Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Журнал » 2019 №32 : Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА |
Просмотров: 961
УДК 159.9 DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Е. С. Романова, Б. М. Абушкин, МГПУ, Москва, RomanovaES@mgpu.ru, AbushkinBN@mgpu.ru
Психологическая работа с обучающимися предъявляет большие требования к диагностическим подходам, объективизирующим их индивидуальный мир настоящих и будущих интересов. В работе представлен диагностический подход, позволяющий дать оценку ориентации обучающихся в мире личностных интересов, характерных для сформировавшейся активной личности, и в мире социальных факторов, предопределяющих эффективность профессиональной деятельности. Экспериментальное исследование на выборке из 450 школьников показало высокую эффективность предлагаемых подходов для диагностики особенностей личностной самореализации подростков. В частности, результаты исследования выявили целесообразность применения диагностического инструментария в работе с обучающимися для их включения в творческий процесс саморефлексии. В основу самооценки обучающимися своих личностных качеств заложена практика сравнительного оценивания результатов разных методик, диагностирующих определенные аспекты их личностного развития. Полученные в исследовании данные позволили увидеть суть проблемы саморазвития обучающихся, основанной на широком интересе подростков ко всем возможным запросам социальной и профессиональной практики. Личностный потенциал подростков, необходимый для успешной ориентации во всем этом многообразии возможностей, отступает на второй план перед яркостью и привлекательностью будущих перспектив. Выявляемые в ходе диагностики и обсуждаемые с обучающимися противоречия в желаниях и возможностях приобретают необходимую конкретность для решения поставленной задачи развития личностного потенциала обучающихся. В работе представлены статистически обработанные результаты, которые дополняют методику материалом для критериального оценивания.
Ключевые слова: социальные ценности; ценностно-смысловая направленность; личность; личностный потенциал; профессиональное самоопределение; метод парных сравнений; социализация; самореализация; самовыражение; психологическая работа; психологическая диагностика; обучающиеся.
Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Ценностно-смысловая направленность личности обучающихся как фактор развития их личностного потенциала // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 5–17. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01.
Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, исполняющий обязанности директора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, заведующая кафедрой общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва. E-mail: RomanovaES@mgpu.ru
Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.
E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru
Литература
1. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. № 4. С. 3–21. 2. Акопов Г. В. Сознание человека в глобализирующемся мире // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда: в 3 т. М.: Российское психологическое общество, 2012. Т. 1. С. 64. 3. Ананьев Б. Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ACT; Астрель, 2008. С. 294–300. 4. Асмолов А. Г. Кризисы психологии в сетевом столетии (выступление на V съезде РПО) // Российский психологический журнал. 2012. № 1. С. 7–11. 5. Бодапев А. А., Васина Н. В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? СПб.: Речь, 2010. 224 с. 6. Иванников В. А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности // Мир психологии. 2003. № 2. С. 139–145. 7. Крегер О., Тьюсон Дж. Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. М.: Альпина Паблишер, 2013. 356 с. 8. Леонтьев Д. А. Промежуточные итоги: от идеи к концепции, от переменных к системной модели, от вопросов к новым вопросам // Личностный потенциал: структура и диагностика / [А. Ж. Аверина и др.]; под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 669–675. 9. Романова Е. С. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие. М.: Академия, 2013. 304 с. 10. Щукина М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. ЖурналВысшейшколыэкономики. 2014. № 2. С. 7–22. 11. Avey J. B., Luthans F., Smith R. M., Palmer N. F. Impact of positive psychological capital on employee well-being over time // Journal of Occupational Health Psychology. 2010. Vol. 15. № 1. P. 17–28. 12. Bonnano G. A. Clarifying and extending the construct of adult resilience // American Psychologist. 2005. Vol. 60 (3). P. 265–267. 13. Caprara G. V., Steca P. Affective and social self-regulatory efficacy beliefs as determinants of positive thinking and happiness // European Psychologist. 2005. Vol. 10 (4). P. 275–286. 14. Cole K., Daly A., Mak A. Good for the soul: The relationship between work, wellbeing and psychological capital // The Journal of Socio-Economics. 2009. Vol. 28. P. 464–474. 15. Culbertson S., Fullagar C. J., Mills M. J. Feeling good and doing great: The relationship between psychological capital and well-being // Journal of Occupational Health Psychology. 2010. Vol. 15. № 4. P. 421–433. 16. Gagné M., Deci E. L. Self-determination theory and work motivation // Jour 17. Lam C. F., Gurland S. T. Self-determined work motivation predicts job outcomes, but what predicts self-determined work-motivation? // Journal of Research in Personality. 2008. Vol. 42. P. 1109–1115. 18. Lane M. S., Klenke K. The ambiguity tolerance interface: a modified social cognitive model for leading under uncertainty // Journal of Leadership & Organizational Studies. 2004. Winter. Vol. 10. № 3. P. 69. 19. Niemiec C. P., Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the relation of autonomy to self-regulatory processes and personality development // Hoyle R. H. (ed.). Handbook of Personality and Self-Regulation. Oxford: Blackwell Publishing Ltd, 2010. P. 169–190. 20. Vansteenkiste M., Sierens E., Soenens B., Luyckx K., Lens W. Motivational profiles from a self-determination perspective: the quality of motivation matters // Journal of Educational Psychology. 2009. Vol. 101. P. 671–688.
|