Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2019 №32 : Титульный лист №32

Просмотров: 1019

Московский городской педагогический университет

Герб ГБОУ ВПО МГПУ

Всероссийское периодическое издание

 

 

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований

 

 

 

 

Системная психология

 и социология

 

№ 4 (32) 2019

 

 

 

 

 

Выходит 4 раза в год

 

ISSN 2223 -6880

 

 

 

 

 

 

Москва

2019

 

 

 

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №32 : Содержание №32

Просмотров: 1951

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Романова Е. С., Абушкин Б. М. Ценностно-смысловая направленность личности обучающихся как фактор развития их личностного потенциала

 

Кормачёва И. Н., Клепикова Н. М. Прокрастинация: феномен и научная проблема

 

Хисамбеев Ш. Р. Произвольное выполнение действия как стадия развития субъектности

 

Кузьмина Т. И. Исследование самосознания лиц с нарушением интеллекта посредством ситуационных методик

 

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЯ ИСТОРИИ

 

 

Иванов Д. В. Системные идеи о человеке борющемся в отечественной психологической традиции (вторая половина XIX – начало XX в.)

 

Бершедова Л. И., Набатникова Л. П., Рыжов Б. Н. Илья Репин: круг жизни

 

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Кисляков П. А. Системно-личностные детерминанты безопасного просоциального поведения личности

 

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции З. Баумана

 

 

ДИСКУССИЯ   

      

 

Кондратьев В. М. Проблема соотношения морали и права в образовании человека (с переводом на английский язык: Kondratyev V. M. The Problem of Balance between Morality and Law in Human Education)

 

 

Юбилей

 

 

Антонина Николаевна Ждан — корифей отечественной психологии!

 

 

Информация

 

 

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 4 (32)

 

Требования к оформлению статей

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №32 : В. М. Кондратьев, ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Просмотров: 1463

УДК 316

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09

 

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

 

В. М. Кондратьев,

МГПУ, Москва,

KondratyevVM@mgpu.ru

 

Тема XXIV Всемирного философского конгресса «Учиться быть человеком», состоявшегося в Пекине в 2018 году, интерпретируется автором как задача современного образования, для решения которой нужно ответить на вопросы: каким быть человеком; как им стать; зачем учиться быть человеком? Обращение к истории человечества, предпринятое автором, показывает первичность морали и вторичность права. По природе человек — существо моральное, а по обучению — правовое. Образование человека происходит не только в стенах школы или университета, но и в обществе, в реальном жизненном мире. Основным противоречием развития современного общества является противоречие между правом и моралью, доминирование права над моралью. Одним из следствий этого доминирования являются непрекращающиеся в мире межнациональные конфликты и войны. Автор задается вопросом о миротворческой функции образования. Возможность влиять на общественные процессы определяется уровнем осознанной самостоятельности человека — целью образования. Одним из ресурсов современного образования является концентрация знаний и навыков преподавателей в решении студентами исследовательских задач. Таким образом, автором предложены подходы к решению задачи «учиться быть человеком».

 

Ключевые слова: человек; личность; социализация; мораль; право; образование; осознанная самостоятельность.

 

Для цитаты: Кондратьев В. М. Проблема соотношения морали и права в образовании человека // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 103–108. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.09.

 

Кондратьев Виктор Михайлович, кандидат философских наук, доцент общеуниверситетской кафедры философии и социальных наук института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: KondratyevVM@mgpu.ru


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №32 : О. А. Добрина, СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ З. БАУМАНА

Просмотров: 1533

УДК 316.2

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.08

 

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОСТИ И УГРОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ З. БАУМАНА

 

О. А. Добрина,

НГПУ, Новосибирск,

dobrina-o@mail.ru

 

Цель статьи — обобщить, систематизировать и уточнить основные понятия концепции социального риска и угроз идентичности в научном творчестве польско-британского философа и социолога З. Баумана. Отмечается вклад Баумана в разработку объединительного подхода, характерного для современной постнеклассической социологии. Анализируются понятия неопределенности и текучей современности, взаимодействия свободы и морали и ретротопии.

Текучая современность представлена как особое состояние общества постмодерна, размывающее традиционные социальные устои, структуры, социальные связи. Основными ценностями текучей современности являются свобода и потребление. Человек постмодерна стремится освободиться от связывающих его социальных и межличностных обязательств и воплотить идеал ничем не ограниченного потребления новых впечатлений и наслаждений. В исследовании представлены социальные последствия данной социальной установки: распространение и легитимизация насилия, организационное манипулирование, социальное неравенство и «самопричиненное» одиночество. Рассматривается понятие ретротопии как социального конструкта идеализированного прошлого.

Выявляется наиболее значимый элемент идеальной социальной реконструкции — диалог, который восстанавливает отношения ученичества, дисциплины и равноправия. Выявляются представления о социальных рисках и угрозах идентичности, имплицитно присутствующие в теории Баумана. Социальные риски связаны с угрозой потери личностной, профессиональной, семейной, этнической и гражданской идентичности; снижением социальной сплоченности и других приоритетов устойчивого развития; с непредсказуемостью последствий случайных и иррациональных выборов человека; с возрастанием социального напряжения и фрустрирования. Данные тенденции также приводят к обострению социально негативных переживаний одиночества, отверженности и ненужности; порождают риски дефектов социализации для детей, рожденных и воспитываемых вне семейной стабильности и защищенности.

Подчеркивается высокий уровень перспективности теории Баумана для развития интегративной парадигмы современной социологии и возможности введения деонтологического подхода в современную теоретическую социологию.

 

Ключевые слова: неопределенность; текучая современность; свобода; мораль; ретротопия; социальные риски; идентичность; системный анализ; З. Бауман.

 

Для цитаты: Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции З. Баумана // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 92–102. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.08.

 

Добрина Ольга Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: dobrina-o@mail.ru


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №32 : П. А. Кисляков, СИСТЕМНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЕЗОПАСНОГО ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Просмотров: 1188

УДК 316

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.07

 

СИСТЕМНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ БЕЗОПАСНОГО ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

П. А. Кисляков,

РГСУ, Москва,

pack.81@mail.ru

 

В современных условиях процесс формирования социальной идентичности молодого поколения осложняется потребительским отношением к жизни, недостаточным уровнем социально-психологической защищенности, нивелированием традиционных нравственных ценностей. Перед социальными институтами стоит задача формирования безопасного просоциального поведения, ориентированного на благо общества, а также развитие способностей противостоять факторам социального риска.

С учетом большой практической значимости этого направления в статье предложен обзор и обсуждение отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме просоциального поведения, направленного на обеспечение безопасности. Сделан вывод, что данный психологический конструкт является системно-личностным и обусловлен детерминантами на уровне индивида (удовлетворение потребности в безопасности, стрессоустойчивость, психологическое благополучие, толерантность к неопределенности и пр.), личности (следование моральным нормам, смысложизненные ориентации и пр.) и субъекта деятельности (социальная идентичность, межличностные отношения и пр.).

Целью данного исследования стало определение влияния системно-личностных характеристик человека (удовлетворенность потребности в безопасности, благополучие, социальная идентичность) на уровень его просоциальности.

Выборку составили 90 человек, проживающих в Москве. Отбор респондентов осуществлялся методом стихийной выборки с помощью интернет-опроса, размещенного в социальной сети «ВКонтакте». Тестовая батарея была разработана с помощью онлайн-сервиса «Google Forms» и включала в себя следующие психодиагностические методики: «Содержание просоциальной идентичности» (GSA, A.Q. Barriga et al., 20012 , адаптированная Н. В. Кухтовой3 ); опросник «Оценка удовлетворенности потребности в безопасности» (О. Ю. Зотова); «Шкала субъективного благополучия» (А. Перруде-Баду, Г. Мендельсон, Дж. Чиче (A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche) в адаптации М. В. Соколовой); «Шкала идентификации с человечеством» (С. Макфарленд (S. McFarland) в адаптации Т. А. Нестика). Кроме того, для анализа использовались данные социологических исследований «Всемирный обзор ценностей» (2010–2014 гг.) и «Европейское социальное исследование – 2016». Для расчетов применены описательные статистики, корреляционный анализ, регрессионный анализ.

Проведенное исследование позволило выявить взаимосвязи между обозначенными детерминантами, что указывает на их системный характер.

 

Ключевые слова: просоциальное поведение; психологическая безопасность; системно-личностные детерминанты; системный анализ; личность; поведение; субъективное благополучие; социальная идентичность; психологическая защита.

 

Для цитаты: Кисляков П. А. Системно-личностные детерминанты безопасного просоциального поведения личности // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 79–91. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.32.4.07.

 

Кисляков Павел Александрович, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии Российского государственного социального университета, Москва.

E-mail: pack.81@mail.ru


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №32 : Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, Б. Н. Рыжов, ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ

Просмотров: 1189

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06

 

ИЛЬЯ РЕПИН: КРУГ ЖИЗНИ

 

Л. И. Бершедова,

Л. П. Набатникова,

Б. Н. Рыжов,

МГПУ, Москва,

BershedovaLI@mgpu.ru,

NabatnikovaLP@mgpu.ru,

RyzhovBN@mgpu.ru

 

В статье представлен системно-психологический анализ жизни и творчества Ильи Репина, чей 175-летний юбилей отмечают в этом году. Представленный подход позволяет, опираясь на знание объективно существующих стадий развития мотивационно-потребностной сферы человека, предложить аргументированный взгляд на побудительные причины его отношений с близкими людьми и смысл длительного творческого кризиса, который великий художник пережил на склоне своего жизненного пути.

С системно-психологических позиций дается оценка детства и юности художника; начала его творческого пути и обстоятельствам первого брака в период молодости; а также достижению творческих вершин в период взрослости. Особое внимание уделено психологической оценке творческих поисков художника на границе взрослого и среднего возраста, в 1890-е годы. Среди детерминант переживаемого Репиным в эти годы кризиса отношений с группами близких ему лиц выделяются как происходящий на его глазах закат прежней реалистической живописи, так и специфические для возраста 48–50 лет переживания кризиса середины жизни, связанного, согласно системно-психологической концепции, с завершением периода системного развития человека и началом периода сохранения присущих ему связей и отношений. Выходом из кризиса для Репина служит его увлечение преподавательской деятельностью в Императорской Академии художеств.

Согласно системно-психологическим представлениям средний возраст человека сменяется эпохой зрелости. Экзистенциальной доминантой этого периода является альтруизм. Человек возвращается к семейным ценностям молодого возраста, но с переносом акцента с собственно репродуктивных устремлений на психологическое взаимодействие и эмоциональную поддержку друг друга. Эта особенность возрастного развития является ключом к пониманию роли второго брака в жизни художника. Наконец, особенностью пожилого возраста, приходящего на смену зрелому возрасту, является особое внимание к вопросам самоуважения и защиты своей личности, своего «Я». Эти ценности будут оставаться доминирующими на закате жизни Ильи Репина.

 

Ключевые слова: Репин; психология искусства; мотивационная сфера человека; системная психология; системный анализ; творчество; кризис реалистического искусства; системные периоды жизни человека.

 

Для цитаты: Бершедова Л. И., Набатникова Л. П., Рыжов Б. Н. Илья Репин: круг жизни // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 65–78. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.06

 

Бершедова Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва. E-mail:

BershedovaLI@mgpu.ru

 

Набатникова Людмила Петровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета, Москва.

E-mail: NabatnikovaLP@mgpu.ru

 

Рыжов Борис Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RyzhovBN@mgpu.ru


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №32 : Д. В. Иванов, СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX в.)

Просмотров: 1133

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.05

 

СИСТЕМНЫЕ ИДЕИ О ЧЕЛОВЕКЕ БОРЮЩЕМСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX в.)

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье рассматриваются системные идеи, значимые для отечественной психологической традиции во второй половине XIX – начале XX в. относительно феномена борьбы и человека борющегося. Человек виделся отечественным мыслителям, поборникам образования и народного просвещения — В. И. Лядову, Н. Ф. Бунакову, П. Ф. Лесгафту, В. В. Гориневскому, — отстаивавших принцип развития в психологической мысли, как индивид, способный к саморазвитию, а также как личность, готовая к самосовершенствованию. Психологическим механизмом процесса развития и самосовершенствования человека, его личности определялся такой феномен, как борьба, которая позволяет проявить свою сущность, помогает достигать вершины развития, обретать собственный человеческий образ. Борьба значилась как личностно-ценностная, общественно-полезная, армейско-военная по своей причинности. С современных системных позиций борьба, ее характеристики, присущие конкретному человеку, позволяют диагностировать интеллектуальные, эмоционально-волевые, ценностно-мотивационные особенности личности, что имело свое обоснование, как показывает историко-психологическая реконструкция и психологическая интерпретация научных текстов (статей, брошюр, пособий, лекций, монографий), уже в отечественной психологической традиции во второй половине XIX – начале XX в. Идеогенез проблемы «человек борющийся», свойственный отечественной психологической традиции, содержит системные идеи (высказывания и взгляды) и парадигму, касающиеся способов становления и совершенствования такого человека.

 

Ключевые слова: системные идеи; психологическая традиция; системные позиции; система; самореализация; саморазвитие; человек борющийся; высказывания; парадигма.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Системные идеи о человеке борющемся в отечественной психологической традиции (вторая половина XIX – начало XX в.) // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 52–64. DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.05.

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №32 : Т. И. Кузьмина, ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ

Просмотров: 1145

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.04

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ПОСРЕДСТВОМ СИТУАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ

 

Т. И. Кузьмина,

МГППУ, Москва,

ta-1@list.ru

 

Статья посвящена изучению самосознания лиц юношеского и взрослого возраста с нарушением интеллекта. Воздействие самосознания как регулятора социального поведения на формирование адекватного поля социализации лиц данной категории очень велико и прежде всего имеет значение для организации диалогических отношений субъекта с окружающим миром, предполагающим ситуационный запрос от пространства коммуникации и ответ субъекта в виде поступка.

Субъекту с умственной отсталостью очень сложно быть в диалогических отношениях с окружающим миром. Его поведение чаще всего неосознанно, импульсивно, реактивно. Говорить об истинной осознанности поведения относительно лиц с интеллектуальной недостаточностью не представляется возможным, однако понимание причин и последствий собственных поступков им доступно, особенно при специально организованном самопознании. При этом обращает на себя внимание их определенная беспомощность в решении реальных ситуационных задач, связанных с повседневной жизнью, но требующих от субъекта ориентировки, оценки и принятия решений, в том числе и морально-нравственного плана.

Автором представлено описание диагностической методики «Ситуации» (критериально-параметрическая база оценки), позволяющая исследовать отдельные аспекты самосознания лиц с умственной отсталостью в рамках решения ситуационных задач-кейсов и обоснования своих потенциальных поступков в связи с предложенной проблематикой.

В исследовании приняли участие 48 лиц с легкой умственной отсталостью в возрасте от 17 до 29 лет, учащихся и выпускников специальных (коррекционных) школ.

Результаты исследования продемонстрировали особенности ситуационного самопознания умственно отсталых лиц на всех тематических уровнях: 1) восприятие ситуации и потенциальное поведение в ней; 2) эмоциональное отношение к ситуации; 3) анализ индивидуальных основ поступка; 4) определение контекста поступка, его причин и следствий.

 

Ключевые слова: ситуационная диагностика; задача-кейс; лица с умственной отсталостью; нарушение интеллекта; самосознание; самопознание; Я-концепция; возраст; социализация; специальные (коррекционные) школы.

 

Для цитаты: Кузьмина Т. И. Исследование самосознания лиц с нарушением интеллекта посредством ситуационной методики // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 39–51. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.04.

 

Кузьмина Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва.

E-mail: ta-1@list.ru

 


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №32 : Ш. Р. Хисамбеев, ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СТАДИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

Просмотров: 1079

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.03

 

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК СТАДИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

 

 Ш. Р. Хисамбеев,

РГУ им. А. Н. Косыгина,

khisam@mail.ru

 

В статье рассмотрен генезис произвольного выполнения различных действий в качестве этапа становления субъектности в антропогенезе и в онтогенезе. Произвольное выполнение действия как этап, или стадия, становления субъектности отождествляется с волевой регуляцией поведения. Переход от подражания к произвольному выполнению действия представляет собой фазовый переход, качественно меняющий поведение.

Статья состоит из трех разделов. В первом — приведен краткий обзор становления представлений о появлении воли с донаучного периода до современности. Рассматриваются отечественные и зарубежные подходы к произвольности, и обосновывается ее связь с развитием высших психических функций.

Второй раздел описывает гипотетическую реконструкцию появления волевой регуляции в ходе антропогенеза. Суть гипотезы заключается в следующем: возникновение социальной среды позволило древнейшим людям сохранять искусственные программы поведения и транслировать их новым поколениям с помощью механизма подражания. Это способствовало сдерживанию животных инстинктов: человек имитировал подавленные действия сформированными в социуме «дубликатами» — мимикой, жестами, криком и артикулируемыми звуками. Появление проторечи создавало возможность замены наглядного образца звуковым символом, который в ситуативном контексте сопровождался для конкретизации интонацией и указанием. Речь в качестве регулятора поведения даже в своей зачаточной форме послужила предпосылкой координации собственных действий и социальной микросреды. Тем самым речевой формат оказался способным инициировать различные протоколы поведения члена группы и уже в виде команды самому себе стал актом воли.

Третий раздел посвящен рассмотрению с позиций возрастной психологии проблемы появления волевой регуляции у современных детей. Отмечается, что в раннем детстве, когда у ребенка бурно развивается речь, одной из первых он усваивает императивную форму речи: произносимые взрослыми команды «Дай!», «Принеси!» и т. п. Затем в ходе интериоризации приказ извне превращается в самоприказ, а слово-императив становится средством самоуправления.

В заключении статьи делается вывод о том, что как в ходе антропогенеза, так и в онтогенезе с появлением речи человек приобретает орудие регуляции деятельности — волю. Появление произвольности выполнения действий становится решающим моментом становления субъектности.

 

Ключевые слова: воля; действие; произвольность; самоуправление; субъектность; человек; личность; природа; речь; окружающая среда. 

 

Для цитаты: Хисамбеев Ш. Р. Произвольное выполнение действия как стадия развития субъектности // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 30–38. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.32.4.03.

 

Хисамбеев Шамиль Раисович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии, философии и манусологии Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, Москва.

E-mail: khisam@mail.ru


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №32 : И. Н. Кормачёва, Н. М. Клепикова, ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ФЕНОМЕН И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Просмотров: 3855

УДК 159.9.072

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.02

 

ПРОКРАСТИНАЦИЯ: ФЕНОМЕН И НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

 

И. Н. Кормачёва,

Н. М. Клепикова,

НГПУ, Новосибирск,

irina@kormacheva.ru,

nataliaklepikova@yandex.ru

 

В статье представлено исследование проблем прокрастинации и предложено ее определение как феномена на основе различных методологических подходов. При анализе характера включенности прокрастинации в реальность психического мира затронуты следующие аспекты: граница между прокрастинацией и схожими поведенческими проявлениями (леность, осознанная стратегия); взаимосвязь прокрастинации с самооценкой, неэффективными копинг-стратегиями, перфекционизмом и другими личностными особенностями и отсутствие связи с национальностью, гендером, уровнем образования и интеллекта. При исследовании прокрастинации как системы рассмотрены психофизиологический, психодинамический, поведенческий, когнитивный, субъектный, мотивационный подходы, теории лености и комплексные теории. Доказано, что прокрастинация является системой; описаны психофизиологические источники прокрастинации; назван признак, отличающий прокрастинацию от лености; описан иррациональный и частично бессознательный характер прокрастинации. В выводах представлено определение феномена прокрастинации. Отмечено, что прокрастинация отражается на действенно-практической сфере личности, тесно связана с когнитивно-познавательной сферой, а ее источники следует искать в психофизиологии, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферах личности. Обозначено наличие двух планов прокрастинации: внешнего (поведенческого) и внутреннего (компоненты прокрастинации). Названы четыре компонента прокрастинации: когнитивный, эмоциональный, волевой и мотивационный. Подчеркнуто, что только совокупность всех четырех компонентов системы и типичных поведенческих проявлений содержательно наполняют данный феномен, а также отличают прокрастинацию от других схожих феноменов.

 

Ключевые слова: прокрастинация; феномен; система; компоненты прокрастинации; реальность психического мира человека.

 

Для цитаты: Кормачёва И. Н., Клепикова Н. М. Прокрастинация: феномен и научная проблема // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 18–29. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.02.

 

Кормачёва Ирина Николаевна, аспирант кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск.

E-mail: irina@kormacheva.ru

 

Клепикова Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: nataliaklepikova@yandex.ru


  Читать полностью...