Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

И. В. Горбунова, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Журнал » 2020 №36 : И. В. Горбунова, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    Просмотров: 1769

УДК 159.923

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.7

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

И. В. Горбунова,

УрГПУ, Екатернбург,

gorbunova-priemnaya@mail.ru

 

Системный анализ — это один из методов системного подхода, используемый в современной психологии, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы, опирающийся на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. В настоящем исследовании применяется системный анализ для изучения деятельности руководителей общеобразовательных организаций. Исследование проводилось в общеобразовательных организациях города Перми и Пермского района. 

Деятельность руководителей общеобразовательных организаций диагностировалась с помощью опросника структуры деятельности директора школы (ОСДДШ), валидность и надежность которого подтверждена многократно. По результатам диагностики руководители общеобразовательных организаций с использованием кластерного анализа были разделены на группы в зависимости от уровня успешности выполняемой ими профессиональной деятельности. Характеристики деятельности каждой из выделенных групп руководителей общеобразовательных организаций были факторизованы, что позволило установить особенности структуры деятельности каждой группы. 

На основе системного анализа раскрыты особенности структуры основных направлений деятельности, взаимосвязи ее элементов и системообразующая функция отдельных элементов в зависимости от уровня успешности деятельности руководителей общеобразовательных организаций. Установлено, что группы руководителей общеобразовательных организаций различаются по структуре и системообразующей функции основных направлений деятельности. Выделенные группы обозначены в исследовании как «стратеги», «тактики» и «конформисты».

 

Ключевые слова: системный анализ; показатели деятельности; руководители общеобразовательных организаций; группы; симптомокомплексы свойств; стратеги; тактики; конформисты.

Для цитаты: Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.7

 

Горбунова Ирина Викторовна, директор лицея № 9 г. Перми, аспирант кафедры психологии образования Института психологии Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург.

Е-mail: gorbunova-priemnaya@mail.ru

ORCID: 0000-0002-2185-3219

 

 

 

Литература

 

1.Антипина И. О. Современные подходы к определению профессионально значимых компетенций директора школы в отечественной педагогической науке и практике // Образование и наука. 2011. № 9 (88). С. 21–29.

2.Воробьева Н. М. Теоретические аспекты оценки эффективности управленческой деятельности руководителей учреждений общего среднего образования // Проблемы инженерно-педагогического образования. 2018. № 61. С. 56–64. DOI: 10.32820/2074-8922-2018-61-56-64.

3.Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Теория индивидуальной интегральности В. С. Мерина: история и современность // Образование и наука. Т. 19. № 2. 2017. С. 145–160. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-145-160.

4.Горбунова И. В. Психометрический анализ и содержание опросника «Структура деятельности директора школы» (ОСДДШ) // Вестник Пермского университета. 2020. Вып. 1. С. 242–252.

5.Горбунова И. В. Разработка и психометрический анализ опросника «Структура деятельности директора школы» (ОСДДШ) // Педагогическое образование в России. 2020. № 4. С. 41–52.

6.Захарова И. В. Управление финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации: учеб.-метод. пособие. Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова. 2017. 34 с.

7.Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2009. 542 с. 

8.Моросанова В. И. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118–127.

9.Москалева А. С. Духовные ценности руководителей общеобразовательных учреждений как фактор преодоления профессиональных кризисов // Science Rise. 2015. Т. 12. № 1 (17). С. 59–64. DOI:10.15587/2313-8416.2015.54785.

10.Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Фёдорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 53–65. 

11.Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии. 2017. 356 с. 

12.Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2009. 638 с.

13.Ямбург Е. А. Школа на пути к свободе. Культурно-историческая педагогика. М.: PerSe, 2000. 351 с. 

14.Banfield J., Raftery A. Model-based Gaussian and non-Gaussian clustering // Biometrics. 2016. № 4 (49). P. 803–821.

15.Barron K. E., Apple K. J. Debating curricular strategies for teaching statistics and research methods: What does the current evidence suggest? // Teaching of Psychology. 2020. № 41. P. 187–194. 

16.Gumuliauskiene A., Vaiciuniene A. Teachers’ and school heads’ position about the changes and prospects of the development of leadership in general education school // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. 2019. Vol. 2. P. 117–131. DOI: 10.17770/sie2019vol2.3825.

17.Larsen R. J., Marx M. L. An introduction to mathematical statistics and its applications. 6 ed. Boston: Pearson, 2019. 767 p.

18.Tabachnick B., Fidell L. Using multivariate statistics. New York: Allun and Bacon, 2017. 980 p.