Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко, ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Журнал » 2020 №34 : Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко, ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
    Просмотров: 1201

УДК 159:316.61

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.04

 

ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

 

Т. В. Эксакусто,

ЮФУ, Таганрог,

kibal-irina@mail.ru,

 

И. А. Кибальченко,

ЮФУ, Таганрог,

etv01@yandex.ru

 

В статье показано, что интеллектуально-личностный ресурс как интегральное образование, представляет собой осознаваемые субъектом внутренние (интеллектуальные и личностные) возможности, используемые в различных обстоятельствах и ситуациях. Он может быть опосредован множеством факторов, одним из которых является опыт отношений, полученный человеком в родительской семье. Выдвинутая гипотеза исследования о существовании взаимосвязи интеллектуально-личностного ресурса и опыта отношений (благоприятного, среднеблагоприятного, неблагоприятного и противоречивого), полученного в родительской семье была эмпирически проверена при помощи группы методов, которую можно отнести к смешанной, сочетающей количественные и качественные методы обработки и интерпретации результатов. В частности, в исследовании были использованы методы и методики, направленные на изучение интеллектуальных и личностных особенностей молодых людей, в соответствии со структурой интеллектуально-личностного ресурса. Факторизации были подвергнуты диагностические результаты 76 переменных интеллектуального и личностного ресурса. В исследовании приняли участие 822 студента Южного федерального университета.

Выявлено, что наиболее полной, устойчивой и достаточно интегрированной является структура интеллектуально-личностного ресурса студентов с противоречивым опытом отношений в родительской семье, которая при этом включает большое количество амбивалентных переменных. Студенты с благоприятным опытом отношений в родительской семье отличаются неполной, но достаточно устойчивой факторной структурой интеллектуально-личностного ресурса. Выпавшие из структуры переменные в большей степени способствуют интеграции интеллектуальных способностей и личностных особенностей молодых людей, обеспечивая переход интеллектуально-личностного ресурса на более высокий уровень развития. Факторная структура интеллектуально-личностного ресурса студентов со среднеблагоприятным опытом отношений в родительской семье характеризуется расслоенностью и некоторой дисгармоничностью. Самой неполной и неустойчивой оказалась структура интеллектуально-личностного ресурса у студентов с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье. Таким образом, обнаружено, что разный опыт отношений в родительской семье обусловливает индивидуальное своеобразие сочетания интеллектуальных способностей и личностных особенностей, создающих основу развития личности и ее успешности.

 

Ключевые слова: интеллектуально-личностный ресурс; семья; личность; опыт отношений в родительской семье; успешность; факторный анализ; структура интеллектуально-личностного ресурса.

 

Для цитаты: Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально-личностного ресурса молодых людей // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 45–58. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.04

 

Эксакусто Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: etv01@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6862-2063

 

Кибальченко Ирина Александровна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: kibal-irina@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7730-7172

 

 

Литература

 

1. Бердникова И. А. Личностные ресурсы, эмоциональный интеллект и оптимизм как факторы психологического благополучия // Психологическое благополучие современного человека: Материалы

Международной заочной научно-практической конференции (Екатеринбург, 20 марта 2019 г.) / Уральский гос. пед. ун-т; отв. ред. С. В. Водяха. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2019. С. 95–98.

2. Головчанская Е. Э. Интеллектуальный ресурс в структуре экономических ресурсов // Фундаментальные исследования. 2015. № 1 (7). С. 151–155.

3. Дружинина С. В. Личностные и интеллектуальные ресурсы творческой самореализации // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юбилейной конф. (Москва, 29 сент. – 01 окт. 2015 г.): в 5 т. / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. Т. 1. С. 284–286.

4. Дуканов Н. А., Савич И. И. Основные виды психологического ресурса участника служебной деятельности: интеллект как показатель психологического ресурса, определяющий профессиональную успешность // Надежность и компетентность: актуальные направления психологического обеспечения подразделений полиции: сб. материалов конф. (Екатеринбург, 25 ноября 2016 г.) / Уральский юридический институт МВД России. Екатеринбург: Изд-во Урал. юридич. ин-та, 2017. С. 49–51.

5. Кибальченко И. А., Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Опыт отношений в родительской семье как предиктор интеллектуально-личностного ресурса молодых людей: монография. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2019. 203 с.

6. Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В., Истратова О. Н. Интеллектуально-личностный ресурс субъекта развития: теоретические основы: монография. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2017. 160 с.

7. Кибальченко И. А., Голубева Е. В. Концептуальные структуры опыта отношений в родительской семье у студентов // Форсайт образования: ценности, модели и технологии дидактической коммуникации XXI века: коллективная монография по итогам работы Междунар. межвуз. научно-практич. конф. (Калуга, Ростов-на-Дону, Ханты-Мансийск, 21–23 мая 2018 г.) / отв. ред. М. Р. Арпентьева. Калуга: Альтасфера, 2018. С. 627–632.

8. Королева А. В., Терещенко Г. Ф. Исследование личностно-психологических особенностей, потенциала и ресурсов студентов в рамках создания технологии личностно-профессиональной адаптации [Электронный ресурс] // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы Х Всеросс. научно-практич. internet-конференции (Тамбов, 28 окт. – 03 ноябр. 2019 г.) / отв. ред Л. Н. Макарова. URL: http://sbi.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2019/prepodavatel_vysshej_shkoly/8/Koroleva_Tereshchenko.pdf (дата обращения: 03.07.2020).

9. Кузнецов Ю. Н. Интеллектуально-личностный ресурс курсантов военно-летного вуза // Формирование профессионально-значимых качеств сотрудников полиции: материалы Междунар. научно-практич. конф. (20 апреля 2017 г.) / Краснодар. ун-т МВД РФ. Краснодар: Краснодарский ун-т МВД России, 2017. С. 46–49.

10. Холодная М. А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В. Н. Дружинина) // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С. 5–14.

11. Babieva N. S. A psychological resource of personality as an integral eco-psychological characteristic (The interrelationship of personal development and quality of human life) / N. S. Babieva et al. // Ekoloji. 2019. № 28 (107). № 107067. P. 629–635. URL: http://ekolojidergisi.com/article/a-psychological-resource-of-personality-as-an-integral-eco-psychological-characteristic-the-5681 (дата обращения: 03.07.2020).

12. Chujfi S., Meinel C. Matching cognitively sympathetic individual styles to develop collective intelligence in digital communities // AI and Society. 2020. № 1 (35). P. 5–15. DOI: 10.1007/s00146-017-0780-x

13. Erdner S. M., Wright C. N. The relationship between family communication patterns and the self-efficacy of student-athletes // Communication and Sport. 2018. № 3 (6). P. 368–389. DOI: 10.1177/2167479517711450.

14. Goloshumova G. S. Information and educational environment of higher school as a factor of the formation of coping strategies in the structure of

students’ personality (Ecological and psychological aspect) / G. S. Goloshumova et al. // Eur Asian Journal of Bio Sciences. 2019. № 13 (2). P. 1867–1874.

15. Kang H., Shih K. «Actions Speak Louder Than Words»: Korean American Emerging Adults’ Perceptions and Meaning Making of Their Parents’ Instrumental Aspects of Parenting // Journal of Family. 2016. № 3 (39). P. 644–667. DOI: 10.1177/0192513X16676856.

16. Khodzhaevich A. K., Davlyatovich K. S., Yuldashevich M. A. Human capital basis of development of innovative economy // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. № 4 (24). P. 148–3161. DOI: 10.37200/IJPR/V24I4/PR201425

17. Low R. S. T. Emotional suppression during personal goal pursuit impedes goal strivings and achievement / R. S. T. Low et al. // Emotion. 2017. № 2 (17). P. 208–223. DOI: 10.1037/emo0000218

18. Low R. S. T. Emotion Regulation, Conflict Resolution, and Spillover on Subsequent Family Functioning / R. S. T. Low et al. // Emotion. 2018. № 7 (19). P. 1–66. DOI: 10.1037/emo0000519

19. Pierce J., Abbey A., Wegner R. Mediators of the association between childhood emotional maltreatment and young adult men’s life satisfaction // Journal of Interpersonal Violence. 2018. № 4 (33). P. 595–616. DOI: 10.1177/0886260515609584.

20. Platsch K.-D. The doctor's personality in integral medicine: Caring and healing — a university model project [Article@Die ärztliche Persönlichkeit in einer integralen Medizin] // Deutsche Zeitschrift fur Onkologie. 2016. № 4 (48). P. 160–167. DOI: 10.1055/s-0036-1597180

21. Salakhova V. B. Intergration resources of the personality in the context of human existence modes / V. B. Salakhova et al. // Man in India. 2017. № 9 (97). Р. 121–130. URL: https://www.researchgate.net/publication/318508220_Intergration_resources_of_the_personality_in_the_context_of_human_existence_modes (дата обращения: 03.07.2020).