PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №35 2020

Психологические исследования

Preuss F., Perevozkina Yu. M. Interconnection and typeof social relations of role socialization system formation: metasystem approach (с переводом на русский язык)
Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации
Синбухова Е. В., Занковский А. Н. Психологические аспекты врачебных ошибок
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника (продолжение, начало см. № 2 (34), 2020)
Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума
Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России в конце XVIII века. И. М. Кандорский (продолжение, начало см. 2018, № 3 (27))
Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 3 (35)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

В. П. Шейнов, В. А. Карпиевич, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВИКТИМИЗАЦИЯ КУРСАНТОВ МЧС

Журнал » 2020 №33 : В. П. Шейнов, В. А. Карпиевич, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВИКТИМИЗАЦИЯ КУРСАНТОВ МЧС
    Просмотров: 120

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.07

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВИКТИМИЗАЦИЯ КУРСАНТОВ МЧС

 

В. П. Шейнов,

РИВШ, Минск, Республика Беларусь,

sheinov1@mail.ru,

 

В. А. Карпиевич,

УГЗ МЧС Беларуси, Минск, Республика Беларусь,

karpievich68@yandex.by

 

Исследование феномена виктимизации, или особого состояния жертвы у человека, формируемого в процессе переживаемого им негативного опыта с признаками жестокого обращения и/или агрессивного поведения по отношению к нему, актуально ввиду его большой распространенности в современном обществе и выявляемых многочисленных отрицательных последствий для людей с данной проблемой. Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи виктимизации курсантов МЧС с их эмоциональным интеллектом, успеваемостью, тягой к курению. Данные исследования сопоставлялись с результатами аналогичных зарубежных работ.

Установлено, что четыре типа виктимизации отрицательно связаны с компонентами эмоционального интеллекта, а именно: агрессивность отрицательно связана с управлением своими эмоциями, эмпатией, самомотивацией, способностью идентифицировать эмоции других людей и показателями эмоционального интеллекта; некритичное поведение отрицательно связано с управлением своими эмоциями, самомотивацией и общим показателем эмоционального интеллекта; общий показатель виктимизации отрицательно связан с управлением своими эмоциями и общим показателем эмоционального интеллекта. Тяга к курению оказалась положительно связанной с агрессивностью, некритичным поведением и общей виктимизацией. Незащищенность от манипуляций отрицательно коррелирует с эмоциональной осведомленностью. Сопоставление полученных результатов с результатами зарубежных исследований (преимущественно детей) показывает, что характер, направленность взаимосвязей, выявленных для курсантов в целом не отличается от обнаруженных в зарубежных исследованиях. В данном исследовании эти связи конкретизированы посредством обнаружения связей между типами виктимизации и компонентами эмоционального интеллекта. Проведенные занятия с курсантами позволили повысить уровень их эмоционального интеллекта по всем его компонентам.

 

Ключевые слова: виктимизация; буллинг; общий интеллект; эмоциональный интеллект; манипуляция; незащищенность от манипуляций; курсанты МЧС.

 

Для цитаты: Шейнов В. П., Карпиевич В. А. Эмоциональный интеллект и виктимизация курсантов МЧС // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 85–99. DOI: 10.25688/2223- 6872.2020.33.1.07

 

Шейнов Виктор Павлович, профессор, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, академик Международной академии информационных технологий, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: sheinov1@mail.ru

 

Карпиевич Виктор Александрович, доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, Минск, Республика Беларусь.

E-mail: karpievich68@yandex.by

 

 

Литература

 

1. Вишневецкий К. В. Виктимизация: факторы, условия, уровни // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 226–227.

2. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования: сб. ст. / Институт психологии Российской академии наук; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М. Изд-во ИП РАН, 2004. С. 29–36.

3. Наследов А. Д. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2007. 416 с.

4. Холл Н. Диагностика «эмоционального интеллекта» // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая

диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. C. 57–59.

5. Шейнов В. П. Разработка опросника для оценки степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 147–154.

6. ШейновВ. П. (Sheinov V. P.) Developing the technique for assessing the degree of victimization in adults // Российскийпсихологическийжурнал. 2018-а. Т. 15. № 2/1. С. 69–85. DOI: 10.21702/rpj.2018.2.1.

7. Шейнов В. П. Психология виктимизации жертв издевательств как источник их отрицательных эмоциональных состояний // Институт психологии Российской академии наук. Социальнаяиэкономическаяпсихология. 2019. Т. 4. № 1 (13). С. 94–123.

8. Beaver K. M. The association between intelligence and personal victimization in adolescence and adulthood / K. M. Beaver et al. // Personality and Individual Differences. August 2016. Vol. 98. P. 355–360.

9. Belacchi C., Farina E. Feeling and thinking of others: affective and cognitive empathy and emotion comprehension in prosocial / hostile preschoolers // Aggressive Behavior. 2012. № 38. P. 150–165. DOI:10.1002/ab.21415.

10. Boutwell B. B. On the genetic and environmental reasons why intelligence correlates with criminal victimization Intelligence / B. B. Boutwell et al. // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 62. P. 155–166.

11. Chan H. C. O., Wong D. S. W. The overlap between school bullying perpetration and victimization: Assessing the psychological, familial, and school factors of Chinese adolescents in Hong Kong // Journal of Child and Family Studies. 2015. November. Vol. 24. Issue 11. P. 3224–323.

12. Chan S. F., La Greca A. M. Cyber Victimization and aggression: are they linked with adolescent smoking and drinking? // Child & Youth Care Forum. 2016. February. Vol. 45. Issue 1. P. 47–63.

13. Chaux E., Castellanos M. Money and age in schools: bullying and power imbalances // Aggressive Behaviour. 2015. № 41. P. 280–293. DOI: 10.1002/ab.21558.

14. Ciucci E., Baroncelli A. The emotional core of bullying: Further evidences of the role of callous-unemotional traits and empathy // Personality and Individual Differences. 2014. № 67. P. 69–74. DOI:10.1016/j.paid.2013.09.033.

15. Crane C. A., Hawes S. W., Weinberger A. H. Intimate partner violence victimization and cigarette smoking: a meta-analytic review // Trauma, Violence, & Abuse. 2013. Vol. 14. Issue 4. 2013. P. 305–315.

16. Domino M. Measuring the impact of an alternative approach to school bullying // Journal of School Health. 2013. № 83(6). P. 430–437. DOI: 10.1111/josh.12047.

17. Espelage D. L. Associations between peer victimization and academic performance / D. L. Espelage et al. // Journal Theory Into Practice. 2013. Vol. 52. Issue 4. P. 233–240.

18. Fan W., Dempsey A. G. The mediating role of school motivation in linking student victimization and academic achievement // Canadian Journal of School Psychology. 2017. Vol. 32. Issue 2. P. 162–175.

19. Hilton N. Z. Childhood sexual victimization and lack of empathy in child molesters: explanation or excuse? // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 1993. Vol. 37. № 4. P. 287–296.

20. Hutchinson M. Bullying as workgroup manipulation: a model for understanding patterns of victimization and contagion within the workgroup // Journal of Nursing Management. 2013. Vol. 21. P. 563–571. DOI: 10.1111/j.1365-2834.2012.01390.x. 21. Hutchinson M., Hurley J. Exploring leadership capability and emotional intelligence as moderators of workplace bullying // Journal of Nursing Management. 2013. Vol. 21. P. 553–562. DOI: 10.1111/j.1365-2834.2012.01372.x.

22. Jenkins L. N., Demaray M. K. Indirect effects in the peer victimization academic achievement relation: the role of academic self‐concept and gender Psychology in the School. 2015. March. Vol. 52. Issue 3. P. 235–247.

23. Karim J. Emotional Intelligence and Perceived Work-related Outcomes: Mediating Role of Workplace Incivility Victimization / J. Karim et al. // Pakistan Journal of Psychological Research. 2015. Vol. 30. № 1. 21–37.

24. Keskin H. Cyberbullying Victimization, Counterproductive Work Behaviours and Emotional Intelligence at Workplace / H. Keskin et al. // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2016. November. Vol. 235. № 24. P. 281–287.

25. Kokkinos C. M., Kipritsi E. The relationship between bullying, victimization, trait emotional intelligence, self-efficacy and empathy among preadolescents // Social Psychology of Education. 2012. Vol. 15 (1). P. 41–58. DOI: 10.1007/s11218-011-9168-9.

26. Liu J., Bullock A., Coplan R. J. Predictive relations between peer victimization and academic achievement in Chinese children // School Psychology Quarterly. 2014. № 29 (1). P. 89–98.

27. Lomas J. Brief report: Emotional intelligence, victimization and bullying in adolescents / J. Lomas et al. // Journal of Adolescence. 2012. Vol. 35 (1). P. 207–211. DOI: 10.1016/j.adolescence.2011.03.002.

28. Malti T., Perren S., Buchmann M. Children’s peer victimization, empathy, and emotional symptoms // Child Psychiatry & Human Development. 2010. February. P. 41–98.

29. Mayer J. D., Roberts R. D., Barasade S. G. Human abilities: emotional intelligence // Annual Review of Psychology. 2008. Vol. 59. P. 507–536. DOI: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093646.

30. Poteat V. P., DiGiovanni C. D., Scheer J. R. Predicting homophobic behavior among heterosexual youth: Domain general and sexual orientation-specific factors at the individual and contextual level // Journal of Youth and Adolescence. 2013. № 42. P. 351–362. DOI: 10.1007/s10964-012-9813-4.

31. Pursoo T. Predicting reactive and proactive relational aggression in early adolescence as a function of individual differences in Machiavellianism, empathy, and emotion regulation / Faculty of Social Sciences School of Psychology University of Ottawa. Ottawa, 2013. DOI:10.20381/ruor-3218.

32. Sapouna M., Wolke D. Resilience to bullying victimization: The role of individual, family and peer characteristics // Child Abuse & Neglect. 2013. Vol. 37 (11). P. 997–1006. DOI: 10.1016/j.chiabu.2013.05.009.

33. Sticca F. Longitudinal risk factors for cyberbullying in adolescence / F. Sticca et al. // Journal of Community and Applied Social Psychology. 2013. № 23. P. 52–67. DOI:10.1002/casp.2136.

34. Tirza H. J. van Noorden. Disentangling the frequency and severity of bullying and victimization in the association with empathy / Tirza H. J. van Noorden et al. // Social Development. 2015. Vol. 25. Issue1. February 2016. P. 176–192.

35. Tolegenova A. A. A theoretical formation of emotional intelligence and childhood trauma among adolescents / A. A. Tolegenova et al. // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. № 69. P. 1891–1894. International Conference on Education and Educational Psychology (ICEEPSY 2012). DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.12.142.

36. Totura Ch. M. W., Karver M. S., Gesten E. L. Psychological distress and student engagement as mediators of the relationship between peer victimization and achievement in middle school youth // Journal of Youth and Adolescence. 2014. January. Vol. 43. Issue 1. P. 40–52.

37. Young-Jones A. Bullying affects more than feelings: the long-term implications of victimization on academic motivation in higher education / A. Young-Jones et al. // Social Psychology of Education. 2015. March. Vol. 18. Issue 1. P. 185–200.

38. Zych I., Ortega-Ruiz R., Marín-López I. Cyberbullying: a systematic review of research, its prevalence and assessment issues in Spanish studies // Psicología Educativa. 2016. June. Vol. 22. Issue 1. P. 5–18.

39. Zych I., Ttofi M. M., Farrington D. P. Empathy and callous-unemotional traits in different bullying roles: a systematic review and meta-analysis // Trauma, Violence, & Abuse. 2016. Vol. 20. Issue. 1. P. 3–21.