Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2020 №36 : Титульный лист №36

Просмотров: 903

Московский городской педагогический университет

Герб ГБОУ ВПО МГПУ

Всероссийское периодическое издание

 

 

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 4 (36) 2020

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223-6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2020

 

 

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №36 : Содержание №36

Просмотров: 1524

СОДЕРЖАНИЕ

 

Теория и метод системной психологии

 

Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности (c переводом на английский язык)

 

Психологические исследования

 

Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте

Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов

Еськов К. Н. Стили инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач

Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов

Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации

Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций

 

История психологии и психология истории

 

Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского

Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

 

Наши юбиляры

 

 

Юбилей Евгении Сергеевны Романовой!

 

Информация

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 4 (36)

Требования к статьям

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №36 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVI ВЕКА

Просмотров: 1954

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.9

 

СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ 

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVI ВЕКА

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

Психологическая мысль о человеке и его борьбе в XVI столетии оказалась адекватна проблемам святоотеческой литературы. Особое место системным описаниям образа человека, его природе отводится в таком литературном памятнике, как «Великие Четьи минеи», составленные под руководством московского митрополита Макария. «Четьи минеи» являют собой обширный свод источников отечественной мысли, позволяющих понимать особенности и специфику развития психологических представлений в конкретный исторический период времени. 

В основе святоотеческого наследия, которое важно для изучения стройности и непрерывности отечественной психологической мысли, лежит обращение к душе человека вне зависимости от возраста; стремление затронуть его эмоционально-волевой мир темой и образами борьбы, которые представлены конкретным духовным опытом, позволяющим выстроить собственную линию жизни; ориентация на становление телесных и душевных потенций человека; формирование интереса к самопознанию и самосовершенствованию. 

Духовный борец-аскет, представленный в святоотеческом наследии, обладает волеизъявлением, способен к борьбе, которая позволяет дать оценку его характера. Аскету присуща внутриличностная борьба, помогающая подготовить его к развитию духовных возможностей, достигать вершины восхождения по пути к прообразу. Его борьба определяется и как социализирующая по своей функции, помогает сформировать общественный идеал действий. Взрослеющий человек по мере развития у себя способности к борьбе обнаруживает активность своей души. На протяжении всего жизненном пути происходит становление потенций борющейся души человека. 

Идея борьбы и образ человека борющегося, разработанные системно, во взаимосвязи своих проявлений, образуют единое целое в их восприятии, понимании и дальнейшем описании.

 

Ключевые слова: системные представления; оригинальная святоотеческая литература; борьба; аскет; человек борющийся.

Для цитаты: Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.9.

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-2478-1468 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №36 : Е. Р. Артамонова, Е. В. Лобанов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО

Просмотров: 1512

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8

 

СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ П. П. БЛОНСКОГО

 

Е. Р. Артамонова, 

ВлГУ, Владимир,

art1960.2@yandex.ru

 

Е. В. Лобанов, 

МГМСУ имени А. И. Евдокимова, Москва,

lobanov.evg@inbox.ru

 

В статье анализируется вклад П. П. Блонского в развитие системных идей в психологической науке. Описываются актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии, нашедшие отражение в фундаментальных трудах автора. Рассматривается используемый им диалектико-материалистический подход к решению основных методологических проблем психологии. Освещается концептуальная модель решения проблемы психического развития ребенка. Осуществляется теоретический анализ широкого спектра затрагиваемой автором проблематики: исследование вопроса о значении детства, об историческом изменении темпов и содержания различных возрастных этапов развития человека, выделение различных стадий возрастного развития и специфических переходов между ними, а также постановка проблемы психологического возраста и разработка конкретно-исторического направления ее решения. 

Отмечается наличие в работах Блонского новаторских идей, послуживших фундаментом для зарождения системных концепций с целью понимания основ психического развития человека. Особое внимание в статье уделяется тем представлениям П. П. Блонского по вопросам возрастной и педагогической психологии, которые сохраняют свой научный и практический интерес по настоящее время. 

Творческое наследие Блонского дает современным исследователям ключ к осмыслению психолого-педагогических закономерностей становления человеческой личности. В его работах звучат идеи психофизиологического единства, а также необходимости повышения роли генетических исследований в рассмотрении механизмов возрастного развития. При этом подчеркивается значение активной включенности в соответствующую возрасту деятельность как необходимого условия гармоничного развития личности ребенка. Все это свидетельствует о понимании Блонским необходимости применения принципа системности к изучению психических явлений. 

В трудах Блонского высказываются идеи системной взаимосвязи психических процессов. Им постулируются основные принципы организации изучения психологии ребенка. Острый интерес вызывают взгляды автора относительно психологических особенностей обучения и воспитания трудных школьников, а также положения Блонского, затрагивающие специфику интеллектуального развития детей. 

 

Ключевые слова: П. П. Блонский; системные идеи; педагогическая психология; возрастная психология; диалектико-материалистический подход; деятельность; закономерности развития; психолого-педагогические закономерности.

Для цитаты: Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.8.

 

Артамонова Елена Романовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир.

E-mail: art1960.2@yandex.ru

ORCID: 0000-0003-1714-3625

 

Лобанов Евгений Валерьевич, аспирант Московского государственного медико-стоматологического университета имени А. И. Евдокимова, Москва.

E-mail: lobanov.evg@inbox.ru

ORCID: 0000-0003-2249-004X

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №36 : И. В. Горбунова, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Просмотров: 1775

УДК 159.923

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.7

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

И. В. Горбунова,

УрГПУ, Екатернбург,

gorbunova-priemnaya@mail.ru

 

Системный анализ — это один из методов системного подхода, используемый в современной психологии, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы, опирающийся на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. В настоящем исследовании применяется системный анализ для изучения деятельности руководителей общеобразовательных организаций. Исследование проводилось в общеобразовательных организациях города Перми и Пермского района. 

Деятельность руководителей общеобразовательных организаций диагностировалась с помощью опросника структуры деятельности директора школы (ОСДДШ), валидность и надежность которого подтверждена многократно. По результатам диагностики руководители общеобразовательных организаций с использованием кластерного анализа были разделены на группы в зависимости от уровня успешности выполняемой ими профессиональной деятельности. Характеристики деятельности каждой из выделенных групп руководителей общеобразовательных организаций были факторизованы, что позволило установить особенности структуры деятельности каждой группы. 

На основе системного анализа раскрыты особенности структуры основных направлений деятельности, взаимосвязи ее элементов и системообразующая функция отдельных элементов в зависимости от уровня успешности деятельности руководителей общеобразовательных организаций. Установлено, что группы руководителей общеобразовательных организаций различаются по структуре и системообразующей функции основных направлений деятельности. Выделенные группы обозначены в исследовании как «стратеги», «тактики» и «конформисты».

 

Ключевые слова: системный анализ; показатели деятельности; руководители общеобразовательных организаций; группы; симптомокомплексы свойств; стратеги; тактики; конформисты.

Для цитаты: Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.7

 

Горбунова Ирина Викторовна, директор лицея № 9 г. Перми, аспирант кафедры психологии образования Института психологии Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург.

Е-mail: gorbunova-priemnaya@mail.ru

ORCID: 0000-0002-2185-3219

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №36 : А. Б. Карпов, М. В. Смирнова, ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ

Просмотров: 1594

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2020.36.4.6

 

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ

 

А. Б. Карпов,

НПФ «Материа Медика Холдинг», Москва,

karpovab@yandex.ru,

 

М. В. Смирнова,

НПФ «Материа Медика Холдинг», Москва,

khokhlovamv@gmail.com

 

В статье приводится обзор наиболее значимых теорий, повлиявших на формирование подходов к изучению трудовой мотивации за последнее столетие. Представленный обзор теорий совмещает как психологические концепции, разработанные авторами с позиций психологии личности, социальной и возрастной психологии, так и разработки социологов и экономистов. Ряд приведенных теорий опирается на абстрактные представления о мотивации, другие — основаны на масштабных многолетних исследованиях практических аспектов трудовой мотивации.

На основании обзора базовых принципов каждой из приведенных теорий проведен системный анализ того, как менялись предмет изучения и как эволюционировало определение трудовой мотивации. По итогам сводного анализа эволюции понятия выявляется соответствие основных постулатов теорий особенностям исторического периода, в который они были разработаны: социально-экономическим процессам, этапам промышленного производства, развитию технологий. Выделено четыре этапа появления теорий трудовой мотивации. Отмечается, что с завершением последнего этапа акцент в изучении трудовой мотивации стал смещаться на поведенческие проявления мотивации в организации. Внимание исследователей стало методически переключаться на изучение удовлетворенности, лояльности и вовлеченности работников.

Ключевой идеей статьи является вывод о необходимости использования системного подхода в работе психолога в организации, позволяющего, с одной стороны, опираясь на разработки ученых в области трудовой мотивации, создавать наиболее эффективные механизмы, стимулирующие к высокой производительности, а с другой, — используя современные методы оценки вовлеченности, лояльности и удовлетворенности, — систему оценки и управления поведенческими проявлениями мотивации сотрудников. Рассматриваются перспективы изучения трудовой мотивации с позиций системной психологии.

 

Ключевые слова: трудовая мотивация; системный подход; системная психология; вовлеченность в работу; содержательные теории мотивации; процессуальные теории мотивации; организационная психология.

Для цитаты: Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36) С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.6.

 

Карпов Алексей Борисович, кандидат психологических наук, магистр делового администрирования. Директор департамента организационного развития и персонала научно-производственной фирмы «Материа Медика Холдинг», Москва. 

E-mail: karpovab@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-5437-3265

 

Смирнова Маргарита Вячеславовна, старший менеджер по персоналу научно-производственной фирмы «Материа Медика Холдинг», Москва.

E-mail: khokhlovamv@gmail.com

ORCID: 0000-0003-0671-439X

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №36 : Ю. А. Филясова, МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНСТРУКТА ЛИЧНОСТИ ПЕРФЕКЦИОНИСТОВ

Просмотров: 1529

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2020.36.4.05

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНСТРУКТА ЛИЧНОСТИ ПЕРФЕКЦИОНИСТОВ

 

Ю. А. Филясова,

СПбУТУиЭ, Санкт-Петербург,

phill.yield@gmail.com

 

В статье проводится теоретический анализ конструкта личности перфекционистов, причин возникновения перфекционизма и способов его преодоления. Перфекционисты характеризуются ригидными конструктами личности, высокими стандартами и зеркальным отражением собственных конструктов на других членов общества. Перфекционистские конструкты ограничивают свободу интерпретации прошлого опыта, восприятия действительности и прогнозирования будущих событий. 

Основной источник перфекционизма — семья: влияние родителей на образование жестких установок, постановку высоких целей, а также отсутствие самостоятельного целеполагания и осознания собственных потребностей. Ригидность конструктов формируется как защитный механизм личности от негативных событий и страха совершения ошибки под влиянием неблагоприятного социального окружения, сужая сознание человека перфекционистскими рамками и ограничивая его адаптационный потенциал. Генерализация ограниченного числа конструктов в ответ на различные события приводит к неспособности перфекционистов выйти за рамки собственных шаблонов восприятия и успешно адаптироваться к новым условиям. Кроме того, жесткие конструкты и стремление достичь высоких целей создают фрагментарность и дискретизацию восприятия непрерывного континуума жизни. Желание достичь высоких целей, как правило, искажает гармоничное развитие личности. 

Депрессия, прокрастинация, эмоциональное выгорание и другие нарушения психического состояния перфекционистов продиктованы их неспособностью учитывать собственные возможности при достижении высоких целей. Умение формулировать реальные цели и различать их по степени важности и другим критериям, а также осознание и приоритизация потребностей в процессе обучения и профессионализации рассматриваются в данной работе как ключевые факторы преодоления негативных проявлений перфекционизма.

 

Ключевые слова: перфекционизм; конструкт личности; ригидность; прокрастинация; эмоциональное выгорание; целеполагание; социальная дезадаптация.

Для цитаты: Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36) С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.05.

 

Филясова Юлия Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, Санкт-Петербург.

E-mail: phill.yield@gmail.com

ORCID: 0000-0002-9728-9458

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №36 : К. Н. Еськов, КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОМЕОСТАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Просмотров: 1454

УДК 613.693:159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2020.36.4.04

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ 

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ 

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОМЕОСТАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

 

К. Н. Еськов,

ГНЦ РФ – ИМБП РАН, Москва,

eskov@imbp.ru

 

В статье представлена классификация индивидуальных стилевых особенностей инструментального поведения операторов в процессе коллективного решения гомеостатических задач. Классификация строится на основе оценки уровня моторной активности и уровня лидерской активности. Использована двухуровневая градация моторной активности — моторно-активный и моторно-неактивный уровни, а также трехуровневая градация лидерской активности — явный лидер, неочевидный лидер и нелидер (педант). На базе выделенных уровней разработана классификация, включающая шесть стилей индивидуального инструментального поведения.

На основе разработанной классификации сформулировано и обосновано понятие индивидуального стилевого портрета, характеризующего такие особенности инструментального поведения оператора, которые закреплены в структуре его личности. Стиль деятельности оператора представляет собой единство индивидуальных черт личности и ситуативных особенностей инструментального поведения, складывающихся в процессе групповой взаимозависимой деятельности при выполнении методики «Гомеостат». Таким образом, установлено, что разработанная классификация позволяет оценивать особенности инструментального поведения оператора в процессе решения гомеостатических задач.

 

Ключевые слова: групповая взаимозависимая деятельность; групповая эффективность; методика «Гомеостат»; моторная активность; лидерская активность; индивидуальные стили инструментального поведения.

Для цитаты: Еськов К. Н. Классификация стилей инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36) С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.04

 

Еськов Константин Николаевич, кандидат биологических наук, научный сотрудник отдела психофизиологии, нейрофизиологии и психофизиологии деятельности оператора Государственного научного центра Российской Федерации Института медико-биологических проблем РАН, Москва. 

E-mail: eskov@imbp.ru

ORCID: 0000-0001-6192-9612

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №36 : Е. А. Круглова, Н. В. Попель, СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Просмотров: 1619

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872. 2020.36.4.03

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ

 

Е. А. Круглова,

ИвГУ, Иваново,

kruglo-e@mail.ru

 

Н. В. Попель,

ИвГУ, Иваново,

nine1@mail.ru

 

В статье рассматриваются особенности профессиональных деструкций разных категорий педагогических работников, которые оказывают негативное влияние на человека, приводят к различным кризисным состояниям, нарушению профессионального и личностного развития. Исследование строится на принципах системного подхода Б. Ф. Ломова — многомерности и целостности в познании изучаемого психического явления с учетом его детерминант. В исследовании приняли участие 215 педагогических работников г. Иванова и Ивановской области со стажем работы от 5 до 30 лет, работающих в различных образовательных учреждениях. 

Системно-психологическому изучению подвергнуты различные проявления профессионального психического выгорания и профессиональной деформации личности педагогов общеобразовательных школ, спецшкол-интернатов, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных учреждений и руководителей образовательных организаций. Результаты исследования показали, что наибольшая степень выраженности общего уровня и симптомов профессионального психического выгорания характерна для педагогов общеобразовательных учреждений. Признаки профессиональных деструкций присутствуют в различных сферах: эмоцио¬нальной, поведенческой, мотивационно-ценностной, а также в сфере межличностных отношений. При этом многие из них становятся у школьных учителей относительно постоянными и устойчивыми с увеличением стажа педагогической деятельности. У других категорий педагогических работников симптомы профессиональных деструкций выражены значительно меньше. Установлено, что специфика и индивидуальный стиль педагогической деятельности являются факторами, детерминирующими развитие профессиональных деструкций. 

Один из главных выводов исследования состоит в том, что профессиональное выгорание и профессиональная деформация личности имеют разную специфику и психологическую природу, но в системе симптомов и проявлений у разных категорий педагогических работников создают общую картину личностно-профессиональных деструкций.

 

Ключевые слова: системный подход; личность; педагоги; профессиональные деструкции; профессиональное психическое выгорание; профессиональная деформация; индивидуальный стиль педагогической деятельности. 

Для цитаты: Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36) С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.

 

Круглова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново.

E-mail: kruglo-e@mail.ru

ORCID: 0000-0002-7933-4921

 

Попель Нина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета, Иваново.

E-mail: nine1@mail.ru

ORCID: 0000-0002-9073-1194

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №36 : Е. С. Романова, Н. Г. Сомова, СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В ПОЖИЛОМ И ПРЕКЛОННОМ ВОЗРАСТЕ

Просмотров: 2187

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.02

 

СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ 

В ПОЖИЛОМ И ПРЕКЛОННОМ ВОЗРАСТЕ

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru,

 

Н. Г. Сомова,

МОЦРИ, Королёв,

Somovang@mail.ru

 

Статья посвящена системному исследованию компонентов качества жизни в пожилом и преклонном возрасте. Проведена оценка современного понимания понятия «качество жизни». Целью работы является определение факторов, оказывающих влияние на уровень качества жизни в пожилом и преклонном возрасте. Системное исследование затрагивает такие компоненты качества жизни, как тревога, депрессия, агрессия, общее психологическое благополучие. Системно-психологический анализ компонентов качества жизни позволяет рассмотреть потребности, возникающие в пожилом и преклонном возрасте через призму системного единства и предлагает качественно новое восприятие эмоциональных переживаний, характерных для данного периода.

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2019 г. на базе Московского областного центра реабилитации инвалидов с участием 39 получателей услуг — лиц пожилого и преклонного возраста. Проведено сравнение показателей качества жизни лиц, проходящих реабилитационные мероприятия в центре социального обслуживания, с показателями качества жизни лиц, получающих услуги социального обслуживания на дому.

В ходе системного исследования было выявлено, что показатели психологического и физического компонентов здоровья среди лиц, посещающих реабилитационные мероприятия, превышают показатели лиц, получающих уход на дому. Кроме того, среди лиц, обслуживаемых на дому, выявлен повышенный уровень тревожности и депрессии, что свидетельствует о более низком показателе качества жизни по сравнению с лицами, получающими услуги социальной реабилитации в центре социального обслуживания. Исходя из полученных данных сделан вывод, что качество жизни является сложным системным конструктом, включающим как индивидуально-психологические характеристики личности, так и возможности установления прочных социальных связей в пожилом и преклонном возрасте. 

 

Ключевые слова: системно-психологический анализ; системная периодизация; качество жизни; пожилой возраст; преклонный возраст; депрессия; агрессивность; тревожность; физический компонент здоровья; психологический компонент здоровья.

Для цитаты: Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте // Системная психология и социология. 2020. № 4 (36). С. DOI 10.25688/2223-6872.2020.36.4.02.

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва. 

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

 

Сомова Наталья Геннадьевна, директор Московского областного центра реабилитации инвалидов, Королёв.

E-mail: Somovang@mail.ru

ORCID: 0000-0002-4160-4711

 


  Читать полностью...