Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Е. В. Бакшутова, Т. К. Рулина, К ВОПРОСУ О СЕТЕВОМ ПРОДВИЖЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Журнал » 2019 №31 : Е. В. Бакшутова, Т. К. Рулина, К ВОПРОСУ О СЕТЕВОМ ПРОДВИЖЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
    Просмотров: 976

УДК 316.77:004:159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.11

 

К ВОПРОСУ О СЕТЕВОМ ПРОДВИЖЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

 

Е. В. Бакшутова,

Т. К. Рулина,

СамГТУ, Самара,

bakshutka@gmail.com,

tatrul@yandex.ru

 

Информационно-психологическая безопасность личности, общества и государства становится все более актуальной задачей, поскольку информационное поле значительно разрастается. Кроме того, увеличивается число пишущих, высказывания которых разнообразны — от формулировки и трансляции идей до простого эмоционального «выплеска», зачастую анонимного. Коммуникации в социальных сетях обладают большим ресурсом влияния и управления массовым сознанием. В настоящем сообщении из всех средств воздействия на групповую установку сетевых сообществ исследователи останавливаются на трех, которые могут быть использованы как деструктивные и как конструктивные в зависимости от мотивации того, кто управляет сетевой коммуникацией. Типичные инструменты: автоматизация сообщений («ботоводство») и производство групповых эхокамер — известны как технологии манипуляции общественным мнением. В противоположность манипулятивному подходу авторы статьи обосновывают атипичный для современной сетевой скрипторики инструмент — скриптоимплант, поддерживающий групповую генерацию социально продуктивного консенсуса скриптов, выполняя тем самым функцию миротворчества представлений о предмете дискуссии. Инструментом подавления деструктивных информационно-психологических воздействий выступает скриптоимплантация информационных инструментов в сетевые процессы и социальные сети (текстов и гипертекстов, категориальных прототипов, репликаторов).

 

Ключевые слова: вербальные прототипы и категории; информация; коммуникация в сети Интернет; скрипт; сетевая дискуссия; скриптоимплантация; ресентиме́ нт; поддержка консенсуальных стереотипов группы.

 

Для цитаты: Бакшутова Е. В., Рулина Т. К. К вопросу о сетевом продвижении информации // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 117–123. DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.11

 

Бакшутова Екатерина Валерьевна, доктор философских наук, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики Самарского государственного технического университета, Самара.

E-mail: bakshutka@gmail.com

 

Рулина Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии и специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета, Самара.

E-mail: tatrul@yandex.ru

 

 

 

Литература

 

1. Бакшутова Е. В. Картирование гомогенности групповых прототипов категориальных систем социального сознания // Российский психологический журнал. 2017. № 2. С. 171–184.

2. Бакшутова Е. В. Проблема ресентиментоемкости этоса сетевой среды: социальная эпистемология сетевогоресентимента // Вестник СамГТУ. 2018. № 3 (39). С. 19–35.

3. Баришполец В. А. Информационно-психологическая безопасность: основные положения // Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии. 2013. Т. 5. № 2. С. 62–104.

4. Василькова В. В., Легостаева Н. И. Социальные боты в политической коммуникации // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 121–133. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-1- 121-133.

5. Гнедаш А. А., Рябченко Н. А. Конструктивные и деструктивные социально-политические практики в online-пространстве современной России: «фейлы», «кейсы», механики» // Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 2. С. 40–54.

6. Дегтярев Д. А. Распространение культурных норм и ценностей: агентное моделирование // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения», 2016. № 1. С. 141–152.

7. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование // Язык и интеллект: сборник. М.: Прогресс, 1996. С. 143–185.

8. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

9. Перетолчин Д. Человечество → овечество. Google как оружие массового порабощения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://view-w.ru/2016/09/02/dmitrij-peretolchin-chelovechestvo- %E2%86%92-ovechestvo-google-kak-oruzhie-massovogo-poraboshheniya/, свободный (дата обращения: 04.05.2019).

10. Петленд А. Социальная физика. М.: АСТ, 2018. 352 с.

11. Поцелуев С. П., Подшибякина Т. А. О факторах политической радикализации в сетевой коммуникации посредством «эхокамер» // Научная мысль Кавказа, 2018. № 2. С. 29–34. DOI 10.18522/2072- 0181-2018-94-2-29-34.

12. Yes, I’d lie to you // The Economist. 2016, September 10. [Электронный ресурс] // URL: https:// www.economist.com/briefing/2016/09/10/yes-id-lie-to-you, свободный (дата обращения: 05.05.2019).

13. Fauconnier G. Mental spaces: Aspects of meaning construction in natural language. N. Y.: Cambridge University Press, 2010. 249 p.

14. Hegelich S. Analysen&Argumente // Konrad-Adenauer-Stiftunge. 2016. Vol. September. №. 221. P. 3.

15. Popper K. R. Knowledge and the Body-Mind Problem // Defence of Interaction. Routledge, 1994. 170 p.

16. Rosch E. Principles of categorization // Cognition and categorization / ed. by Eleanor Rosch and Barbara B. Lloyd. Lawrence Erlbaum associates, Publishers. Hillsdale, New Jersey, 1978. P. 27–48.

17. Rumelhart D. E. Schemata: The building blocks of cognition // (eds) Theoretical Issues in Reading Comprehension. R. J. Spiro et al., Hillsdale NJ: Lawrence Erlbaum. 1980. P. 33–58.

18. Schank R.C. & Abelson R. Scripts, plans, goals, and understanding. Hillsdale, NJ: EarlbaumAssoc, 1977. 248 p.