Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры

Журнал » 2019 №31 : В. П. Шейнов, АССЕРТИВНОСТЬ, НЕЗАЩИЩЕННОСТЪ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИНДИВИДОВ

Просмотров: 1456

УДК 159.9

 

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.04

 

 

 

АССЕРТИВНОСТЬ, НЕЗАЩИЩЕННОСТЪ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИНДИВИДОВ

 

 

 

В. П. Шейнов,

 

БГУ, Минск, Республика Беларусь,

 

sheinov1@mail.ru

 

 

 

В статье рассматривается проблема возможной взаимосвязи ассертивности и незащищенности индивидов от манипуляций с эмоциональным интеллектом человека. Использованы методики: авторский тест ассертивности, авторская методика оценки незащищенности от манипуляций, тест эмоционального интеллекта Н. Холла. Установлено, что ассертивность положительно связана с интегративным показателем эмоционального интеллекта. Тем самым для русскоязычного социума подтверждена справедливость включения ассертивности в модель эмоционального интеллекта (ESI) Р. Бар-Она. Ассертивность юношей сильнее, чем у девушек, положительно связана со следующими качествами: интегративным показателем эмоционального интеллекта, управлением своими эмоциями и самомотивацией. Распознавание эмоций других людей несколько сильнее связано с ассертивностью у девушек, чем у юношей. У курсантов ассертивность положительно коррелирует с интегративным показателем эмоционального интеллекта, с самомотивацией и эмоциональной осведомленностью. Ассертивность педагогов-руководителей положительно связана с интегративным показателем эмоционального интеллекта и всеми его составляющими, кроме эмоциональной осведомленности. Защищенности от манипуляций юношей и девушек способствует их эмоциональная осведомленность.

 

Ассертивность студентов и их защищенность от манипуляций положительно коррелируют с их удовлетворенностью от выбранной профессиональной сферы, жизни в целом и академической успеваемостью. Удовлетворенность руководителей педагогических коллективов выбором профессии учителя, занимаемой должностью и жизнью в целом находятся в сильной положительной связи между собой. Для девушек нехарактерно агрессивное, а для юношей в еще большей степени — пассивное поведение. Распределение педагогов и студенток по типам поведения весьма схожее.

 

 

 

Ключевые слова: ассертивность; незащищенностъ от манипуляций; манипуляции; эмоциональный интеллект; индивид; студенты; курсанты; педагоги.

 

 

 

Для цитаты: Шейнов В. П. Ассертивность, незащищенностъ от манипуляций и эмоциональный интеллект индивидов // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 38–45. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.31.3.04

 

 

 

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы Белорусского государственного университета, Минск, Республика Беларусь.

 

E-mail: sheinov1@mail.ru


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №31 : Н. М. Клепикова, И. Н. Кормачёва, АДАПТАЦИЯ ШКАЛЫ ПРОКРАСТИНАЦИИ И ШКАЛЫ ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ В МЕТОДИКЕ П. СТИЛА

Просмотров: 1872

УДК 159.9.072

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.03

 

АДАПТАЦИЯ ШКАЛЫ ПРОКРАСТИНАЦИИ И ШКАЛЫ ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ В МЕТОДИКЕ П. СТИЛА

 

Н. М. Клепикова,

И. Н. Кормачёва,

НГПУ, Новосибирск,

nataliaklepikova@yandex.ru,

irina@kormacheva.ru

 

В статье представлен обзор теоретических предпосылок исследования прокрастинации. Обозначены основные положения теории П. Стила, создавшего интегративную теорию прокрастинации на основе метаанализа четырех теорий: модель гиперболического дисконтирования Дж. Эйнсли, Н. Хэслэма; теория ожиданий В. Врума; теория перспектив Д. Канемана, А. Тверски; теория потребностей Д. Маклелланда, Дж. Долларда, Н. Миллера. Дано описание шкал, разработанных П. Стилом: шкалы прокрастинации, ПШ (PSI — Procrastination Scale Items, 29 пунктов, 2002) и шкалы иррациональной прокрастинации» ИПШ (IPS — Irrational Procrastination Scale, 9 пунктов, 2010). Проанализированы теоретические предпосылки создания данных шкал. В статье также отражены результаты эмпирического исследования по адаптации шкалы прокрастинации и шкалы иррациональной прокрастинации П. Стила, которое осуществлено на выборке 213 человек (студенты очной и заочной форм обучения НГПУ в возрасте от 18 до 48 лет). Описаны четыре этапа исследования, реализованные в 2015–2018 гг.: целью первого этапа явился перевод инструкции и текста методик с английского языка на русский; на втором этапе для уточнения формулировок утверждений предприняты пилотажные исследования, проведен первичный эмпирико–статистический анализ (выявлены дискриминативность и сложность утверждений); на третьем этапе для обоснования соответствия методик психометрическим требованиям к диагностическому инструментарию оценено внутреннее постоянство шкал (αПШ = 0,81, αИПШ = 0,363; rtПШ = 0,864, rtИПШ = 0,621 при р < 0,01), устойчивость шкал к повторному тестированию (rsПШ = 0,89; rsИПШ = 0,891 при р < 0,01), конструктная (конвергентная) валидность; на четвертом этапе определен тип распределения (λПШ = 0,038; λИПШ = 0,049 при р > 0,05), шкалы стандартизированы, приведены описания низкого, среднего и высокого уровня выраженности прокрастинации. В результате представлены две валидные надежные стандартизированные методики, направленные на измерение академической прокрастинации.

 

Ключевые слова: интегративная теория; прокрастинация; иррациональность; теория П. Стила; адаптация шкал; надежность; дискриминативность; валидность.

 

Для цитаты: Клепикова Н. М., Кормачёва И. Н. Адаптация шкалы прокрастинации и шкалы иррациональной прокрастинации в методике П. Стила // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 26–37. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.03

 

Клепикова Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: nataliaklepikova@yandex.ru

 

Кормачёва Ирина Николаевна, аспирант кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, руководитель психологического центра «Ирис», Новосибирск.

E-mail: irina@kormacheva.ru


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №31 : Е. Ю. Коржова, А. Б. Веревкина, СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ: ЗАПАДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОДЫ

Просмотров: 1370

УДК 159.9

 

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.02

 

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ: ЗАПАДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОДЫ

 

 

 

Е. Ю. Коржова,

 

А. Б. Веревкина,

 

РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург,

 

elenakorjova@gmail.com

 

verasovna@gmail.com

 

 

 

В статье представлен анализ подходов западной и отечественной психологии, послуживших основой становления направления «психология жизненного пути личности». Жизнь человека являлась предметом анализа в различных культурах и традициях, по-разному понимавших природу и назначение человека. В связи с этим выделена специфика западных и отечественных подходов на основе анализа классических и современных исследований. Для западных подходов к психологии жизненного пути характерен акцент на творческом или адаптивном его начале. Это может быть показано на примере гуманистической психологии и ситуационного подхода. В отечественных подходах преимущественно реализуется целостное понимание жизненного пути как интегративного образования, что показано в рамках субъектного подхода. Концепция человека, опирающаяся на традиции разработки психологии субъекта С. Л. Рубинштейном в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, реализуется в современных теоретических исследованиях сотрудников кафедры психологии человека и создании ими психодиагностических методик. Выделение моделей личности как наиболее общих закономерностей ее бытия позволяет показать, что в отечественных подходах к психологии жизненного пути представлено его более целостное понимание по сравнению с западными. Модели описывают бытие личности разной направленности. Жизненный путь интегрируется жизненными ориентациями, которые отражают ту или иную направленность личности и проявляются в ее отношениях к миру и поступках. Многомерность жизненного пути побуждает к исследованию различных линий осмысления его протекания.

 

 

 

Ключевые слова: жизненный путь; личность; жизненные ориентации; направленность; модели личности.

 

 

 

Для цитаты: Коржова Е. Ю., Веревкина А. Б. Становление психологии жизненного пути личности: западный и отечественный подходы // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 18–25. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.02

 

 

 

Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.

 

E-mail: elenakorjova@gmail.com

 

 

 

Веревкина Анна Борисовна, аспирант кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.

 

E-mail: verasovna@gmail.com


  Читать полностью...
 

Журнал » 2019 №31 : А. В. Карпов, Ю. М. Перевозкина,

Просмотров: 1179

УДК 316.6

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.01

 

СТРУКТУРНО-ТЕМПОРАЛЬНАЯ СИСТЕМНОСТЬ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

А. В. Карпов,

ЯрГУ им. П. Г. Демидова, Ярославль,

anvikar56@yandex.ru,

 

Ю. М. Перевозкина,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru

 

Социализация представляет сложный и многокомпонентный феномен, понимаемый и как процесс, и как результат. В рамках исследования структуры социализации приходится учитывать, что она объединяет несколько самостоятельных образований, характеризующихся, в свою очередь, поливариативностью. Такая постановка проблемы требует структурного анализа социализации как многомерного системного комплекса. Вторая сложность вытекает из понимания социализации как сложноорганизованного процесса взаимодействия со средой, вследствие чего она может быть отнесена к системам темпорального типа.

Целью исследования является раскрытие закономерностей ролевой социализации как системного комплекса темпорального типа. Социализация рассматривается с позиции системного подхода, постулирующего целостность и иерархичность любого образования рассматриваемого в виде системы. Раскрывается положение о том, что социализация — это система, функционирующая при постоянном обмене информацией между обществом, культурой и личностью на метасистемном уровне. С этих позиций ролевая социализация не является «истинной системой», а может быть представлена в виде системного комплекса, синтезирующего в себе ряд гетерохронных образований и их взаимодействие. Раскрывается тезис о ролевой социализации, воплощающей в себе черты системности особого типа — временнóго, — который выступает высшей формой диахронической организации системного комплекса. Анализируются закономерности и принципы ролевой социализации как системного комплекса темпорального типа.

На основе полученных результатов делается вывод, что ролевая социализация является многокомпонентным системным комплексом, относящимся к системам особого темпорального типа, использует в качестве механизма процессуальной организации не только синхроническую (структурно-содержательную) системность, но и диахроническую (временную) системность.

 

Ключевые слова: социализация; роли; диахрония; синхрония; темпоральность; системный комплекс.

 

Для цитаты: Карпов А. В., Перевозкина Ю. М. Структурно-темпоральная системность ролевой социализации // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 5–17. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.31.3.01

 

Карпов Анатолий Викторович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, Ярославль.

E-mail: anvikar56@yandex.ru;

ORCID ID: 0000-0003-4547-2848

 

Перевозкина Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой практической и специальной психологии, кандидат психологических наук, профессор кафедры практической и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: per@bk.ru;

ORCID ID: 0000-0003-4201-3988


  Читать полностью...