PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №35 2020

Психологические исследования

Preuss F., Perevozkina Yu. M. Interconnection and typeof social relations of role socialization system formation: metasystem approach (с переводом на русский язык)
Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации
Синбухова Е. В., Занковский А. Н. Психологические аспекты врачебных ошибок
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника (продолжение, начало см. № 2 (34), 2020)
Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума
Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России в конце XVIII века. И. М. Кандорский (продолжение, начало см. 2018, № 3 (27))
Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 3 (35)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

И. С. Никифоров, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Журнал » 2020 №33 : И. С. Никифоров, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
    Просмотров: 117

УДК 159.9.

DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.06

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

 

И. С. Никифоров,

BCC, Санкт-Петербург,

nis772@gmail.com

 

В статье проведен анализ и показана необходимость информационной поддержки специалиста на различных этапах его жизненного пути. Для адекватной поддержки индивидуума в процессе его обучения разработана модель изменения его характеристик в зависимости от затрат некоторого ресурса. Предложен метод и разработана модель для оценки внутренней мотивации индивидуума в процессе совершенствования некоторой характеристики, которая зависит как от уже достигнутого уровня (ориентация на результат), так и от скорости изменения характеристики в конкретный момент времени (ориентация на процесс). На основании разработанной модели предложен способ определения момента для необходимого вмешательства в процесс подготовки путем управления мотивацией за счет ресурса или изменения технологии подготовки.

Разработана многомерная модель характеристик, сформированных требованиями профессии, представленная в виде лепестковой диаграммы, которая отражает как минимальные, так и максимальные требования. На основании предложенного представления, являющегося простым и наглядным, сформирован комплекс моделей для оценки соответствия некоторого претендента требованиям профессии и предложена классификация претендентов: идеальный, готовый, хороший, средний, негодный.

Разработан укрупненный алгоритм оценки пригодности специалиста к требованиям некоторой профессии, основанный на оценке возможностей претендента к изменению заданных характеристик и требуемых для этого ресурсов. При проведении таких оценок происходит сравнение имеющихся и предельно возможных характеристик претендента со значениями характеристик, требуемых для конкретной профессии как минимальных для ее освоения, так и максимальных, необходимых для успешной деятельности.

Выявлены проблемы, для которых в настоящее время отсутствуют общепринятые научно обоснованные методы и методики решения. Предложен подход к информационной поддержке различных моментов выбора (траектории, претендентов, ресурсоемкости), возникающих в процессе деятельности специалиста на протяжении всей его жизни. Полученные результаты являются важной частью методического обеспечения информационной поддержки в процессе специализации.

 

Ключевые слова: модели; информационная поддержка; характеристики; мотивация; управление; оценки; профессиональная траектория; проблемы.

 

Для цитаты: Никифоров И. С. Интеллектуальная поддержка специализации // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 74–84. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.06

 

Никифоров Игорь Сергеевич, кандидат технических наук, ассоциированный коуч Центра executive-коучинга Московской школы управления «Сколково», директор информационно-технологической компании BCC, Санкт-Петербург.

E-mail: nis772@gmail.com

 

 

Литература

 

1. Андреевский Е. В. Анализ стратегий профессионального психологического отбора (модели и характеристики) / Е. В. Андреевский и др. // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2015. № 6. С. 34–40.

2. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru

3. Борисова И. И. Психологические условия эффективности внешней мотивации // Современные исследования социальных проблем. 2018. № 4 (9). С. 103–118.

4. Иванова Т. Ю. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности / Т. Ю. Иванова и др. // Организационная психология. 2018. № 1 (8). С. 85–121.

5. Курденкова О. П. Образование длиною в жизнь: внешние и внутренние конструкты личной мотивации // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 1 (40). С. 237–242.

6. Никифоров И. С. Проблемы управления профессиональной траекторией // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 490–492.

7. Падерно П. И., Никифоров И. С. Профессии, профессионально важные и личностные качества (модели и взаимосвязи) // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2019. № 4. С. 64–69. 8. Рыжов Б. Н. Внутренняя структура деятельности с позиции системной психологии // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 5–8. 9. Рыжов Б. Н., Чибискова О. В. Психическая работоспособность и мотивация человека при моделировании полета на Марс // Системная психология и социология. 2015. № 4 (16). С. 13–22.

10. Рыжов Б. Н., Чибискова О. В. Возможности развития когнитивных способностей старшеклассников при профильном обучении // Системная психология и социология. 2012. № 6. С. 59–65.

11. Советов Б. Я., Цехановский В. В. Информационные технологии: теоретические основы: учеб. пособие. 2-еизд., стер. СПб.: Лань, 2017. 448 с.

12. Anguelov K. Motivation strategies of human resources in ICT companies // International Conference on Creative Business for Smart and Sustainable Growth (CREBUS). 2019. P. 1–4. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/8840080. DOI: 10.1109/CREBUS.2019.8840080.

13. Chang J. C., Lin K. M. Exploring the role of professional development motivation between work values and job satisfaction // IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM). 2017. P. 2291–2295. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/8290300. DOI: 10.1109/IEEM.2017.8290300.

14. Hou Min. Research on incentive mechanism in Network Education Platform / Hou Min et. al. // 12th International Conference on Natural Computation, Fuzzy Systems and Knowledge Discovery (ICNC-FSKD). 2016. P. 2288–2293. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/7603538. DOI: 10.1109/FSKD.2016.7603538.

15. Howard J. Motivation profiles at work: a self-determination theory approach / J. Howard et al. // Journal of Vocational Behavior. 2016. Vol. 95–96.

P. 74–89. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0001879116300409?via%3Dihub. DOI: 10.1016/j.jvb.2016.07.004.

16. Monteiro De Castro M. L. Values, motivation, commitment, performance and rewards: Analysis model / M. L. Monteiro De Castro et al. // Business Process Management Journal. 2016. Vol. 22. № 6. P. 1139–1169. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28235810.

17. Pokrovskaia N. N., Petrov M. A., Gridneva M. A. Diagnostics of professional competencies and motivation of the engineer in the knowledge economy // Third International Conference on Human Factors in Complex Technical Systems and Environments (ERGO)s and Environments (ERGO). 2018. P. 28–31. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/8443851. DOI: 10.1109/ERGO.2018.8443851.

18. Shekar S. C., Suganthi L. Evaluation of workplace training: the role of emotional intelligence, self-esteem, motivation and achievement // International Journal Of Business Excellence. 2015. Vol. 8. № 6. P. 798–816. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25165522.

19. Shirokova E., Kalinichenko A. Individualized approach to staff motivation // Science Rise. 2016. Vol. 4. № 1 (21). P. 26–29. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26319902. DOI: 10.15587/2313-8416.2016.65656.

20. Zhu Biwen Effect of feedback type and modality on human motivation / Zhu Biwen et al. // IEEE International Conference on Systems, Man, and Cybernetics (SMC). 2017. P. 2838–2843. URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/8123057. DOI: 10.1109/SMC.2017.8123057.