Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2020 №35 : Ф. Прюс, Ю. М. Перевозкина,ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СИСТЕМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Просмотров: 2725

УДК 316.6.001.5

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.1

 

ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ И ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СИСТЕМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

 

Ф. Прюс,

ЭМАУ, Грайфсвальд,

franz@pruess.eu

 

Ю. М. Перевозкина,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru

 

В статье рассматривается фундаментальная проблема, связанная с объяснением влияния сущности социальных единиц на типы социальных отношений. Для этой цели вводится понимание ролевой социализации как системного комплекса, состоящего из трех системных образований — личности с ее потребностями, ценностями, устремлениями; общества с его нормами, правилами, статусами, ролями и культуры с ее традициями, символами, знаками, ритуалами. Учет многовариативности и сложности изучаемого феномена позволил предложить в качестве методологического основания метасистемный подход. В контексте данного подхода ролевая социализация представлена в виде качественного узла, объединяющего общие социальные целостности и вскрывающего типы их отношений. Сделан вывод, что рассмотрение ролевой социализации как системного комплекса субстанционально-временного типа с позиции метасистемного подхода будет содействовать парадигмальной разработке проблемы личности. Показано, что предлагаемая теория субстанционально-темпоральной системности ролевой социализации располагает рядом понятий и средств, с помощью которых становится возможным классифицировать отношения между социальными единицами. Хотя эта статья свидетельствует о значительном сдвиге в понимании социальных отношений, очевидно, что необходимы дальнейшие существенные исследования и теоретические размышления относительно раскрытия условий реализации этих отношений.

 

Ключевые слова: система; метасистемный подход; системный комплекс; социальные отношения; ролевая социализация.

 

Для цитаты: Прюс Ф., Перевозкина Ю. М. Взаимообусловленность и типы социальных отношений системных образований ролевой социализации: метасистемный подход // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 5–26. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.1

 

Прюс Франц, доктор педагогики, профессор Института философии, психологии и педагогики Университета имени Эрнста Морица Арндта, Грайфсвальд, Германия.

E-mail: franz@pruess.eu

ORCID ID: 0000-0001-9433-2046

 

Перевозкина Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой практической и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск, Россия.

E-mail: per@bk.ru

ORCID ID: 0000-0003-4201-3988


  Читать полностью...