Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2020 №34 : Е. С. Романова, САМОРЕФЛЕКСИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Просмотров: 1315

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.02

 

САМОРЕФЛЕКСИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru

 

В статье рассматриваются вопросы взаимоотношений человека и общества в произведениях Ф. М. Достоевского. Пытаясь понять природу человеческой души, писатель на первое место ставит вопрос о поступках людей и их мотивах. Достоевский непрерывно анализирует мысли и действия своих героев, тем самым напоминая читателям об ответственности за свои поступки.

Целью статьи является анализ способов взаимодействия личности и общества в произведениях Ф. М. Достоевского. В вопросе взаимодействия человека и социума, в вопросе автономности личности писатель отстаивал гуманистические позиции.

В статье отмечается, что писатель в своих произведениях убедительно доказывает, что убийство не может быть оправдано никакой теорией. Это антихристианская позиция, отрицание законов нравственности. Обращается внимание на то, что Ф. М. Достоевский раньше других ставит вопрос о способах и методах саморефлексии, которые применяет человек для успешного преодоления жизненных трудностей, критических ситуаций. Природа наделила человека механизмом общения с собой как инструментом самоорганизации и самопрограммирования. Человеческая натура противоречива, и это предполагает и требует постоянного внутреннего диалога. По мнению Ф. М. Достоевского, жить — значит непрерывно общаться с самим собой, и в этом случае следует говорить о рефлексии как способе осмысления жизни внутри себя. Адаптивная роль такого рода психической деятельности в будущем будет возрастать, и дальнейшее развитие человечества потребует еще более тонкой рефлективности. При этом Ф. М. Достоевский убедительно показал, что религиозное чувство является питательной средой для развития и улучшения личности.

В статье рассматриваются и другие точки зрения Ф. М. Достоевского, созвучные идеям формирования механизмов психической саморегуляции человека, это обращение человека к религии. Предпосылки для подлинного общения с собой, формирования соответствующих психологических структур возникают уже в недрах гуманистических религий.

В заключение утверждается, что Достоевский-художник был проповедником гуманистической религии и заявил о новой философии, в основе которой лежал нравственный закон и взгляд на мир эпохи Возрождения.

 

Ключевые слова: личность; общество; гуманизм; внутренний диалог; психика; ценности; нравственность; религиозное чувство; рефлексия.

 

Для цитаты: Романова Е. С. Саморефлексия и взаимодействие человека и общества в творчестве Ф. М. Достоевского // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 21–30. DOI: 10.25688/2223- 6872.2020.34.2.02

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, исполняющий обязанности директора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, заведующая кафедрой общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9032-6869


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №34 : Б. Н. Рыжов, Я-РЕАЛЬНОЕ, Я-ИДЕАЛЬНОЕ И Я-СКРЫТОЕ

Просмотров: 2027

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.01

 

Я-РЕАЛЬНОЕ, Я-ИДЕАЛЬНОЕ И Я-СКРЫТОЕ

 

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

Статья посвящена описанию новой схемы системной диагностики мотивационно-ценностной сферы личности. Методологической базой для разработки предложенной схемы явилась системная типология мотивации, позволяющая выделить восемь ее основных видов, включая четыре вида мотивации, направленных на развитие и сохранение вида и общества, и четыре вида мотивации, способствующих развитию и сохранению индивида и личности.

В работе предложено описание методики самооценки мотивационного профиля личности, позволяющей в сочетании с тестом системного профиля мотивации — СПМ — получить ряд взаимодополняющих содержательных характеристик мотивационного ядра личности. В их числе: Я-реальное, или определяемый на основе данных теста СПМ системный профиль мотивации; Я-идеальное, или установленный на основе описанной в настоящем исследовании методики системный профиль самооценки мотивационных тенденций, в котором отражено давление на мотивационное ядро личности принятых в обществе социальных норм; и Я-скрытое, или построенный на основе суперпозиции Я-реального и Я-идеального профиль мотивационных диспозиций, отражающий компенсирующее давление на мотивационное ядро личности индивидуалистических побуждений, направленных на развитие и сохранение индивида и личности. Для верификации предложенной психодиагностической схемы было проведено популяционное исследование сравнительных характеристик Я- реального и Я-идеального. Исследование проводилось в период 2019–2020 гг. с участием 187 обследуемых обоего пола в возрасте 18–48 лет.

Полученные результаты показали наличие устойчивого эффекта социального давления на самооценку мотивационных тенденций, обусловливающего целесообразность интерпретации данных самооценки как Я-идеального.

В работе также отмечена возможность использования выделенных структур мотивационного ядра личности для системной интерпретации принятых в психоаналитической традиции инстанций личности. Предложенная схема диагностики позволяет получить количественную оценку влияния различных системных факторов на структуру мотивационных диспозиций личности и может быть рекомендована для использования в практике консультационной и психотерапевтической работы.

 

Ключевые слова: системная психология; мотивация; мотивационное ядро личности; Я-реальное; Я-идеальное; Я-скрытое; эго; суперэго; ид; профиль мотивации; ценностные ориентации; ранжирование ценностей.

 

Для цитаты: Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 5–20. DOI: 10.25688/2223 6872.2020.34.2.01

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8848-3622


  Читать полностью...