PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №36 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности (c переводом на английский язык)

Психологические исследования

Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте
=” Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Еськов К. Н. Стили инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач
Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов
Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации
Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций

История психологии и психология истории

Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского
Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Наши юбиляры

Юбилей Евгении Сергеевны Романовой!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 4 (36)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Е. А. Круглова, Н. В. Попель, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Журнал » 2020 №36 : Е. А. Круглова, Н. В. Попель, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ
    Просмотров: 88

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2020.36.4.03

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ

 

Е. А. Круглова,

ИвГУ, Иваново,

kruglo-e@mail.ru

 

Н. В. Попель,

ИвГУ, Иваново,

nine1@mail.ru

 

В статье рассматриваются особенности профессиональных деструкций разных категорий педагогических работников, которые оказывают негативное влияние на человека, приводят к различным кризисным состояниям, нарушению профессионального и личностного развития. Исследование строится на принципах системного подхода Б. Ф. Ломова — многомерности и целостности в познании изучаемого психического явления с учетом его детерминант. В исследовании приняли участие 215 педагогических работников г. Иванова и Ивановской области со стажем работы от 5 до 30 лет, работающих в различных образовательных учреждениях. 

Системно-психологическому изучению подвергнуты различные проявления профессионального психического выгорания и профессиональной деформации личности педагогов общеобразовательных школ, спецшкол-интернатов, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных учреждений и руководителей образовательных организаций. Результаты исследования показали, что наибольшая степень выраженности общего уровня и симптомов профессионального психического выгорания характерна для педагогов общеобразовательных учреждений. Признаки профессиональных деструкций присутствуют в различных сферах: эмоцио¬нальной, поведенческой, мотивационно-ценностной, а также в сфере межличностных отношений. При этом многие из них становятся у школьных учителей относительно постоянными и устойчивыми с увеличением стажа педагогической деятельности. У других категорий педагогических работников симптомы профессиональных деструкций выражены значительно меньше. Установлено, что специфика и индивидуальный стиль педагогической деятельности являются факторами, детерминирующими развитие профессиональных деструкций. 

Один из главных выводов исследования состоит в том, что профессиональное выгорание и профессиональная деформация личности имеют разную специфику и психологическую природу, но в системе симптомов и проявлений у разных категорий педагогических работников создают общую картину личностно-профессиональных деструкций.

 

Ключевые слова: системный подход; личность; педагоги; профессиональные деструкции; профессиональное психическое выгорание; профессиональная деформация; индивидуальный стиль педагогической деятельности. 

Для цитаты: Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36) С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.

 

Круглова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново.

E-mail: kruglo-e@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7933-4921

 

Попель Нина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново.

E-mail: nine1@mail.ru

ORCID: 0000-0002-9073-1194

 

Литература

 

1.Дружилов С. А. Профессиональное благополучие человека и психологические аспекты профессиональной адаптации и профессиональных деструкций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 (68). С. 1236–1246. 

2.Егенисова А. К., Ерубаева А. Р. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления // Colloquium-journal. 2019. № 7-5 (31). С. 37–40. 

3.Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 36–52. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.04

4.Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2020. 240 с.

5.Королёва А. В. Теоретический анализ причин возникновения эмоционального выгорания и аддиктивизации представителей социальных профессий // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. 2019. Т. 18. № 2 (40). С. 13–17. 

6.Круглова Е. А., Попель Н. В., Раскумандрина М. Е. Особенности профессионального психического выгорания у государственных служащих и педагогов // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2017. № 1. С. 21–25. 

7.Ласкин А. А., Подвойский В. П. Педагогические и психологические условия преодоления профессиональных деструкций у педагогов: личностно-ориентированный подход // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 210–215.

8.Львова С. В. Профессиональная мотивация педагогов образовательного учреждения // Системная психология и социология. 2015. № 3 (15). С. 54–62. 

9.Молчанова Л. Н., Старкова Е. Е. Трансформация состояния психического выгорания в личностные свойства как проявление профессиональной деформации представителей профессий помогающего типа // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 3. С. 40–44. 

10.Обозов Н. Н., Полежаева О. Д. Принципы системного подхода в психологии как основного инструмента познания психики в концепции Б. Ф. Ломова // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития: сб. статей. М.: ИП РАН, 2017. С. 289–295. 

11.Ольховская Е. Б. Профессиональное здоровье педагогов: проблемы, пути оптимизации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54–7. С. 70–76. 

12.Перепёлкина Н. А. Профессиональное выгорание педагога как препятствие на пути к профессиональной самореализации // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1. С. 38–42. 

13.Петраш Е. А. Историко-перспективный анализ системного подхода в психологии // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. № 2 (5). С. 58–69. 

14.Поварёнков Ю. П. Системогенетический анализ профессионального развития личности // Институт психологии российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 4. С. 4–39.

15.Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с.

16.Самохвал В. Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Территория науки. 2016. № 4. С. 20–23. 

17.Benkova K. Supervision of professional burnout of social workers in Bulgaria / K. Benkova et al. // 4-th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM 2017. Conference proceedings. 2017. Book 3. Vol. 3. P. 751–758. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/33/S12.098

18.Bezliudnyi O. Psycho-correction of burnout syndrome in sports educators / O. Bezliudnyi et al. // Journal of Physical Education and Sport. 2019. Vol. 19. № 3. P. 1585–1590. 

19.Darius S. Socio-psychological aspects of forming emotional burnout among high school teachers / S. Darius et al. // New Armenian Medical Journal. 2017. Vol. 11. № 2. P. 63–71.

20.Galustyan O. V., Berezhnaya I. F., Beloshitsky A. V. Professional and career development of teachers // Sodobna Pedagogika. 2017. Vol. 68. № 4 (134). P. 158–172. 

21.Martynova N. A., Eliseeva K. A. Terminological peculiarities of the professional deformation // Modern Research and Development. 2018. № 10 (27). P. 976–977. 

22.Masych V. V. Systemic and synergetic approaches to the problem of formation productive and creative competence of future specialists // News of Science and Education. 2017. № 3 (51). P. 031–037. 

23.Nagymzhanova K. M. Professional factors of the occurrence of emotional burnout syndrome / K. M. Nagymzhanova et al. // Journal of Intellectual Disability – Diagnosis and Treatment. 2020. Vol. 8. № 1. P. 41–51. DOI: 10.6000/2292-2598.2020.08.01.6

24.Osipova I. S., Nikishov S. N., Rakitskaya H. V. Psychological support of teachers with burnout syndrome // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. Vol. 10. № 12. P. 3257–3260. 

25.Polyakova O. B. Features of the image of social workers with professional deformations // Contemporary Problems of Social Work. 2019. Vol. 5. № 4 (20). P. 147–153. DOI: 10.17922/2412-5466-2019-5-4-147-153

26.Polyakova O. B., Petrova E. A., Mironova O. I. Features of subjective well-being of leaders with professional deformations (burnout) // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Irkutsk: Irkutsk National Research Technical University, 2018. P. 958–965. DOI: 10.15405/epsbs.2018.12.117

27.Rukina M. V. Teachers psycho-emotional burnout as a problem: approaches, perspectives // The Strategies of Modern Science Development. proceedings of the XVI International scientific-practical conference. North Charleston, USA, October 24–25, 2018. North Charleston: CreateSpace, 2018. P. 65–70. 

28.Zakharova L. M., Maidankina N. Yu., Kagui N. V. Professional health as a condition of teachers’ potential development // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8. № 12. С. 870–876.