PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №35 2020

Психологические исследования

Preuss F., Perevozkina Yu. M. Interconnection and typeof social relations of role socialization system formation: metasystem approach (с переводом на русский язык)
Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации
Синбухова Е. В., Занковский А. Н. Психологические аспекты врачебных ошибок
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника (продолжение, начало см. № 2 (34), 2020)
Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума
Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России в конце XVIII века. И. М. Кандорский (продолжение, начало см. 2018, № 3 (27))
Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 3 (35)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко, ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Журнал » 2020 №34 : Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко, ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
    Просмотров: 122

УДК 159:316.61

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.04

 

ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

 

Т. В. Эксакусто,

ЮФУ, Таганрог,

kibal-irina@mail.ru,

 

И. А. Кибальченко,

ЮФУ, Таганрог,

etv01@yandex.ru

 

В статье показано, что интеллектуально-личностный ресурс как интегральное образование, представляет собой осознаваемые субъектом внутренние (интеллектуальные и личностные) возможности, используемые в различных обстоятельствах и ситуациях. Он может быть опосредован множеством факторов, одним из которых является опыт отношений, полученный человеком в родительской семье. Выдвинутая гипотеза исследования о существовании взаимосвязи интеллектуально-личностного ресурса и опыта отношений (благоприятного, среднеблагоприятного, неблагоприятного и противоречивого), полученного в родительской семье была эмпирически проверена при помощи группы методов, которую можно отнести к смешанной, сочетающей количественные и качественные методы обработки и интерпретации результатов. В частности, в исследовании были использованы методы и методики, направленные на изучение интеллектуальных и личностных особенностей молодых людей, в соответствии со структурой интеллектуально-личностного ресурса. Факторизации были подвергнуты диагностические результаты 76 переменных интеллектуального и личностного ресурса. В исследовании приняли участие 822 студента Южного федерального университета.

Выявлено, что наиболее полной, устойчивой и достаточно интегрированной является структура интеллектуально-личностного ресурса студентов с противоречивым опытом отношений в родительской семье, которая при этом включает большое количество амбивалентных переменных. Студенты с благоприятным опытом отношений в родительской семье отличаются неполной, но достаточно устойчивой факторной структурой интеллектуально-личностного ресурса. Выпавшие из структуры переменные в большей степени способствуют интеграции интеллектуальных способностей и личностных особенностей молодых людей, обеспечивая переход интеллектуально-личностного ресурса на более высокий уровень развития. Факторная структура интеллектуально-личностного ресурса студентов со среднеблагоприятным опытом отношений в родительской семье характеризуется расслоенностью и некоторой дисгармоничностью. Самой неполной и неустойчивой оказалась структура интеллектуально-личностного ресурса у студентов с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье. Таким образом, обнаружено, что разный опыт отношений в родительской семье обусловливает индивидуальное своеобразие сочетания интеллектуальных способностей и личностных особенностей, создающих основу развития личности и ее успешности.

 

Ключевые слова: интеллектуально-личностный ресурс; семья; личность; опыт отношений в родительской семье; успешность; факторный анализ; структура интеллектуально-личностного ресурса.

 

Для цитаты: Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально-личностного ресурса молодых людей // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 45–58. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.04

 

Эксакусто Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: etv01@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6862-2063

 

Кибальченко Ирина Александровна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: kibal-irina@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7730-7172

 

 

Литература

 

1. Бердникова И. А. Личностные ресурсы, эмоциональный интеллект и оптимизм как факторы психологического благополучия // Психологическое благополучие современного человека: Материалы

Международной заочной научно-практической конференции (Екатеринбург, 20 марта 2019 г.) / Уральский гос. пед. ун-т; отв. ред. С. В. Водяха. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2019. С. 95–98.

2. Головчанская Е. Э. Интеллектуальный ресурс в структуре экономических ресурсов // Фундаментальные исследования. 2015. № 1 (7). С. 151–155.

3. Дружинина С. В. Личностные и интеллектуальные ресурсы творческой самореализации // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юбилейной конф. (Москва, 29 сент. – 01 окт. 2015 г.): в 5 т. / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. Т. 1. С. 284–286.

4. Дуканов Н. А., Савич И. И. Основные виды психологического ресурса участника служебной деятельности: интеллект как показатель психологического ресурса, определяющий профессиональную успешность // Надежность и компетентность: актуальные направления психологического обеспечения подразделений полиции: сб. материалов конф. (Екатеринбург, 25 ноября 2016 г.) / Уральский юридический институт МВД России. Екатеринбург: Изд-во Урал. юридич. ин-та, 2017. С. 49–51.

5. Кибальченко И. А., Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Опыт отношений в родительской семье как предиктор интеллектуально-личностного ресурса молодых людей: монография. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2019. 203 с.

6. Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В., Истратова О. Н. Интеллектуально-личностный ресурс субъекта развития: теоретические основы: монография. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2017. 160 с.

7. Кибальченко И. А., Голубева Е. В. Концептуальные структуры опыта отношений в родительской семье у студентов // Форсайт образования: ценности, модели и технологии дидактической коммуникации XXI века: коллективная монография по итогам работы Междунар. межвуз. научно-практич. конф. (Калуга, Ростов-на-Дону, Ханты-Мансийск, 21–23 мая 2018 г.) / отв. ред. М. Р. Арпентьева. Калуга: Альтасфера, 2018. С. 627–632.

8. Королева А. В., Терещенко Г. Ф. Исследование личностно-психологических особенностей, потенциала и ресурсов студентов в рамках создания технологии личностно-профессиональной адаптации [Электронный ресурс] // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы Х Всеросс. научно-практич. internet-конференции (Тамбов, 28 окт. – 03 ноябр. 2019 г.) / отв. ред Л. Н. Макарова. URL: http://sbi.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2019/prepodavatel_vysshej_shkoly/8/Koroleva_Tereshchenko.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

9. Кузнецов Ю. Н. Интеллектуально-личностный ресурс курсантов военно-летного вуза // Формирование профессионально-значимых качеств сотрудников полиции: материалы Междунар. научно-практич. конф. (20 апреля 2017 г.) / Краснодар. ун-т МВД РФ. Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2017. С. 46–49.

10. Холодная М. А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В. Н. Дружинина) // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 5–14.

11. Babieva N. S. A psychological resource of personality as an integral eco-psychological characteristic (The interrelationship of personal development and quality of human life) / N. S. Babieva et al. // Ekoloji. 2019. № 28 (107). № 107067. P. 629–635. URL: http://ekolojidergisi.com/article/a-psychological-resource-of-personality-as-an-integral-eco-psychological-characteristic-the-5681 (дата обращения: 03.07.2020).

12. Chujfi S., Meinel C. Matching cognitively sympathetic individual styles to develop collective intelligence in digital communities // AI and Society. 2020. № 1 (35). P. 5–15. DOI: 10.1007/s00146-017-0780-x

13. Erdner S. M., Wright C. N. The relationship between family communication patterns and the self-efficacy of student-athletes // Communication and Sport. 2018. № 3 (6). P. 368–389. DOI: 10.1177/2167479517711450.

14. Goloshumova G. S. Information and educational environment of higher school as a factor of the formation of coping strategies in the structure of

students’ personality (Ecological and psychological aspect) / G. S. Goloshumova et al. // Eur Asian Journal of Bio Sciences. 2019. № 13 (2). P. 1867–1874.

15. Kang H., Shih K. «Actions Speak Louder Than Words»: Korean American Emerging Adults’ Perceptions and Meaning Making of Their Parents’ Instrumental Aspects of Parenting // Journal of Family. 2016. № 3 (39). P. 644–667. DOI: 10.1177/0192513X16676856.

16. Khodzhaevich A. K., Davlyatovich K. S., Yuldashevich M. A. Human capital basis of development of innovative economy // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. № 4 (24). P. 148–3161. DOI: 10.37200/IJPR/V24I4/PR201425

17. Low R. S. T. Emotional suppression during personal goal pursuit impedes goal strivings and achievement / R. S. T. Low et al. // Emotion. 2017. № 2 (17). P. 208–223. DOI: 10.1037/emo0000218

18. Low R. S. T. Emotion Regulation, Conflict Resolution, and Spillover on Subsequent Family Functioning / R. S. T. Low et al. // Emotion. 2018. № 7 (19). P. 1–66. DOI: 10.1037/emo0000519

19. Pierce J., Abbey A., Wegner R. Mediators of the association between childhood emotional maltreatment and young adult men’s life satisfaction // Journal of Interpersonal Violence. 2018. № 4 (33). P. 595–616. DOI: 10.1177/0886260515609584.

20. Platsch K.-D. The doctor's personality in integral medicine: Caring and healing — a university model project [Article@Die ärztliche Persönlichkeit in einer integralen Medizin] // Deutsche Zeitschrift fur Onkologie. 2016. № 4 (48). P. 160–167. DOI: 10.1055/s-0036-1597180

21. Salakhova V. B. Intergration resources of the personality in the context of human existence modes / V. B. Salakhova et al. // Man in India. 2017. № 9 (97). Р. 121–130. URL: https://www.researchgate.net/publication/318508220_Intergration_resources_of_the_personality_in_the_context_of_human_existence_modes (дата обращения: 03.07.2020).