Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2020 №34 : Титульный лист №34

Просмотров: 1032

Московский городской педагогический университет

Герб ГБОУ ВПО МГПУ

Всероссийское периодическое издание

 

 

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 2 (34) 2020

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223-6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2020

 

 

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №34 : Содержание №34

Просмотров: 2109

СОДЕРЖАНИЕ

 

Теория и метод системной психологии

 

Рыжов Б. Н. Я-реальное, Я-идеальное и Я-скрытое (с переводом на английский язык Л. А. Машковой) 

 

Психологические исследования

 

Романова Е. С. Саморефлексия и взаимодействие человека и общества в творчестве Ф. М. Достоевского 

Перевозкин С. Б., Тишкова А. С. Темпоральная специфика ролевой структуры социально-психологической адаптации кадетов 

Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей

Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Психологическая структура коммуникативных способностей студентов педагогического вуза

Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Профессионально-педагогическая деятельность воспитателя: концептуальные основы познания дошкольника

Валявко С. М., Шулекина Ю. А., Чибискова О. В. Роль словесной памяти в становлении текстовой компетенции дошкольников 

Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования 

 

История психологии и психология истории

 

Иванов Д. В. Системные представления о человеке борющемся в отечественной психологической мысли конца XIX– начала XX века 

 

Социологические исследования

 

Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В. И., Машкова Л. А. Инновационные технологии социализации учащихся в рамках единой системы университетского образовательного комплекса 

 

Юбилей

 

Виктору Павловичу Шейнову — 80!

 

Информация

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 2 (34)

Требования к оформлению статей


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №34 : Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В.И., Машкова Л. А. Инновационные технологии социализации студентов в рамках единой системы университетского образовательного комплекса

Просмотров: 1429

УДК 316

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.10

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

 

В. В. Рябов,

МГПУ, Москва,

RyabovV@mgpu.ru,

 

В. М. Ананишнев,

МГПУ, Москва,

AnanishnevVM@mgpu.ru,

 

А. В. Ткаченко,

МГПУ, Москва,

TkachenkoAV@mgpu.ru,

 

В. И. Меркушин,

МГПУ, Москва,

MerkushinVI@mgpu.ru,

 

Л. А. Машкова,

МГУ, Москва,

la.mashkova@gmail.com

 

В статье представлены результаты теоретической части исследования, проведенного в рамках инновационной площадки, созданной на базе Московского городского педагогического университета на тему «Социальная адаптация студентов в условиях формирования городского университетского образовательного комплекса столичного мегаполиса». Основной целью создания площадки являлась разработка системы социализации и социальной адаптации студентов в условиях формирования образовательного комплекса городского университета.

Задачи теоретической части исследования:

– изучение системного характера социализации российской молодежи;

– анализ и разработка инновационных технологий социализации студентов в вузе;

– определение структуры организационной поддержки социализации студентов университетского образовательного комплекса.

Гипотеза теоретической части исследования: создание городского университетского образовательного комплекса столичного мегаполиса и разработка инновационных технологий социализации студентов будет способствовать притоку абитуриентов в вузы в условиях демографического спада.

Московский городской педагогический университет формируется как распределенный городской университетский образовательный комплекс, состоящий из образовательных учреждений разного уровня: университетская школа, педагогические колледжи, институты университета и университетский образовательный округ, включающий образовательные учреждения, имеющие партнерские отношения с университетом. Расширение университетского образовательного комплекса будет способствовать росту базы производственной практики и корректировке учебных планов под нужды организаций-партнеров. Данное расширение может происходить благодаря развитию сети малых инновационных предприятий, созданию широкой партнерской сети организаций как социальной сферы (социальная защита, здравоохранение, культура), так и крупных предпринимательских структур, находящихся в столичном мегаполисе. процента трудоустроенной молодежи.

Такой подход не только дает определенные преимущества в наборе абитуриентов, формирует «лестницу жизненного успеха» обучающихся, но и создает проблемы при их социализации и социальной адаптации, особенно для социально уязвимых категорий студентов (инвалиды, сироты, иностранцы и иногородние). Следовательно, разработка системы социализации и социальной адаптации учащихся в условиях формирования городского университетского образовательного комплекса будет способствовать созданию благоприятной образовательной среды, что, в свою очередь, привлечет дополнительное число абитуриентов в вуз.

Особое внимание уделено анализу и разработке инновационных технологий социализации студентов в вузе, а также рекомендаций по созданию университетской службы консультантов по интеграции, которая поможет в развитии системы социализации всех категорий студентов.

В заключение делается вывод о необходимости создания и внедрения трехуровневой системы инновационных технологий социализации студента: комплексной (моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе), практико-ориентированной (организация различных видов студенческих практик), индивидуально-личностной (ориентирование на индивидуальные особенности и способности студента). Внедрение этой системы дает возможность создания благоприятной образовательной среды, способствует сглаживанию процессов социализации молодежи в университете, что будет привлекать дополнительное число абитуриентов. Создание университетской службы консультантов по интеграции поможет в развитии системы социализации и социальной адаптации студентов.

 

Ключевые слова: социализация; социальная адаптация; социальная система; университет; образовательный комплекс; кампус; мегаполис.

 

Для цитаты: Рябов В. В., Ананишнев В. М., Ткаченко А. В., Меркушин В.И., Машкова Л. А. Инновационные технологии социализации студентов в рамках единой системы университетского образовательного комплекса // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 119–133. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.10

 

Рябов Виктор Васильевич, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО, президент Московского городского педагогического университета, заведующий общеуниверситетской кафедрой всеобщей и российской истории Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyabovV@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7270-2744

 

Ананишнев Владимир Максимович, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и психолого-социальных технологий Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AnanishnevVM@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8762-1365

 

Меркушин Владимир Иванович, cпециалист управления научных исследований и разработок Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: Merkushinvi@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-0543-9480

 

Ткаченко Александр Владимирович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социологии и психолого-социальных технологий Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: TkachenkoAV@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5271-3665

 

Машкова Лариса Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва.

E-mail: la.mashkova@gmail.com; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7877-5418


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №34 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Просмотров: 1477

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.09

 

СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

 

Отечественная психологическая мысль в своем становлении и развитии всегда опиралась на проблемно-смысловые ориентиры тысячелетней национальной традиции осмысления человека, его сущности и базальных характеристик. Психологическое осмысление таких характеристик в различных источниках и текстах, литературных памятниках стало определяющим для кристаллизации понятия «борьба», которое способствует глубокому системному рассмотрению проблем человека (его «норова», сущности, души, духа), утверждения ее значимости для всего общества, защищающего свою этническую идентичность и приверженность высоконравственным идеалам на протяжении многих веков. Идея борьбы как средства социализации, воспитания и нравственного совершенствования человека стала важным направлением в отечественной психологической мысли начиная с древнейших эпох вплоть до начала XX столетия. Высказывания психологов конца XIX – начала XX в. о человеке содержат системное понимание его как предмета особого изучения в творческой духовной мощи, имеющего историческую связь с демиургом — первым борцом и творцом культуры. Человек в системных представлениях отечественных психологов — это цельное, органическое, общественное существо, он проходит путь развития как телесный и духовный организм, реализует свои культурно-творческие, борюще-творящие силы. Человек — индивидуальная личность, стремящаяся к самосовершенствованию, поскольку бесконечен как «особь духовная и род». В плане своего становления во всех своих характеристиках, данных ему российскими мыслителями, использовавшими систему психологических понятий, человек представлен как борец (человек борющийся), а борьба именно та сила, которая созидает материальный, социальный и духовный миры, позволяет достигать поставленных целей самосовершенствования.

 

Ключевые слова: система; системный подход; демиург; человек борющийся; личность; индивидуальность; социализация; культура; психологическая мысль.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Системные представления о человеке борющемся в отечественной психологической мысли конца XIX – начала XX века // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 108–118. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.09

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru; ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-2478-1468


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №34 : Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования

Просмотров: 1423

УДК 371.47.022

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.08

 

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

М. Л. Любимов,

МГПУ, Москва,

LyubimovML@mgpu.ru,

 

И. Л. Соловьёва,

МГПУ, Москва, 89036283574@mail.ru,

 

М. О. Захарова,

МГПУ, Москва,

ZakharovaMO@mgpu.ru,

 

А. А. Мокс,

МГПУ, Москва,

MoksA@mgpu.ru

 

В статье рассматривается проблема создания комфортной образовательной среды для всех обучающихся, в том числе и учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Организация совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся школьников предполагает переоборудование образовательного пространства, трансформацию мотивационной и профессиональной составляющих педагогического сообщества, мировосприятия всех участников образовательного процесса. Последнее является наиболее сложным, особенно среди ученического коллектива, причиной чего являются низкий уровень знаний о категории детей с ОВЗ в целом, об их психологических и физических особенностях, неумение общаться с такими детьми, незнание эффективных способов коммуникации с ними, вследствие чего формируется отрицательное отношение к инклюзии, к детям с ОВЗ.

В данном контексте возникает необходимость формирования в образовательных организациях, помимо педагогического коллектива, процессов, которые способствуют изменению поведенческих стереотипов ученических сообществ по отношению к обучающимся с ОВЗ как средовой базы толерантности для любой образовательной организации, работающей в режиме инклюзии.

Для достижения этой цели разработана технология для формирования толерантных коммуникативных установок среди участников образовательного процесса в инклюзивной образовательной среде на основе принципов и методов эдьютейнмента. Целесообразность использования эдьютейнмента (как варианта игрового обучения) для формирования толерантной среды в детском коллективе обусловлена возможностью неформальной, нетрадиционной подачи сложных нравственных знаний, поведенческих ценностей, представленных в ситуациях естественно-житейского характера. Структура технологии имеет четыре блока: научно-теоретический, целевой, процессуальный и дидактический, — отображающих взаимосвязь содержания, методов и приемов обучения.

На основе данной технологии разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, которая способствует формированию у учащихся опыта коммуникативного и социального взаимодействия с детьми с ОВЗ, способствуя развитию механизмов самоорганизации ученического коллектива.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование; инклюзивная среда; толерантность; дети с ограниченными возможностями здоровья; социализация; коммуникация; коммуникативные особенности детей с ОВЗ; эдьютейнмент.

 

Для цитаты: Любимов М. Л., Соловьёва И. Л., Захарова М. О., Мокс А. А. Создание комфортной среды обучения для детей с ОВЗ посредством использования технологии неформального образования // Системная психология. 2020. № 2 (34). С. 94–107. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.08

 

Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук, директор центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: LyubimovML@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8692-3943

 

Соловьева Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: 89036283574@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1266-9727

 

Захарова Марина Олеговна, заместитель директора центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ZakharovaMO@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0533-6200

 

Мокс Анна Александровна, методист центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: MoksA@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6702-4475


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №34 : С. М. Валявко, О. В. Чибискова, Ю. А. Шулекина, РОЛЬ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ В СТАНОВЛЕНИИ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Просмотров: 1284

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.07

 

РОЛЬ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ В СТАНОВЛЕНИИ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

С. М. Валявко,

МГПУ, Москва,

ValyavkoSM@mgpu.ru,

 

О. В. Чибискова,

МГПУ, Москва,

ChibiskovaOV@mgpu.ru,

 

Ю. А. Шулекина,

МГПУ, Москва,

Juliah@mgpu.ru

 

Становление текстовой компетенции у дошкольников связано с целым комплексом психофизиологических и психологических преобразований в механизмах, направленных на обработку фонологической, знаковой, графической, образной, зрительной, слуховой и смысловой информации. По этой причине текстовая компетенция понимается как сложный системный процесс, который не ограничивается простым кодированием и декодированием знаково-символической информации, заложенной в текстах.

Статья посвящена проблеме изучения роли мнестических процессов, а именно влияния кратковременной и долговременной словесной памяти на смысловое восприятие устно предъявляемого текста и понимание его у детей дошкольного возраста, речь которых развивается нормально, и у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Исследование проводилось на основе изучения объема кратковременной и долговременной памяти у 60 дошкольников Москвы по известной методике А. Р. Лурии «Заучивание 10 слов» и методики по исследованию смыслового восприятия текста. Экспериментально доказано, что у нормально развивающихся дошкольников без выявленных особенностей речевого развития кратковременная и долговременная память положительно коррелируют с пониманием речевого высказывания, что способствует смысловому восприятию текста, улучшает качество пересказа дошкольником сюжета предъявляемого текста, и, как следствие, оптимизирует формирование текстовой компетенции.

Выявленные связи смыслового восприятия текста с развитием мнестических процессов позволили также обосновать специфику разных видов памяти при смысловом восприятии текстов различной сложности в группе детей с общим недоразвитием речи (дети с ОНР). Показано, что кратковременная память имеет большое значение для расшифровки скрытого смысла текста для группы дошкольников с ОНР. Аналогичная корреляция определена в отношении долговременной памяти, которая также проявила преимущественную значимость в процессе расшифровки скрытого смысла текста у дошкольников с ОНР.

 

Ключевые слова: память; системный подход в диагностике; словесная память; слухоречевая память; кратковременная память; долговременная память; объем памяти; смысловое восприятие текста; текстовая компетенция; дошкольный возраст; общее недоразвитие речи.

 

Для цитаты: Валявко С. М., Чибискова О.В., Шулекина Ю. А. Роль словесной памяти в становлении текстовой компетенции дошкольников // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 82–93. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.07

 

Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ValyavkoSM@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7195-6374

 

Чибискова Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ChibiskovaOV@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1023-4885

 

Шулекина Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: Juliah@mgpu.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0526-4190


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №34 : Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Просмотров: 1782

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.06

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

 

Г. А. Урунтаева,

ИИДСВ РАО, Москва,

lotsman52@mail.ru,

 

Е. Н. Гошева,

ИРО, Мурманск,

GoshevaEN@yandex.ru

 

В статье представлены концептуальные основы деятельности по познанию ребенка дошкольного возраста воспитателем. Поскольку своеобразие профессионально-педагогической деятельности воспитателя заключается в ее системном строении, а интегральным компонентом данной деятельности выступает взаимодействие воспитателя с ребенком, существенным фактором ее успешного осуществления является познание дошкольника педагогом в условиях образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Значит, профессиональная деятельность воспитателя имеет исследовательский (гностический и диагностический) характер, а важнейшим ее аспектом является познание малыша. Оно осуществляется в виде деятельности, имеющей структурно-уровневую организацию. Соответственно, деятельность познания включает по аналогии с общепсихологической структурой деятельности ценностно-смысловой, технологический и сквозной, контрольно-оценочный, компоненты. Деятельность познания реализуется воспитателем как научное, в частности диагностическое, исследование, включая такие этапы, как проектировочный, организационный, аналитический и прогностический. Деятельность познания протекает на двух взаимосвязанных уровнях: во-первых, понимания, когда воспитатель познает ребенка в процессе непосредственного взаимодействия с ним, опираясь на гностические компетенции, что помогает ему сформировать образ воспитанника в своем сознании; во-вторых, на уровне целенаправленного изучения малыша как специально организованного исследования, опираясь на диагностические компетенции, что приводит к составлению его целостного возрастно-психологического портрета. Предложенные в статье концептуальные положения позволяют определить пути преодоления профессиональных дефицитов воспитателей в процессе реализации исследовательской профессиональной функции и в осуществлении стратегии индивидуализации образовательной деятельности с воспитанниками в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

Ключевые слова: системный и антропологический подходы; воспитатель; гностические и диагностические компетенции; дошкольник; концептуальные основы деятельности воспитателя по познанию ребенка; профессионально-педагогическая деятельность воспитателя; уровни познания ребенка воспитателем.

 

Для цитаты: Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Профессионально-педагогическая деятельность воспитателя: концептуальные основы познания дошкольника // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 69–81. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.06

 

Урунтаева Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва.

E-mail: lotsman52@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3515-4889

 

Гошева Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного образования Института развития образования, Мурманск.

E-mail: GoshevaEN@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8405-4230


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №34 : Т. В. Ледовская, Н. Э. Солынин, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Просмотров: 1506

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.05

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 

 

Т. В. Ледовская,

ЯГПУ, Ярославль,

karmennnn@yandex.ru,

 

Н. Э. Солынин,

ЯГПУ, Ярославль,

SoNik7-39@yandex.ru

 

В науке реализуются преимущественно аналитические подходы к изучению коммуникативных способностей. В исследовании применен системный подход, с опорой на концепцию В. Д. Шадрикова. Представлены результаты разработки теоретической модели психологической структуры коммуникативных способностей (ПСКС). Показано, что ПСКС имеет следующие компоненты: общие способности (обучаемость), личностные особенности (Я-концепция, эмпатия, общительность), коммуникативные умения и навыки. Подобраны и апробированы психодиагностические методики, позволяющие изучить индивидуально-психологические качества, входящие в структуру. Эмпирическое исследование проведено в группах студентов педагогического вуза. Объем выборки — 87 человек.

Проведен компонентный и структурный анализ коммуникативных способностей студентов педагогического вуза. Установлено, что психологическая структура коммуникативных способностей представляет собой целостную психологическую структуру индивидуально-психологических качеств, имеющих взаимосвязи. Наибольшее количество связей присутствует между блоком коммуникативных умений и навыков и блоком личностных особенностей. Это значит, что от уровня развития общительности, эмпатии и самооценки зависит развитие коммуникативных навыков и умений, а также выбор позиции в общении. Внутренний каркас структуры, который является основой развития и компенсации других качеств, составляют коммуникативные навыки (фактор познания результатов поведения), коммуникативные умения (компетентная позиция в общении); эмпатия (эмоциональный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии); общительность (эргичность, стеничность, интернальность, экстернальность, социоцентричность, осмысленность). Проведен сравнительный анализ психологической структуры коммуникативных способностей у студентов разных профилей подготовки и установлены ее структурные и компонентные различия.

 

Ключевые слова: способности; коммуникативные способности; студенты; педагогический вуз; коммуникативная компетентность; структура; коммуникативные умения.

 

Для цитаты: Ледовская Т. В., Солынин Н. Э. Психологическая структура коммуникативных способностей студентов педагогического вуза // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 59–68. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.05

 

Ледовская Татьяна Витальевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.

E-mail: karmennnn@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3134-1436

 

Солынин Никита Эдуардович, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, Ярославль.

E-mail: SoNik7-39@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6896-0479


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №34 : Т. В. Эксакусто, И. А. Кибальченко, ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Просмотров: 1448

УДК 159:316.61

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.04

 

ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

 

Т. В. Эксакусто,

ЮФУ, Таганрог,

kibal-irina@mail.ru,

 

И. А. Кибальченко,

ЮФУ, Таганрог,

etv01@yandex.ru

 

В статье показано, что интеллектуально-личностный ресурс как интегральное образование, представляет собой осознаваемые субъектом внутренние (интеллектуальные и личностные) возможности, используемые в различных обстоятельствах и ситуациях. Он может быть опосредован множеством факторов, одним из которых является опыт отношений, полученный человеком в родительской семье. Выдвинутая гипотеза исследования о существовании взаимосвязи интеллектуально-личностного ресурса и опыта отношений (благоприятного, среднеблагоприятного, неблагоприятного и противоречивого), полученного в родительской семье была эмпирически проверена при помощи группы методов, которую можно отнести к смешанной, сочетающей количественные и качественные методы обработки и интерпретации результатов. В частности, в исследовании были использованы методы и методики, направленные на изучение интеллектуальных и личностных особенностей молодых людей, в соответствии со структурой интеллектуально-личностного ресурса. Факторизации были подвергнуты диагностические результаты 76 переменных интеллектуального и личностного ресурса. В исследовании приняли участие 822 студента Южного федерального университета.

Выявлено, что наиболее полной, устойчивой и достаточно интегрированной является структура интеллектуально-личностного ресурса студентов с противоречивым опытом отношений в родительской семье, которая при этом включает большое количество амбивалентных переменных. Студенты с благоприятным опытом отношений в родительской семье отличаются неполной, но достаточно устойчивой факторной структурой интеллектуально-личностного ресурса. Выпавшие из структуры переменные в большей степени способствуют интеграции интеллектуальных способностей и личностных особенностей молодых людей, обеспечивая переход интеллектуально-личностного ресурса на более высокий уровень развития. Факторная структура интеллектуально-личностного ресурса студентов со среднеблагоприятным опытом отношений в родительской семье характеризуется расслоенностью и некоторой дисгармоничностью. Самой неполной и неустойчивой оказалась структура интеллектуально-личностного ресурса у студентов с неблагоприятным опытом отношений в родительской семье. Таким образом, обнаружено, что разный опыт отношений в родительской семье обусловливает индивидуальное своеобразие сочетания интеллектуальных способностей и личностных особенностей, создающих основу развития личности и ее успешности.

 

Ключевые слова: интеллектуально-личностный ресурс; семья; личность; опыт отношений в родительской семье; успешность; факторный анализ; структура интеллектуально-личностного ресурса.

 

Для цитаты: Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально-личностного ресурса молодых людей // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 45–58. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.04

 

Эксакусто Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: etv01@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6862-2063

 

Кибальченко Ирина Александровна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Таганрог.

E-mail: kibal-irina@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7730-7172


  Читать полностью...
 

Журнал » 2020 №34 : С. Б. Перевозкин, А. С. Тишкова, ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ

Просмотров: 1417

УДК 316.6

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.03

 

ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ

 

С. Б. Перевозкин,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru,

 

А. С. Тишкова,

НГПУ, Новосибирск,

umarowa.albina@yandex.ru

 

В статье рассматриваются темпоральные характеристики ролевого поведения личности как фактора, оказывающего влияние на процесс адаптации в социуме в контексте системного подхода.

Целью проведенного исследования является теоретическое изучение темпоральных характеристик ролевого поведения в процессе социально-психологической адаптации учащихся кадетских образовательных учреждений с позиции системного подхода. При этом проявление системной темпоральности в социально-психологическом контексте находит свое отражение в осмыслении индивидом своего места в системе социальных отношений с другими людьми и адекватном выполнении ролевого репертуара. Личностное восприятие времени играет важнейшую роль в адаптации к различным условиям окружающей действительности. Представлен теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, направленный на изучение специфики временно́ й перспективы кадетов подросткового возраста с учетом уровня их социально-психологической адаптации. С этих позиций отмечается, что ролевой статус респондентов взаимосвязан не только с уровнем социально-психологической адаптации, но с временно́ й перспективой личности.

На основе полученных результатов делается вывод, что специфика темпоральности ролевой структуры кадетов в подростковом возрасте выступает в качестве системной организации и находится в отношениях взаимообусловленности с рядом факторов: уровнем социально-психологической адаптации, представлениями о будущей профессиональной деятельности, особенностями межличностных отношений, наличием целей и планов на будущее.

 

Ключевые слова: темпоральность; социально-психологическая адаптация; ролевое поведение; кадеты; временна́ я перспектива; диахрония; синхрония; система; системный подход.

 

Для цитаты: Перевозкин С. Б., Тишкова А. С. Темпоральная специфика ролевой структуры социально-психологической адаптации кадетов // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 31–44. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.03

 

Перевозкин Сергей Борисович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: per@bk.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6790-4835

 

Тишкова Альбина Сергеевна, старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: umarowa.albina@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3854-982X


  Читать полностью...