Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Е. С. Романова, ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИМ ПРЕИМУЩЕСТВА В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРУДА

Журнал » 2020 №35 : Е. С. Романова, ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИМ ПРЕИМУЩЕСТВА В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРУДА
    Просмотров: 1219

УДК 159.9.07

DOI 10.25688/2223-6872.2020.35.3.2

 

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИМ ПРЕИМУЩЕСТВА В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРУДА

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru

 

В статье представлена модель психологической и педагогической работы со студентами, направленной на формирование социальных качеств, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда. Модель создавалась и разрабатывалась на основе концептуального обоснования и создания системной модели работы. Модель включает в себя построение алгоритма психологической помощи студентам в формировании необходимых социальных качеств для достижения высокого уровня конкурентоспособности в рамках выбранного направления профессиональной деятельности.

В статье представлены результаты поэтапной психологической помощи студентам по формированию социальных качеств, обеспечивающих им персональные и командные преимущества в конкурентных сегментах рынка труда. Предлагаемая модель позволяет выполнить следующие актуальные задачи работы со студенческой молодежью: разработать технологии успешного выхода на современный рынок труда; составить проект маршрута вхождения в профессию и профессионального саморазвития; сформировать необходимые компетенции у студентов; определить необходимые социальные качества и развить их.

Полученные данные показывают, что развитие основных интегральных личностных и социальных качеств на уровне, отвечающем требованиям эффективного поведения на рынке труда, характерно только для 30 % студентов. Неудовлетворительный уровень показали примерно 15 % студентов. Средний уровень развития охватывает оставшиеся 55 %: он также недостаточен и требует специальной психолого-педагогической работы со студентами.

В работе выделено 37 целевых компетенций, требующих развития для достижения необходимой эффективности подготовки студентов к взаимодействию с рынком труда.

 

Ключевые слова: личностные и социальные качества; конкурентоспособность; конкурентные сегменты рынка труда; личностное саморазвитие; профессиональное самоопределение; компетенции; самореализация; успешная карьера.

 

Для цитаты: Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда // Системная психология и социология. 2020. № 3 (35). С. 27–38. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.35.3.2

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и практической психологии, заведующая лабораторией социально-психологических исследований в образовании Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

ORCID: 0000-0002-9032-6869

 

 

Литература

 

1. Валитова А. А., Симонова М. В. Рынок труда: региональный аспект: учеб. пособие. [Электронный ресурс]. М.: ИЦ РИОР; НИЦ ИНФРА-М, 2016. 213 c. URL: https://znanium.com/catalog/product/758135 (дата обращения: 23.10.2020).

2. Геворкян Е. Н., Романова Е. С., Вачкова С. Н. Психологическое сопровождение семейного образования: монография. М.: Неолит, 2020. 288 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2010. 304 с.

4. Малова М. М. Роль «мягких» навыков в современной профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. № 4 (44). C. 150–165. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.4.10.

5. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 288 с.

6. Романова Е. С., Макшанцева Л. В. Оценка и развитие личностного и социального потенциала обучающихся общеобразовательных организаций // Проблемы общей и педагогической психологии: монография. Воронеж: Ритм, 2019. С. 7–33.

7. Романова Е. С. Психодиагностика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. 3-е изд., доп. М.: КноРус, 2015. 336 с.

8. Шанц Е. А. Развитие социально значимых качеств личности студента в процессе профессиональной подготовки // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 02. ART 13523. 0,5 п. л. URL: http://e-koncept.ru/2013/13523.htm (дата обращения: 06.07.2020).

9. Badaracco J. L. Timeless advice for making a hard choice // Harvard Business Review. 2016. August № 25. URL: https://hbr.org/2016/08/timeless-advice-for-making-a-hard-choice (дата обращения: 06.07.2020).

10. Balcar J. Is it better to invest in hard or soft skills? // Economic and Labour Relations Review. 2017. № 27 (4). P. 453–470. URL: http://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1035304616674613 (дата обращения: 06.07.2020).

11. Caza B. B., Moss Sh., Vough H. From synchronizing to harmonizing: the process of authenticating multiple work identities // Administrative Science Quarterly. 2018. Vol. 63. № 4 P. 703–745. URL: https://doi.org/10.1177/0001839217733972. 12. Deming David J. The growing importance of social skills in the labor market // The Quarterly Journal of Economics. 2017. Vol. 132 (4). P. 1593–1640.

13. Dweck C. S. From needs to goals and representations: foundations for a unified theory of motivation, personality, and development // Psychological Review. 2017. № 124 (6). Р. 689–719.

14. Gallie D. The quality of work in a changing labour market // Social Policy & Administration. 2017. № 51(2). P. 226–243.

15. Grant C. A., Wallace L. M., Spurgeon P. C. An exploration of the psychological factors affecting remote e-worker’s job effectiveness, well-being and work-life balance // Employee Relations. 2013. № 35 (5). P. 527–546.

16. Kaburise P. Improving soft skills and communication in response to youth unemployment // International Journal of African Renaissance Studies. 2016. Vol. 11. № 2. P. 87–101.

17. Pieterse V., van Eekelen M. Which are harder? Soft skills or hard skills? // ICT Education. SACLA 2016. Communications in Computer and Information Science. Vol. 642 / Gruner S. (eds). Springer, Cham. P. 160–167. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-47680-3_15 (датаобращения: 23.10.2020).

18. Rao M. S. Step by step to soft-skills training: How to enhance employability skills in students // Human Resource Management International Digest. 2015. Vol. 23. № 6. P. 34–36.

19. Hines A. Getting ready for a postwork future // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. № 1. P. 19–30. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.1.19.30

20. Zhen Li, Lowe J. Mobile student to mobile worker: the role of universities in the “war for talent” // British Journal of Sociology of Education. 2016. Vol. 37. № 1. P. 11–29. DOI: 10.1080/01425692.2015.1095636