Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

В. В. Лемиш, CИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ СТАРЕНИЯ В ТРУДАХ Б. Г. АНАНЬЕВА

Журнал » 2020 №35 : В. В. Лемиш, CИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ СТАРЕНИЯ В ТРУДАХ Б. Г. АНАНЬЕВА
    Просмотров: 1796

УДК 159.99

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.9

 

CИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИИ СТАРЕНИЯ В ТРУДАХ Б. Г. АНАНЬЕВА

 

В. В. Лемиш,

ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Омск,

verlem2004@yandex.ru

 

В статье осуществлен анализ теоретических идей Б. Г. Ананьева в области психологии старения, разрабатывавшихся в рамках комплексного подхода. Показано, что данная методология позволяет преодолеть существующий разрыв биологических, психологических и социальных подходов в понимании и объяснении специфики феномена старения человека. Представление о человеке как сложной многоуровневой полисистеме, включающей в себя как природные (индивидные), так и социальные (личностные и субъектные) свойства, задает не только теоретическое, но и эмпирическое направление изучения характера взаимосвязей между вышеуказанными структурными элементами, интегрирующимися в индивидуальности. Ананьевым было определено направление поиска механизмов, обеспечивающих психологическое долголетие, на всех уровнях организации человека. На уровне индивида эти механизмы связаны с особенностями изменений характера функционирования мозга; в развитии личности ученый подчеркивал важную роль трудовой деятельности и сохранения социальных ролей; на уровне индивидуальности одним из таких механизмов является рефлексия. Опираясь на фундаментальный закон развития — закон гетерохронности, — выявленный на основе структурно-генетического метода, Ананьев теоретически обосновал принципиальную возможность двух различных типов старения — конвергентного и дивергентного. При конвергентном варианте онтогенез определяет развитие личности; при дивергентном — жизненный путь противостоит естественному угасанию организма. Результатом дивергентного развития является не только возможность сохранения личности, но и ее дальнейшее развитие.

Важным вкладом ученого в развитие психологии старения было обоснование использования качественных методов исследования при изучении жизненного пути человека как личности и субъекта, при этом особую роль он отводил биографическому методу, позволяющему реконструировать внутренний мир человека, особенности его самосознания и саморегуляции. Показано, что идеи Ананьева получили эмпирическое подтверждение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

 

Ключевые слова: Б. Г. Ананьев; человек; многоуровневая полисистема; комплексный подход; системный подход; психология старения; типы старения; механизмы психологического долголетия; биографический метод.

 

Для цитаты: Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 119–129. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.9

 

Лемиш Вера Васильевна, кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия.

E-mail: verlem2004@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-7165-5248

 

 

Литература

 

 

1. Александрова М. Д. Старение человека и его индивидуальные проявления // Вестник СПбГУ. 2014. Сер. 16. Вып. 2. С. 81–86.

2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб.: Питер, 2010. 282 с.

4. Балтес П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 60–78.

5. Завьялова И. Ю. Актуализация навыков рефлексии в программе психологической поддержки [Электронный ресурс] // Мир науки: интернет-журнал. 2016. Т. 4. № 3. URL: http://mir-nauki.com/ PDF/07PSMN316.pdf (дата обращения: 16.08.2020).

 6. Голдберг Э. Парадокс мудрости. Научное опровержение «старческого слабоумия». М.: Поколение, 2007. 384 с.

7. Захарова И. А. Компенсаторный потенциал при нормальном и патологическом старении // Системная психология и социология. 2013. № 7. С. 65–74.

8. Коржова Е. Ю., Лемиш В. В. Взаимодействие с жизненными ситуациями и геронтокультура [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2014. № 7 (35). С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения:08.07.2020).

9. Коржова Е. Ю., Веревкина А. Б. Становление психологии жизненного пути личности: западный и отечественный подходы // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 18–25. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.02

10. Лемиш В. В. Геронтокультура: опыт рефлексивного анализа // Вестник Бурятского государственного университета. Вып.: Психология, социальная работа. 2014. № 5. С. 55–59.

11. Ле Шан Э. Когда ваш возраст сводит вас с ума. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 288 с.

12. Логинова Н. А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 285 с.

13. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. Т. 21. № 2. С. 31–45.

14. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: Наука, 1984. 444 с.

15. Ломов Б. Ф. Избранные психологические труды. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2011. 423 с.

16. Мищиха Л. П. Рефлексия как составляющая творческой самореализации личности в период поздней взрослости // Психология обучения. 2014. № 8. С. 51–59.

17. Савкина И. Л. «А старость вот она, рядом»: репрезентации старости и старения в дневниках советского времени // Шаги / Steps. 2019. Т. 5. № 2. С. 188–210. DOI: 10.22394/2412-9410-2019-5-2-188-210

18. Стрижицкая О. Ю. Психология позитивного старения: условия, факторы и социальные эффекты геротрансцендентности: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2018. 263 с.

19. Стрижицкая О. Ю., Даведюк Е. П. Индивидуально-психологические особенности когнитивных процессов и психологические ресурсы в пожилом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 2. С. 86–93.

20. Тумакова С. Ю. Критерии завершенности посттрудовой адаптации пенсионеров // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 6. С. 301–306.

21. Фирсова Н. Г. Особенности самооценки людей пожилого возраста после выхода на пенсию // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 24 (143). С. 218–225.

22. Холодная М. А. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте / М. А. Холодная и др. // Психология зрелости и старения. 1998. № 2. С. 5–14.

23. Чуйкова Т. С., Полькина Т. М. Изучение социальных репрезентаций, связанных с выходом на пенсию: кросс-культурное исследование // Социальная психология и общество. 2012. № 3. С. 89–102.

24. Шай К. У. Интеллектуальное развитие взрослых // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 6. С. 78–88.

25. Шаповаленко И. В., Обухова О. Б. Факторы вариативности когнитивных функций в средней и поздней взрослости // Психология зрелости и старения. 2008. № 4 (44). С. 42–61.

26. Brewster P. W. H. Life experience and demographic influences on cognitive function in older adults / P. W. H. Brewster et al. // Neuropsychology. 2014. Vol. 28. № 6. Р. 846–858.

27. Carstensen L. L., Hartel C. R. When I’m 64. Washington: National Academies Press, 2006. 268 p.

28. Chopik W. J., O’Brien E. Happy you, healthy me? Having a happy partner is independently associated with better health in oneself // Health Psychology. 2017. Vol. 36. № 1. P. 21–30.

29. Fisher Gw. G. Mental work demands, retirement, and longitudinal trajectories of cognitive functioning / Gw. G. Fisher et al. // Journal of Occupational Health Psychology. 2014. Vol. 19. № 2. Р. 231–242.

30. Gerstorf D. Secular changes in late-life cognition and well-being: towards a long bright future with a short brisk ending? / D. Gerstorf et al. // Psychology and Aging. 2015. Vol. 30. № 2. Р. 301–310.

31. Hurlock E. B. Developmental psychology a life-span approach. New Delhi: Tata Mcgraw Hill Publishing, 2016. 477 p.

32. James J. B., Matz-Costa Ch., Smyer M. A. Retirement Security: it’s not just about the money // American Psychologist. 2016. Vol. 71. № 4. Р. 334–344.

33. Lachman M. E., Agrigoroaei S. Promoting functional health in midlife and old age: long-term protective effects of control beliefs, social support, and physical exercise // Memory & Cognition. 2012. Vol. 40. № 2. P. 287–296. DOI: 10.3758/s13421-011-0140-x.

34. Lenehan M. E. Sending your grandparents to university increases cognitive reserve: the tasmanian healthy brain project / M. E. Lenehan et al. // Neuropsychology. 2016. Vol. 30. № 5. P. 525–531.

35. LeRoy A. S. Loneliness predicts self-reported cold symptoms after a viral challenge / A. S. LeRoy et al. // Health Psychology. 2017. Vol. 36. № 5. P. 512–520.

36. Phillips J. E. Key concepts in social gerontology / J. E. Phillips et al. SAGE, 2010. 249 p.

37. Pietromonaco P. R., Collins N. L. Interpersonal mechanisms linking close relationships to health // American Psychologist. 2017. Vol. 72. № 6. Р. 531–542.

38. Waiyavutti Ch., Johnson W., Deary I. J. Do personality scale items function differently in people with high and low IQ // Psychological Assessment. 2012. Vol. 24. № 3. P. 545–555.

39. Zahodne L. B., Stern Y., Manly J. J. Differing effects of education on cognitive decline in diverse elders with low versus high educational attainment // Neuropsychology. 2015. Vol. 29. № 4. P. 649–657.