PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №35 2020

Психологические исследования

Preuss F., Perevozkina Yu. M. Interconnection and typeof social relations of role socialization system formation: metasystem approach (с переводом на русский язык)
Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации
Синбухова Е. В., Занковский А. Н. Психологические аспекты врачебных ошибок
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника (продолжение, начало см. № 2 (34), 2020)
Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума
Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России в конце XVIII века. И. М. Кандорский (продолжение, начало см. 2018, № 3 (27))
Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 3 (35)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТРУДАХ В. Г. БЕЛИНСКОГО И Н. И. ПИРОГОВА

Журнал » 2020 №33 : Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТРУДАХ В. Г. БЕЛИНСКОГО И Н. И. ПИРОГОВА
    Просмотров: 144

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.10

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ТРУДАХ В. Г. БЕЛИНСКОГО И Н. И. ПИРОГОВА

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье рассматриваются взгляды и идеи, сфокусированные в теориях развития и воспитания В. Г. Белинского и Н. И. Пирогова, являющиеся значимыми для отечественной истории психологической мысли XIX столетия. Имена этих мыслителей, их теории вошли в золотой фонд российской возрастной (детской) педагогической психологии, психологии личности. Общими для них стали проблемы духовно-нравственной психологии становящегося и развивающегося человека. Основополагающим феноменом в описаниях человека, его сущности, богатства внутреннего мира (психики), по мнению этих мыслителей, являлась борьба, причины которой определялись как личностно-ценностные, общественно полезные и армейско-военные. Психологические теории выдающихся отечественных мыслителей, их составляющие принципы, разработанные на основе длительных наблюдений, жизненного опыта и умозаключений, позволяли описывать природу феномена борьбы в повседневности человека, выделять ряд закономерностей, связанных с ним. Более важным явилось то, что психологические теории развития и воспитания позволяли предвидеть результат их воздействия на человека, сконструировать значимый для общества идеал. Представленные теории остаются ценными и в современной психологии, они содержат психологические механизмы, идеальные модели, подходящие для выделения тех атрибутов личности, которые позволяют ей стать успешной и полезной обществу.

 

Ключевые слова: психология сердца; человек борющийся; борьба; причины борьбы; психологические механизмы; рефлексия; поэзия; дружба; любовь; вдохновение; сочувствие; метаволя.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Психологические идеи в трудах В. Г. Белинского и Н. И. Пирогова // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 120–134. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.10

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

 

Литература

 

1. Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков: монография. М.: ОГИЗ, 1947. 168 с.

2. Бармин С. В. Психолого-педагогическое наследие Н. И. Пирогова и современность: автореф. дис. …канд. психол. наук. Тверь, 1998. 24 с.

3. Белинский В. Г. Сочинения. М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1881. Ч. 1. 532 с.

4. Белинский В. Г. Сочинения. 5-е изд. М.: Русская типо-литография, 1884. Ч. 3. 636 с.

5. Белинский В. Г. О воспитании умственном и нравственном / сост. А. Н. Сальников. СПб.: Изд. В. И. Губинского, 1898. 160 с.

6. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. / ред. Н. Ф. Бельчиков. Т. 1: Статьи и рецензии, художественные произведения. 1829–1835 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 574 с.

7. Белинский В. Г. Статьи и рецензии / сост., вступ. ст., прим. И. Я. Полякова. М.: Московский рабочий, 1971. 464 с.

8. Беркович Э. Л. Очерки по истории психологии в России в XVIII и первой половине XIX в.: дис. … канд. пед. наук. Чкалов: Чкаловский гос. пед. ин-т им. В. П. Чкалова, 1939. 280 с.

9. Большакова В. В. Очерки истории русской психологии (XIX – начало XX вв.): монография. Ч. 1: Проблема формирования личности. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1994. 160 с.

10. Всемирная история: в 10 т. / отв. ред. Н. А. Смирнова. М.: Изд-во социально-экономической лититературы, 1959. Т. 6. 830 с.

11. Вульфович А. М. Критический био-библиографический обзор русской психологической литературы первой половины XIX века: дис. … канд. пед. наук. Л: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1945. 821 с.

12. «Диоптра» Филиппа Монотропа: антропологическая энциклопедия православного Средневековья / [изд. подгот. Г. М. Прохоров, Х. Миклас, А. Б. Бильдюг; отв. ред. М. Н. Громов]. М.: Наука, 2008. 731 с. (Памятники религиозно-философской мысли Древней Руси).

13. Ждан А. Н. История психологии: от Античности до наших дней. 7-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект; Фонд «Мир», 2007. 576 с.

14. Заркуа М. Б. Психологические взгляды В. Г. Белинского (рассмотренные и изложенные в связи с его же эстетическими взглядами): автореф. дис. … канд. пед. наук (по психологии). Кутаиси: Кутаисский госпединститут им. Ал. Цулукидзе, 1952. 16 с.

15. Иванов Д. В. Феномен борьбы в философско-психологической рефлексии отечественных мыслителей (Н. И. Новиков, Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский) // Вестник ИрГСХА. 2004. Вып. 25. С. 91–101.

16. Иванов Д. В. Генезис философско-психологической рефлексии о борьбе у российских мыслителей (В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. К. Михайловский, П. А. Кропоткин) // Вестник ИрГСХА. 2005. Вып. 27. С. 81–97.

17. Клыпа О. В. Истоки психолого-педагогической мысли в России. М.: ВЛАДОС, 2017. 199 с.

18. Корнетов Г. Б. Развитие историко-педагогического процесса в контексте цивилизованного подхода: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: Ин-т теорет. пед. и междунар. исслед. РАО, 1994. 64 с.

19. Костюк Г. С. Избранные психологические труды / под ред. Л. Н. Проколиенко. М.: Педагогика, 1988. 304 с.

20. Кропоткин П. А. Этика: избр. труды. М.: Политиздат, 1991. 496 с.

21. Кузьмин Е. С., Якунин В. А. Развитие психологии в XVII – XIX веках. Л.: ЛГУ, 1982. 112 с.

22. Кулешова Л. Н. История отечественной психологии воспитания, 60-е гг. XIX – XX вв.: автореф. дис. …д-ра психол. наук. СПб., 1999. 43 с.

23. Мироненко В. В. Вопросы психологии личности в трудах В. Г. Белинского: автореф. дис. … канд. пед. наук (по психологии). М: АПН РСФСР; НИИ психологии. 1954. 13 с.

24. Никольская А. А. Роль Н. И. Пирогова в русской педагогической психологии // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 127–133.

25. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России: монография. Дубна: Феникс, 1995. 336 с.

26. Овчинникова Н. П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. 2007. № 1. С. 93–102.

27. Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Морской сборник. 1856. Т. 23. № 8–9. С. 24–51.

28. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / сост., ввод. ст. проф. В. З. Смирнова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. 702 с.

29. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. М.: Педагогика, 1985. 469 с.

30. Познанский Н. Ф. В. Г. Белинский о воспитании: монография. М.: Учпедгиз, 1949. 128 с.

31. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 5–15.

32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 488 с.

33. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности. М.: Воен. изд-во, 2004. 240 с.

34. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с.

35. Седов Л. Белинский о воспитании, индивидуальном и общественном // Вестник воспитания. 1898. № 4. С. 1–59.

36. Теплов Б. М. Психологические взгляды В. Г. Белинского // Советская педагогика. 1948. № 5. С. 38–60.

37. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР: монография. М.: Педагогика, 1975. 352 с.

38. Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Флинта, 1999. 272 с.

39. Столетов В. Н. Становление личности: монография. М.: Мысль, 1987. 336 с.

40. Урунтаева Г. А. Теоретико-методические основы изучения воспитателем ребенка-дошкольника в истории отечественной психологии (вторая половина XIX – 20-30-е гг. XX в.): дис. … д-ра психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2003. 503 с.

41. Шабаева М. Ф. В. Г. Белинский как создатель революционно-демократической педагогической теории 40-х годов XIX века // Советская педагогика. 1945. № 1–2. С. 28–36.

42. Шер Н. С. Рассказы о русских писателях. М.: Детгиз, 1957. 510 с.

43. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. I / отв. ред.-сост., коммент., археограф. работа Т. Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2008. 592 с. (Российские Пропилеи).

44. Ярошевский М. Г. История психологии: монография. 3-е изд. дораб. М.: Мысль, 1985. 575 с.