Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX в.)

Журнал » 2019 №32 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX в.)
    Просмотров: 1134

 

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.05

 

СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX в.)

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье рассматриваются системные идеи, значимые для отечественной психологической традиции во второй половине XIX – начале XX в. относительно феномена борьбы и человека борющегося. Человек виделся отечественным мыслителям, поборникам образования и народного просвещения — В. И. Лядову, Н. Ф. Бунакову, П. Ф. Лесгафту, В. В. Гориневскому, — отстаивавших принцип развития в психологической мысли, как индивид, способный к саморазвитию, а также как личность, готовая к самосовершенствованию. Психологическим механизмом процесса развития и самосовершенствования человека, его личности определялся такой феномен, как борьба, которая позволяет проявить свою сущность, помогает достигать вершины развития, обретать собственный человеческий образ. Борьба значилась как личностно-ценностная, общественно-полезная, армейско-военная по своей причинности. С современных системных позиций борьба, ее характеристики, присущие конкретному человеку, позволяют диагностировать интеллектуальные, эмоционально-волевые, ценностно-мотивационные особенности личности, что имело свое обоснование, как показывает историко-психологическая реконструкция и психологическая интерпретация научных текстов (статей, брошюр, пособий, лекций, монографий), уже в отечественной психологической традиции во второй половине XIX – начале XX в. Идеогенез проблемы «человек борющийся», свойственный отечественной психологической традиции, содержит системные идеи (высказывания и взгляды) и парадигму, касающиеся способов становления и совершенствования такого человека.

 

Ключевые слова: системные идеи; психологическая традиция; системные позиции; система; самореализация; саморазвитие; человек борющийся; высказывания; парадигма.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Системные идеи о человеке борющемся в отечественной психологической традиции (вторая половина XIX – начало XX в.) // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 52–64. DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.05.

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

 

Литература

 

1. Аншакова В. В. Предпосылки становления и развития проблемы личности в отечественной психологической мысли конца XIX – начала XX в.: моногр. Астрахань: Астраханский университет, 2006. 289 с.

2. Аншакова В. В. Проблема личности и ее проявлений в отечественной психологической мысли конца XIX – начала XX столетия // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 2. С. 79–93.

3. Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение. М.: МПСИ; Флинта, 2000. 88 с.

4. Будилова Е. А. Труды по истории русской психологической мысли, вторая половины XIX – начало XX века / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, Т. И. Артемьева. М.: Наука, 2008. 390 с.

5. Булах К. В. Развитие научной психологической мысли в диссертационных исследованиях ученых Российской империи в XIX – начале ХХ века: моногр. Невинномысск: НГГТИ, 2004. 160 с.

6. Волкова В. О. Духовно-практическая компетенция как ценностно-смысловая основа психологической культуры человека // Психология обучения. 2007. № 10. С. 4–19.

7. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале: моногр. 2-е изд., испр. и доп. М.: ИП РАН, 2005. 332 с.

8. Вяткин Б. А. Homo activus (человек активный) как научный продукт интегрального исследования индивидуальности в Пермской

психологической школе // Активность – индивидуальность – субъект: XXIII Мерлинские чтения; научн. ред. Б. А. Вяткин. Пермь: ПГПУ, 2008. С. 16–17.

9. Гагаев А. А., Гагаев П. А. Русские философско-педагогические учения XVIII–XX вв.: моногр. М.: Русское слово-РС, 2002. 464 с.

10. Ждан А. Н. История психологии: от Античности до наших дней. 7-е изд., испр. и доп. М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2007. 576 с.

11. Иванов Д. В. Этюды эссенциальной педагогики. Основные категории воспитания «человека борющегося» в российской психолого-педагогической мысли (ХIХ – начало ХХ в.): моногр. Иркутск: ИрГСХА, 2003. 212 с.

12. Иванов Д. В. «Человек борющийся» в неклассической российской психологии (конец XIX – начало XX в.): моногр. Иркутск: ИрГСХА, 2005. 252 с.

13. Мазилов В. А. История психологии и философия психологии: необходимо взаимодействие // Вестник Вятского гос. гум. ун-та. 2014. № 2. С. 94–100.

14. Марцинковская Т. Д. История возрастной психологии: учеб. пособие. М.: Акад. проект; Трикста, 2010. 312 с.

15. Мехтиханова Н. Н. История отечественной психологии конца XIX – начала XX в. М.: МПСИ; Флинта. 2010. 192 с.

16. Наумова Д. В. Проблема личности в отечественной психологии (вторая половина XIX – первая треть XX века). Петропавловск-Камчатский: КГПУ, 2004. 190 с.

17. Пинчук В. Ю. Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX века: автореф. дис. … канд. философ. наук. М., 2004. 20 c.

18. Помогайбин В. Н. История психологии: эволюция основ: моногр. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013. 520 с.

19. Рыжов Б. Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). М.: МГПУ, 1999. 277 с.

20. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5–11.

21. Семенов В. С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. 2005. № 9. С. 26–37.

22. Сиземская И. Н., Новикова Л. И. Идеи воспитания в русской философии. ХIХ – начало ХХ века: моногр. М.: РОССПЭН, 2004. 271 с.

23. Урунтаева Г. А. Теоретико-методические основы изучения воспитателем ребенка-дошкольника в истории отечественной психологии (вторая половина XIX – 20–30-е гг. XX в.): дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2003. 503 с.