PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №35 2020

Психологические исследования

Preuss F., Perevozkina Yu. M. Interconnection and typeof social relations of role socialization system formation: metasystem approach (с переводом на русский язык)
Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации
Синбухова Е. В., Занковский А. Н. Психологические аспекты врачебных ошибок
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника (продолжение, начало см. № 2 (34), 2020)
Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума
Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России в конце XVIII века. И. М. Кандорский (продолжение, начало см. 2018, № 3 (27))
Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 3 (35)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПОЗНАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Журнал » 2020 №35 : Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПОЗНАНИИ ДОШКОЛЬНИКА
    Просмотров: 137

 

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.5

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПОЗНАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

 

Г. А. Урунтаева,

ИИДСВ РАО, Москва,

lotsman52@mail.ru,

 

Е. Н. Гошева,

ИРО, Мурманск,

GoshevaEN@yandex.ru

 

В статье представлены концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к деятельности по познанию дошкольника. Положения разработаны для достижения цели психологического обучения студентов — развития у них профессиональных компетенций по применению теоретических психологических знаний о дошкольнике в педагогической деятельности и для преодоления противоречия в педагогическом образовании, состоящем в расхождении требования выполнения исследовательской профессионально-педагогической функции будущими педагогами с реальным уровнем ее владения студентами.

Общим концептуальным положением является представление о системном строении деятельности по познанию дошкольника и подготовки к ней, а также об идентичности их структур. Подготовка как система включает компоненты, интегральным среди которых выступает взаимодействие педагога и ребенка, строящееся на глубоком познании воспитанника. Частными положениями выступили следующие идеи: 1) подготовка направлена на формирование компонентов деятельности по познанию ребенка (ценностно-смыслового, технологического и сквозного — контроля и оценки, причем технологический компонент разворачивается согласно логике научного/диагностического исследования); 2) подготовка нацелена на развитие структуры гностических и диагностических компетенций, обеспечивающих познание дошкольника на двух уровнях познания — эмпирического понимания и целенаправленного изучения; 3) подготовка осуществляется с помощью использования практических форм обучения продуктивного типа (психологические задачи/кейсы, психологический практикум, психолого-диагностическая практика), моделирующих как отдельные компоненты деятельности по познанию, так и эту деятельность в целом, а также сквозной формы (интерактивный психологический театр), создающей условия для объединения линий профессионального и личностного развития педагогов и различных аспектов познания. Выбор методов и форм обучения происходит в соответствии с целями и задачами этапов подготовки (начального, основного и заключительного), принципом целостности организации познания дошкольника и принципами интермодального подхода в использовании экспрессивных искусств как средства развития педагога.

Предложенные концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника носят практико-ориентированный характер, могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов.

 

Ключевые слова: системный подход; воспитатель; профессиональная подготовка воспитателя к познанию дошкольника; интерактивный импровизационный театр; психологические задачи/кейсы; психологический практикум; психолого-диагностическая практика.

 

Для цитаты: Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя в познании дошкольника // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 61–74. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.5

 

Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ. Главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва.

E-mail: lotsman52@mail.ru

ORCID: 0000-0003-3515-4889

 

Гошева Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент. Доцент кафедры дошкольного образования Института развития образования, Мурманск.

E-mail: GoshevaEN@yandex.ru

ORCID: 0000-0001-8405-4230

 

 

Литература

 

1. Абрамова М. А. Современные технологии работы с молодежью средствами театрального искусства // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2018. № 1 (2). С. 274–283.

2. Арпеньева М. Р. Проблема понимания в современной консультативной психологии // Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф. Е. Василюка: сб. материалов / под ред. В. В. Архангельской, А. А. Голзицкой, Н. В. Кисельниковой, Е. А. Семеновой. М.: Психологический институт РАО, 2018. С. 12–21.

3. Гаврилова М. Н., Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А. Связь качества образовательной среды дошкольного учреждения и психического развития ребенка: теоретический обзор // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 433. С. 135–145.

4. Гогоберидзе А. Г., Головина И. В. Модернизация процесса подготовки педагогов дошкольного образования: маркеры новых профессиональных образовательных программ // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 38–45.

5. Гогоберидзе А. Г., Езопова С. А., Калабина И. А. Петербургская модель подготовки педагога дошкольного образования. Модернизация длиною в век // Современное дошкольное образование. 2018. № 7. С. 38–49.

6. Девяткина Т. В. Новые подходы к построению и реализации основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»

(Воспитатель) / Т. В. Девяткина и др. // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. C. 17–26.

7. Деменюк М. А. Арт-студия «Исцеляющее искусство» как пространство личностного и профессионального развития студентов // Актуальные проблемы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения высшего образования: интеграция науки и практики образования. Материалы IV межрегиональной, с международным участием научно-практической конференции, 23 ноября 2017 г. / сост. О. В. Сысоева. Хабаровск: ДГМУ, 2018. С. 27–30.

8. Исаева А. Н., Старовойтенко Е. Е. Метод кино-кейсов в преподавании современной персонологии // Мир психологии: научно-методический журнал. 2016. № 4 (88). С. 177–189.

9. Кораблева А. А. Кейс-технология как способ диагностики профессиональных компетенций на экзамене // Педагогическая диагностика. 2017. № 1. С. 28–31.

10. Лаптева Ю. А., Федорова Н. И. Содержательные характеристики мониторинга психического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 3. С. 240–249.

11. Марголис А. А, Сафронова М. А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014–2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 5–24.

12. Ройтблат О. В. Неформальное образование в системе профессиональной подготовки в условиях системных изменений // Современное научное знание в условиях системных изменений. Материалы Второй Национальной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 155-летию со дня рождения П. А. Столыпина. 13–14 апреля 2017 г. Омск: ОГАУ имени П. А. Столыпина. 2017. С. 38–40.

13. Санина С. П. Развитие компетенций учителя начальных классов в процессе решения профессиональных задач [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 4. С. 41–49. URL: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu.2016080405 (дата обращения: 23.10.2020).

14. Слепцова И. Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2018. № 1 (83). С. 30–37.

15. Червонный М. А., Газизов Т. Т., Борисова Е. Е. Организация педагогической практики студентов на базе центра дополнительного образования // Педагогика. 2017. № 9. С. 103–107.

16. Шиян И. Б. Апробация шкал оценки качества дошкольного образования ECERS-R в детских садах города Москвы / И. Б. Шиян и др. // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2. С. 77–92.

17. Шкалы комплексного мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации / И. Е. Федосова, М. Р. Хайдарпашич. М.: Национальное образование, 2019. 128 с.

18. Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Психология познания дошкольника в профессионально-педагогической деятельности воспитателя: монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 215 с.

19. A’Court B. The art of mindful walking in earthbased art therapy // Environmental expressive therapies: nature-based theory and practice / ed. by A. Kopytin and M. Rugh. New York: Routledge; Taylor & Francis, 2017. P. 123–160.

20. Associations between structural quality aspects and process quality in Dutch early childhood education and care settings / P. L. Slot et al. // Early Childhood Research Quarterly. 2015. Vol. 33. P. 64–76.

21. Biersteker L. Center-based early childhood care and education program quality: A South African study / L. Biersteker et al. // Early Childhood Research Quarterly. 2016. Vol. 36. P. 334–344. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2016.01.004

22. Bi Ying Hu. Are structural quality indicators associated with preschool process quality in China? An exploration of threshold effects / Bi Ying Hu et al. // Early Childhood Research Quarterly. 2017. Vol. 40. P. 163–173. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.03.006

23. Broekhuizen M. L. Classroom quality at pre-kindergarten and kindergarten and children’s social skills and behavior problems / M. L. Broekhuizen et al. // Еarly Childhood Research Quarterly. 2016. Vol. 36. P. 212–222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2016.01.005

24. Fox J. Playback NR workbook: guidelines for mastering narrative reticulation. New York: Tusitala Publishing, 2019. 16 p.

25. Horm D. M. Associations between continuity of care in infant-toddler classrooms and child outcomes / D. M. Horm et al. // Early Childhood Research Quarterly. 2018. Vol. 42. P. 105–118. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.08.002

26. Kopytin A., Rugh M. (eds.). Environmental expressive therapies: nature-assisted theory and practice. New York: Routledge; Taylor & Francis Group, 2017. 280 p.

27. McNiff S. Imagination in action: secrets for unleashing creative expression. Fist editian. Random House (USA), 2015. 256 p.

28. Vermeer H. J. Quality of Child Care Using the Environment Rating Scales: A MetaAnalysis of International Studies / H. J. Vermeer et al. // International Journal of Early Childhood. 2016. April. Vol. 48. № 1. P. 33–60.