Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования

Журнал » 2020 №34 : Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования
    Просмотров: 1199

УДК 371.47.022

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.08

 

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

М. Л. Любимов,

МГПУ, Москва,

LyubimovML@mgpu.ru,

 

И. Л. Соловьёва,

МГПУ, Москва, 89036283574@mail.ru,

 

М. О. Захарова,

МГПУ, Москва,

ZakharovaMO@mgpu.ru,

 

А. А. Мокс,

МГПУ, Москва,

MoksA@mgpu.ru

 

В статье рассматривается проблема создания комфортной образовательной среды для всех обучающихся, в том числе и учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Организация совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся школьников предполагает переоборудование образовательного пространства, трансформацию мотивационной и профессиональной составляющих педагогического сообщества, мировосприятия всех участников образовательного процесса. Последнее является наиболее сложным, особенно среди ученического коллектива, причиной чего являются низкий уровень знаний о категории детей с ОВЗ в целом, об их психологических и физических особенностях, неумение общаться с такими детьми, незнание эффективных способов коммуникации с ними, вследствие чего формируется отрицательное отношение к инклюзии, к детям с ОВЗ.

В данном контексте возникает необходимость формирования в образовательных организациях, помимо педагогического коллектива, процессов, которые способствуют изменению поведенческих стереотипов ученических сообществ по отношению к обучающимся с ОВЗ как средовой базы толерантности для любой образовательной организации, работающей в режиме инклюзии.

Для достижения этой цели разработана технология для формирования толерантных коммуникативных установок среди участников образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде на основе принципов и методов эдьютейнмента. Целесообразность использования эдьютейнмента (как варианта игрового обучения) для формирования толерантной среды в детском коллективе обусловлена возможностью неформальной, нетрадиционной подачи сложных нравственных знаний, поведенческих ценностей, представленных в ситуациях естественно-житейского характера. Структура технологии имеет четыре блока: научно-теоретический, целевой, процессуальный и дидактический, — отображающих взаимосвязь содержания, методов и приемов обучения.

На основе данной технологии разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, которая способствует формированию у учащихся опыта коммуникативного и социального взаимодействия с детьми с ОВЗ, способствуя развитию механизмов самоорганизации ученического коллектива.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование; инклюзивная среда; толерантность; дети с ограниченными возможностями здоровья; социализация; коммуникация; коммуникативные особенности детей с ОВЗ; эдьютейнмент.

 

Для цитаты: Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования // Системная психология. 2020. № 2 (34). С. 94–107. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.08

 

Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук, директор центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: LyubimovML@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8692-3943

 

Соловьева Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: 89036283574@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1266-9727

 

Захарова Марина Олеговна, заместитель директора центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ZakharovaMO@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0533-6200

 

Мокс Анна Александровна, методист центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: MoksA@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6702-4475

 

 

Литература

 

1. Белобородова Е. В., Захарова М. О., Любимов М. Л. Интерактивные технологии речевого развития для детей с ОВЗ // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития: материалы I Международной научно-практической конференции (Москва, 6–7 апр. 2018 г.) / Ин-т непрерывного образования Моск. город. пед. ун-та. М.: А-Приор, 2018. С. 223–237.

2. Горбачева Е. В. Эдьютейнмент — он повсюду, или Современное подрастающее поколение нужно учить по-другому // Молодой ученый. 2020. № 1. С. 130–132.

3. Гузнаева Н. Ю. Эдьютейнмент и современные методы обучения в преподавании русского языка как иностранного // Теория и практика обучения иностранным языкам: Традиции и перспективы развития: материалы IV Международной студенческой научно-методической онлайн-конференции (Москва – Гомель – Санкт-Петербург – Минск – Тамбов – Речица – Ханствилл, 27 марта 2019 г.) / отв. ред. А. П. Василевич. М.: МГОУ, 2019. С. 93–96.

4. Кармалова Е. Ю., Ханкеева А. А. Эдьютейнмент: понятие, специфика, исследование потребности в нем целевой аудитории // Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 7 (389) С. 64–71.

5. Караковский В. А. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. 1993. № 3. С. 2.

6. Козловцева Н. А. Эдьютейнмент-технология как средство повышения мотивации учащихся подготовительных факультетов российcких вузов // Русский язык: история, диалекты, современность: сборник научных статей по материалам докладов и сообщений конференции / сост. Л. Ф. Копосов (отв. ред.), Ю. В. Коренева, О. В. Ряховская (зам. отв. ред.). Вып. XVII. М.: ИИУ МГОУ, 2018. С. 145–149.

7. Любимов М. Л., Теров А. А. Ресурсы и возможности тьюторского сопровождения в работе педагога для успешной социализации лиц с ОВЗ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 4. С. 6–20.

8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 2 / сост.: М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1983. 512 с.

9. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 5 / АПН; [сост. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов]. М.: Педагогика, 1985. 333 с.

10. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 3–9.

11. Савочкина И. В. Опыт применения технологии эдьютейнмента в образовательном процессе школы и вуза // Преподавание общеобразовательных предметов на русском языке в иноязычной аудитории: сб. материалов II Международного научно-практического семинара (ИРЯиК МГУ имени М. В. Ломоносова, 3 марта 2016 г.) / сост. Ю. В. Жебелева, Е. С. Конюхова; под ред. Е. Г. Кольовской, М. В. Кульгавчук. М.: Перо, 2016. С. 118–122.

12. Самосенкова Т. В., Савочкина И. В. Технология «Эдьютейнмент»: к истории вопроса // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277). Вып. 36. С. 142–149.

13. Сапух Т. В. Применение технологии «Эдьютейнмент» в образовательной среде университета // Вестник ТГПУ. 2016. № 8 (173). С. 30–34.

14. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. СПБ.: СПБГУП, 2011. 36 с. (Избранные лекции Университета. Вып. 119) [Электронный ресурс]. URL: https://www.gup.ru/events/news/smi/feld.pdf.

15. Addis М. New technologies and cultural consumption — edutainment is born! // European Journal of Marketing. 2002. № 7/8 (39). 13 p.

16. Aksakal N. Theoretical view to the approach of the edutainment // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 186. P. 1232–1239.

17. Catarci M., Fiorucci M. (ed.) Intercultural education in the European context: theories, experiences, challenges. London; New York: Routledge, 2015. 288 p.

18. Esta De Fossard. Writing and producing radio dramas: communication for behavior change. New Delhi: SAGE Publications Pvt. Ltd., 2005. 325 p.

19. Van Eck Richard. Digital game-based learning: It's not just the digital natives who are restless // EDUCAUSE Review. 2006. Vol. 41. № 2. P. 16–30. URL: http://www.educause.edu/ero/article/digital-game-based-learning-its-not-just-digital-natives-who-are-restless.

20. Yan Wang, XiangYong Li, MingZhang Zuo. Edutainment technology — a new starting point for education development of China // 37th Annual Frontiers In Education Conference — Global Engineering: Knowledge Without Borders, Opportunities Without Passports (WI, Milwaukee, USA, 10–13 Oct. 2007). Milwaukee: IEEE, 2008. P. 10–13.