PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №35 2020

Психологические исследования

Preuss F., Perevozkina Yu. M. Interconnection and typeof social relations of role socialization system formation: metasystem approach (с переводом на русский язык)
Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации
Синбухова Е. В., Занковский А. Н. Психологические аспекты врачебных ошибок
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника (продолжение, начало см. № 2 (34), 2020)
Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума
Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России в конце XVIII века. И. М. Кандорский (продолжение, начало см. 2018, № 3 (27))
Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 3 (35)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

И. Н. Кормачёва, Н. М. Клепикова, ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ФЕНОМЕН И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Журнал » 2019 №32 : И. Н. Кормачёва, Н. М. Клепикова, ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ФЕНОМЕН И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
    Просмотров: 117

УДК 159.9.072

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.02

 

ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ФЕНОМЕН И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

 

И. Н. Кормачёва,

Н. М. Клепикова,

НГПУ, Новосибирск,

irina@kormacheva.ru,

nataliaklepikova@yandex.ru

 

В статье представлено исследование проблем прокрастинации и предложено ее определение как феномена на основе различных методологических подходов. При анализе характера включенности прокрастинации в реальность психического мира затронуты следующие аспекты: граница между прокрастинацией и схожими поведенческими проявлениями (леность, осознанная стратегия); взаимосвязь прокрастинации с самооценкой, неэффективными копинг-стратегиями, перфекционизмом и другими личностными особенностями и отсутствие связи с национальностью, гендером, уровнем образования и интеллекта. При исследовании прокрастинации как системы рассмотрены психофизиологический, психодинамический, поведенческий, когнитивный, субъектный, мотивационный подходы, теории лености и комплексные теории. Доказано, что прокрастинация является системой; описаны психофизиологические источники прокрастинации; назван признак, отличающий прокрастинацию от лености; описан иррациональный и частично бессознательный характер прокрастинации. В выводах представлено определение феномена прокрастинации. Отмечено, что прокрастинация отражается на действенно-практической сфере личности, тесно связана с когнитивно-познавательной сферой, а ее источники следует искать в психофизиологии, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферах личности. Обозначено наличие двух планов прокрастинации: внешнего (поведенческого) и внутреннего (компоненты прокрастинации). Названы четыре компонента прокрастинации: когнитивный, эмоциональный, волевой и мотивационный. Подчеркнуто, что только совокупность всех четырех компонентов системы и типичных поведенческих проявлений содержательно наполняют данный феномен, а также отличают прокрастинацию от других схожих феноменов.

 

Ключевые слова: прокрастинация; феномен; система; компоненты прокрастинации; реальность психического мира человека.

 

Для цитаты: Кормачёва И. Н., Клепикова Н. М. Прокрастинация: феномен и научная проблема // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 18–29. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.02.

 

Кормачёва Ирина Николаевна, аспирант кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск.

E-mail: irina@kormacheva.ru

 

Клепикова Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: nataliaklepikova@yandex.ru

 

 

Литература

 

1. Болотова А. К., Чеврениди А. А. Временной модус прокрастинации в ретроспективе: виды, предикторы и последствия // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 4. С. 101–108. Doi:10.17759/chp.2017130411

2. Боровская Н. В. Психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2008. 23 с.

3. Борусяк Е. В. Прокрастинация как одна из форм неэффективных копинг-стратегий студентов // 18-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки 2016» / отв. ред. А. А. Лапшин: в 3 т. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. Т. 2. С. 312–315.

4. Варваричева Я. И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников // Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2008. Т. 2. С. 147–149.

5. Варваричева Я. И. Психологические механизмы феномена лени. [Электронный ресурс]. URL:

http://www.psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2007/thesis/Varvaricheva_YI.pdf (дата обращения: 17.03.2019).

6. Гаранян Н. Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2010. 42 с.

7. Гаранян Н. Г., Андрусенко Д. А., Хломов И. Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. C. 72–81.

8. Дворник М. С. Типология социально-психологических практик отсрочки. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sociosphera.com/files/conference/2013/ Sociosphere_4-13/1_part/150-155_m_s_dvornik.pdf (датаобращения: 16.02.2019).

9. Дементий Л. И., Карловская Н. Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации // Психология обучения. 2013. № 7. С. 4–19.

10. Золотарева А. А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 25 с.

11. Иванов Д. В., Галюк Н. А. Человек как субъект воспитания: теоретический и прикладной аспекты // Журнал прикладной психологии. 2006. № 6–3. С. 84–93.

12. Ивутина Е. П., Шуракова Е. С. Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения у студентов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 4 (1). С. 146–151.

13. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011. 221 с.

14. Карловская Н. Н., Баранова Р. А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. 2008. № 3. С. 38–49.

15. КиселеваМ. А., ШустоваН. Е., КаринаО. В. Проблемавлиянияпрокрастинациинапроцесссамоопределенияличности // Personality and social development: materials of the II international scientific conference on March 29–30, 2014. Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014. С. 22–27.

16. Клепикова Н. М., Кормачёва И. Н. Адаптация Шкалы прокрастинации и Шкалы иррациональной прокрастинации в методике П. Стила // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 26–37.

17. Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электронный научный журнал. 2013. № 2. С. 22–41.

18. Кормачёва И. Н. Взаимосвязь личностных особенностей студентов и склонность к прокрастинации в принятии решений: штрихи к современной российской практической психологии // Истоки и пути российской психологии (к 100-летию советской психологии). Материалы молодежной секции I Международной научно-практической конференции. М.: Перо, 2019. С. 223–229.

19. Леонтьев В. Г. Мотивация и активность личности // Ежегодник РПО: материалы IV Всероссийского съезда РПО: в 3 т. Ростов н/Д: КРЕДО, 2007. Т. 3. С. 236–237.

20. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 5–15.

21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017. 718 с.

22. Рыжов Б. Н. Системная психология: моногр. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

23. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5–11.

24. Семенова Ф. О., Узденова А. М. Влияние прокрастинации на развитие исполнительской деятельности в подростковом возрасте // Научный журнал КубГАУ. 2012. № 83 (09). С. 847–856.

25. Семина А. С. Исследование феномена прокрастинации во взаимосвязи с другими психологическими феноменами в студенческой среде [Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2013/2240/41401_ e222.pdf (дата обращения: 16.03.2019).

26. Чекмарев О. П. Мотивация труда: персонал, руководитель, собственник, государство. Модели и теории мотивации. [Электронный ресурс]. URL: https://motivtrud.ru/PCost/modely.html (дата обращения: 26.02.2019).

27. Ярославская С. Прокрастинация — это что? [Электронный ресурс]. URL: http://psihotesti.ru/self–info/2013–01–15/126152–prokrastinatciya––yeto–chto.html (дата обращения: 16.02.2019).

28. Ясная В. А., Ениколопов С. Н. Современные модели перфекционизма // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 29. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n29/826–yasnaya29.html#e3 (дата обращения: 16.02.2019).

29. Ferrari J. R., Wolfe R. N., Wesley J. C., Schoff L. A., Beck B. L. Ego-identity and academic procrastination among university students // Journal of College Student Development. 1995. Vol. 36. P. 361–367.

30. Haycock L., McCarthy P., Skay C. Procrastination in college students: the role of self-efficacy and anxiety // Journal of counseling & development. Vol. 76. 1998. P. 317–325.

31. Lay C. H. At last, my research article on procrastination // Journal of Research in Personality. 1986. Vol. 20. P. 474–495.

32. Lay C. H. Trait procrastination and the perception of person-task characteristics // Journal of Social Behavior and Personality. 1992. Vol. 7. P. 483–494.

33. McCown W., Petzel T., Rupert P. Personality correlates and behaviors of chronic procrastinators // Personality and Individual Differences. 1987. Vol. 11. P. 71–79.

34. Milgram N. A., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidance procrastination // European Journal of Personality. 2000. Vol. 14. P. 141–156.

35. Rothblum E., Solomon L., Murakami J. Affective, cognitive, and behavioral differences between high and low procrastinators // Journal of Counseling Psychology. 1986. Vol. 33. P. 387–394.

36. Specter M. H., Ferrari J. R. Time orientations of procrastinators: Focusing on the past, present or future? // Journal of Social Behavior and Personality. 2000. Vol. 15. № 5. P. 197–202.

37. Steel P. D. G. Integrating Theories of Motivation // Academy of Management Review. 2006. Vol. 31. № 4. P. 889–913.

38. Steel P. D. G. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133. № 1. P. 65–94.