PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №35 2020

Психологические исследования

Preuss F., Perevozkina Yu. M. Interconnection and typeof social relations of role socialization system formation: metasystem approach (с переводом на русский язык)
Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации
Синбухова Е. В., Занковский А. Н. Психологические аспекты врачебных ошибок
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника (продолжение, начало см. № 2 (34), 2020)
Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума
Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России в конце XVIII века. И. М. Кандорский (продолжение, начало см. 2018, № 3 (27))
Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 3 (35)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Ш. Р. Хисамбеев, ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СТАДИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

Журнал » 2019 №32 : Ш. Р. Хисамбеев, ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СТАДИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ
    Просмотров: 118

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.03

 

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СТАДИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

 

 Ш. Р. Хисамбеев,

РГУ им. А. Н. Косыгина,

khisam@mail.ru

 

В статье рассмотрен генезис произвольного выполнения различных действий в качестве этапа становления субъектности в антропогенезе и в онтогенезе. Произвольное выполнение действия как этап, или стадия, становления субъектности отождествляется с волевой регуляцией поведения. Переход от подражания к произвольному выполнению действия представляет собой фазовый переход, качественно меняющий поведение.

Статья состоит из трех разделов. В первом — приведен краткий обзор становления представлений о появлении воли с донаучного периода до современности. Рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к произвольности, и обосновывается ее связь с развитием высших психических функций.

Второй раздел описывает гипотетическую реконструкцию появления волевой регуляции в ходе антропогенеза. Суть гипотезы заключается в следующем: возникновение социальной среды позволило древнейшим людям сохранять искусственные программы поведения и транслировать их новым поколениям с помощью механизма подражания. Это способствовало сдерживанию животных инстинктов: человек имитировал подавленные действия сформированными в социуме «дубликатами» — мимикой, жестами, криком и артикулируемыми звуками. Появление проторечи создавало возможность замены наглядного образца звуковым символом, который в ситуативном контексте сопровождался для конкретизации интонацией и указанием. Речь в качестве регулятора поведения даже в своей зачаточной форме послужила предпосылкой координации собственных действий и социальной микросреды. Тем самым речевой формат оказался способным инициировать различные протоколы поведения члена группы и уже в виде команды самому себе стал актом воли.

Третий раздел посвящен рассмотрению с позиций возрастной психологии проблемы появления волевой регуляции у современных детей. Отмечается, что в раннем детстве, когда у ребенка бурно развивается речь, одной из первых он усваивает императивную форму речи: произносимые взрослыми команды «Дай!», «Принеси!» и т. п. Затем в ходе интериоризации приказ извне превращается в самоприказ, а слово-императив становится средством самоуправления.

В заключении статьи делается вывод о том, что как в ходе антропогенеза, так и в онтогенезе с появлением речи человек приобретает орудие регуляции деятельности — волю. Появление произвольности выполнения действий становится решающим моментом становления субъектности.

 

Ключевые слова: воля; действие; произвольность; самоуправление; субъектность; человек; личность; природа; речь; окружающая среда.

 

Для цитаты: Хисамбеев Ш. Р. Произвольное выполнение действия как стадия развития субъектности // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 30–38. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.32.4.03.

 

Хисамбеев Шамиль Раисович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, философии и манусологии Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, Москва.

E-mail: khisam@mail.ru

 

 

Литература

 

1. Вильчек В. Алгоритмы истории. М.: Аспект Пресс, 2004. 219 с.

2. Ждан А. Н. История психологии. М.: Академический проект, 2012. 592 с.

3. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб: Питер, 2006. 208 с.

4. Панов В. И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. 304 с.

5. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

6. Хисамбеев Ш. Р. Подражание как стадия развития субъектности // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сб. статей. М.: Перо, 2017. C. 481–485.

7. A general benevolence dimension that links neural, psychological,

economic, and life-span data on altruistic tendencies / Hubbard J. and others // Journal of Experimental Psychology: General. 2016. № 145 (10). P. 1351–1358.

8. A transactional analysis of the relation between maternal sensitivity and child vagal regulation / Perry N. B. and others // Developmental Psychology. 2014. 50. P. 784–793.

9. Causadias J. M., Umaña-Taylor A. J. Reframing marginalization and youth development: Introduction to the special issue // American Psychologist. 2018. № 73 (6). P. 707–712.

10. Do cherished children age successfully? Longitudinal findings from the Veterans Affairs Normative Aging Study / Lee L. O. and others // Psychology and Aging. 2015. № 30 (4). P. 894–910.

11. Dweck C. S. From needs to goals and representations: Foundations for a unified theory of motivation, personality, and development // Psychological Review. 2017. № 124 (6). P. 689–719.

12. Gardner R. S., Ascoli G. A. The natural frequency of human prospective memory increases with age // Psychology and Aging. 2015. № 30 (2). P. 209–219. 13. Geary David C. The origin of mind: Evolution of brain, cognition, and general intelligence. New York: American Psychological Association, 2005. 459 p. 14. Heijden van der A. H. C. Attention and Action // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences / ed. Neil J. Smelser, Paul B. Baltes. Elsevier Science Ltd., 2001. P. 868–871.

15. Life experience and demographic influences on cognitive function in older adults / Brewster P. W. H. and others // Neuropsychology. 2014. July № 8 (6). P. 846–858. DOI: 10.1037/neu0000098. 16. Llewellyn D. T. Role and scope of regulation and supervision / Handbook of Safeguarding Global Financial Stability. 2013. P. 451–464.

17. Risen J. L. Believing what we do not believe: Acquiescence to superstitious beliefs and other powerful intuitions // Psychological Review. 2016. № 123 (2). P. 182–207. 18. Sundstrom E. Workplace environmental psychology // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences / ed. Neil J. Smelser, Paul B. Baltes. Elsevier Science Ltd., 2001. P. 16593–16598.