, во многом носит формальный характер. В свою очередь, комментарии инструктора дают более точное представление о действительном уровне развития не только летных, профессионально важных качеств пилотов, но и психологических. Качественный анализ данных показал, что применение единой четырехбалльной системы формальных оценок летных и психологических качеств целесообразно применять по двум причинам: она наименее формальна и максимально сопоставима с результатами летной деятельности. Как показано в работе, основной акцент необходимо делать на неформальной оценке экспертов.
Ключевые слова: системный анализ; профессиональный психологический отбор; формальные и неформальные оценки летной подготовки; профессионально важные качества (ПВК); система оценки летной подготовки; CAE; CRM.
Для цитаты: Алексеенко М. С. Роль формальных и неформальных оценок в системном анализе летной подготовки // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 48–59. DOI: 10.25688/2223- 6872.2021.40.4.4
Алексеенко Мария Сергеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник НИИЦ (АКМ и ВЭ), преподаватель авиационно-учебных центров «Школа Аэрофлота» и S7 Training, специалист по профессиональному психологическому отбору военных летчиков и пилотов гражданской авиации, Москва. E-mail: ulitsapesen@gmail.com ORCID: 0000-0003-0152-7026 |
||
Просмотров: 2602
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.3
ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДРОСТКОВЫЙ БУЛЛИНГ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Е. Н. Волкова, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, envolkova@yandex.ru
Статья посвящена системному анализу проблемы подросткового буллинга, которая сегодня находится в фокусе исследовательского интереса психологов. Отличительной особенностью российских исследований является признание социально-психологической природы подросткового буллинга и влияние социокультурного контекста близкого и дальнего окружения подростка на возникновение и поддержание травли. Изучение состояния основных институтов социализации современных подростков позволяет выявить системные закономерности подросткового буллинга, разрабатывать эффективные стратегии и тактики помощи и профилактики. С целью системного анализа в статье обобщены основные результаты теоретических и экспериментальных исследований институтов социализации современных детей как фактора влияния на подростковый буллинг. Традиционные институты социализации подростков (семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные группы сверстников) характеризуются системными изменениями, способствующими возникновению и распространению подросткового буллинга. Появление новых институтов социализации содержат риски возникновения подросткового буллинга. К изменениям относят структурные и функциональные нарушения семьи, габитуализацию феномена неблагополучной семьи; изменение детско-родительских отношений, тип семейного воспитания, насильственные установки родителей; изменения ценностно-смысловых ориентиров современного образования, насильственный контекст образовательной среды, двойственную и противоречивую позицию педагогов по отношению к буллингу; нарушение соотношения и структур формальных и неформальных подростковых групп, изменения в характере подростковой дружбы; негативное влияние СМИ, взаимодействие подростков в социальных сетях, нарушение безопасности общения в Интернете. Средовая детерминация подросткового буллинга и социально-психологический характер этого феномена оказываются определяющими в разработке программ вмешательства, организации помощи участникам буллинга и его предотвращения. Современное состояние основных институтов социализации подростков выступают провокативным фактором буллинга.
Ключевые слова: институты социализации; системный анализ; социальные изменения; подростки; буллинг.
Для цитаты: Волкова Е. Н. Институты социализации современных подростков и их влияние на подростковый буллинг: системный анализ // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 35–47. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.40.4.3
Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург. E-mail: envolkova@yandex.ru ORCID: 0000-0001-9667-4752 |
||
Просмотров: 2292
УДК 159.9 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.2
ГНОСЕОЛОГИЯ ПСИХОАНАЛИЗА: НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ, СТРУКТУРАЛЬНОЕ, ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ИСТОЛКОВАНИЯ
А. А. Бреусенко-Кузнецов, МИГП, Киев, Украина, br.kuznetsov@gmail.com
Статья посвящена ведущим современным истолкованиям гносеологии психоанализа. Сам психоанализ рассматривается как многоуровневое системное единство, адаптированное к автономному существованию в мирах медицины, психологической науки и философии за счет взаимозависимости трех его уровней: 1) практического (клинического и прикладного); 2) научного; 3) философского. Такой взгляд лежит в русле идеи о необходимости обретения подобной целостности (с выходом в практику и в философию) для любой школы научной психологии, о важности восполнения лакуны в методологическом базисе современной персонологии, связанной с непредставленностью в нем метафизических форм опыта. В качестве философского психоанализа подразумевается метапсихология, но не в выделенных З. Фрейдом аспектах топики, динамики и экономики (они принадлежат к научному, теоретическому уровню), а содержащиеся в тех же самых метапсихологических текстах идеи онтологического, гносеологического, антропологического планов. Методологическую основу исследования составил метафизический подход в психологии, учитывающий философско-методологические основания научных теорий. Применены методы анализа литературных источников, реконструкции, типизации. Поскольку гносеология психоанализа не была систематически прописана З. Фрейдом, она является предметом проекций и существует в ряде истолкований: натуралистического, структурального, феноменологического, экзистенциального. Натуралистическое истолкование, акцентируя биологизаторство З. Фрейда, усматривает в его текстах «субъективный материализм» (то есть взгляд на материю, так сказать, изнутри нее; этой внутренней стороной материи и является бессознательное, понимаемое физикалистически (психическая энергия как разновидность материи). Структуральное истолкование актуализирует латентно присутствующий в психоанализе момент трансцендентализма, то есть учения о познании на основе выхода за пределы человеческого опыта. Оно утверждает существование априорных, сверхчувственных форм познания — языковых структур, выступающих трансцендентальными условиями познавательной активности субъекта. Феноменологическое истолкование предлагает рассматривать бессознательное как латентное бытие — специфическую горизонтальную конфигурацию пространства жизненных отношений и поведения личности. Экзистенциальное истолкование открывает в бессознательном универсальные априорные структуры существования и склонно усматривать в воображаемых предметах реально существующие, но в условиях дефицита бытия.
Ключевые слова: психоанализ; философская психология; гносеология; метафизика; натурализм; структурализм; феноменология; экзистенциализм.
Для цитаты: Бреусенко-Кузнецов А. А. Гносеология психоанализа: натуралистическое, структуральное, феноменологическое, экзистенциальное истолкования // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 23–34. DOI: 10.25688/2223-6872. 2021.40.4.2
Бреусенко-Кузнецов Александр Анатольевич, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры истории и теории психоанализа Международного института глубинной психологии, Киев, Украина. E-mail: br.kuznetsov@gmail.com ORCID: 0000-0001-7951-7325 |
||
Просмотров: 252842
УДК 159.9.07 DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.1
ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИХ ВИДОВ МОТИВАЦИИ
Е. С. Романова, МГПУ, Москва, RomanovaES@mgpu.ru, Б. Н. Рыжов, МГПУ, Москва, RyzhovBN@mgpu.ru, О. В. Котова, МГПУ, Москва, KotovaOV@mgpu.ru
Статья является продолжением исследования половозрастных особенностей мотивационно-ценностной сферы личности в период юности и молодости. Представлены результаты сравнительного анализа показателей антропоцентрических видов мотивации развития и сохранения человека как индивида (витальная мотивация, мотивация самосохранения), а также развития и сохранения человека как личности (познавательная мотивация, мотивация сохранения Я). С позиций системной психологии оценка мотивации по результатам методики «Системный профиль мотивации» (СМП) получает интерпретацию как Я-реальное, самооценка тех же видов мотивации интерпретируется как Я-идеальное. Целью исследования является определение половозрастных особенностей самооценки антропоцентрических видов мотивации в молодежной выборке и сравнительная оценка полученных в этой выборке показателей Я-идеального с данными диагностики Я-реального. Исследование проведено в 2020–2021 гг. с использованием теста системного профиля мотивации (СПМ) и методики самооценки мотивационного профиля личности. В обследовании приняли участие 106 мужчин и 146 женщин в возрасте 17–36 лет. Полученные данные показывают, что у женщин 19–36 лет самооценка индексов витальной мотивации достоверно превышает соответствующие индексы Я-реального. Кроме того, выявлено достоверное занижение самооценки индексов мотивации самосохранения по сравнению с индексами Я-реального в период 17–24 года. В мужской выборке самооценка индексов мотивации самосохранения достоверно ниже индексов Я-реального в период 17–24 года, а также в период 31–36 лет. Результаты исследования свидетельствуют о влиянии социальных установок на самооценку мотивационно-ценностной сферы личности. При этом сравнение характеристик самооценки антропоцентрических и социоцентрических видов мотивации подтверждает вывод о большем влиянии существующих в обществе социальных установок на самооценку мотивации у женщин.
Ключевые слова: системная психология; самооценка; Я-идеальное; Я-реальное; антропоцентрические виды мотивации; половозрастные особенности; витальность; познание; сохранение Я; самосохранение.
Для цитаты: Романова Е. С., Рыжов Б. Н., Котова О. В. Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации // Системная психология и социология. 2021. № 4 (40). С. 5–22. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.40.4.1
Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RomanovaES@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-9032-6869 Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru ORCID: 0000-0001-8848-3622 Котова Ольга Викторовна, эксперт лаборатории социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: KotovaOV@mgpu.ru ORCID: 0000-0002-4399-4274 |
||