Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА. А. С. ЛУБКИН

Журнал » 2019 №31 : Д. В. Иванов, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА. А. С. ЛУБКИН
    Просмотров: 1469

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.08

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ НАЧАЛА XIX ВЕКА. А. С. ЛУБКИН

Продолжение, начало см. № 2 (26), 2018

 

Д. В. Иванов,

НГПУ, Новосибирск,

ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

В статье рассматриваются ведущие идеи одного из видных деятелей российского просветительства А. С. Лубкина, внесшего свой вклад не только в развитие отечественной психологической мысли в самом начале XIX столетия, но и в формирование самой системы психологических понятий в России. В его жизнетворчестве выделяются два больших этапа. Первый из них (1792–1801) связан с его становлением как философа и философствующего психолога, прохождением лет ученичества и опробованием себя в качестве учителя и наставника. Второй этап (1801–1815) — когда у него появляется возможность не только обобщить свои философские и психологические идеи и взгляды, но также текстуально их представить для широкой аудитории.

Лубкин работал над созданием целостной концепции, способной объяснить в нем, определить место человека в мире, решить вопрос рационального и чувственного. Психологические вопросы явились основанием этой концепции, они придавали ей законченность. В своих психологических умозаключениях он следовал традиции, пришедшей из философского века (А. С. Пушкин) вместе с творчеством В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова. Я. П. Козельского, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева. Лубкин, выступающий продолжателем сенсуалистической теории мировосприятия, и сам формировал традицию критического рассмотрения достижений мировой философской (и психологической) мысли, в частности кантианских методологических посылок, не позволявших выходить на уровень построения материалистически ориентированной психологической теории.

В своих сочинениях Лубкин использует понятие «психология», прочно вводя его в профессиональный тезаурус своего времени. Он обращается к описанию психологических феноменов (ощущений, восприятия, представлений, памяти, воображения, внимания, мышления, эмоций, воли, речи). Здесь прослеживается система понятий, свойственная тому времени.

Важным концептом лубкинской системы психологических взглядов является человеческое мышление, умственное познание. Просветитель искал способы усовершенствовать организацию «умствования» и развития правильного мышления человека. Лубкин уверен в самой идее развития мышления от самых простейших начал до глубоких и истинных умозаключений в рассуждениях человека.

Показательным является также то, что мыслитель отмечает выраженные индивидуальные различия у людей, имеющих различный природный потенциал в проявлениях памяти, воображения, мышлении и т. д.

Согласно взглядам Лубкина, человек способен бороться за осуществление своей собственной жизни, достичь истинного благополучия, «приличного» его духовной природе. Критерием и условием борьбы становится нравственное усовершенствование собственной природы человека.

В статье для систематизации основных материалов и источников применяется историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, а также психологическая интерпретация идей и взглядов российского просветителя.

 

Ключевые слова: психология; кардиогностический принцип; естество; человеческая природа; потенциал человека; система психологических понятий; концепция; словопрения; борьба; человек борющийся; истинное благополучие.

 

Для цитаты: Иванов Д. В. Психологическая мысль в России начала XIX века. А. С. Лубкин // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 76–93. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.08

 

Иванов Денис Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: ivanovdirkutsk@yandex.ru

 

 

 

Литература

 

1. Ананьев Б. Г. Русская научная психология и ее роль в мировой психологической науке // Советская педагогика. 1945. № 3. С. 47–56.

2. Ананьев Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков: монография. М.: ОГИЗ, 1947. 168 с.

3. Артемьева Т. В. История метафизики в России XVIII века: монография. СПб.: Алетейя, 1996. 320 с.

4. Беркович Э. Л. Очерки по истории психологии в России в XVIII и первой половине XIX в.: дис. … канд. пед. наук. Чкалов, 1939. 280 с.

5. Бойко В. А. Кант и русская философская культура, XVIII – первая четверть XIX в.: дис. … канд. культурологии. Новосибирск, 1998. 191 с.

6. Всемирная история: в 10 т. / отв. ред. Н. А. Смирнова. Т. 6. М.: Изд-во социально-экономической лититературы, 1959. 830 с.

7. Вульфович А. М. Критический био-библиографический обзор русской психологической литературы первой половины XIX века: дис. … канд. пед. наук. Л., 1945. 821 с.

8. Греч Н. И. Записки о моей жизни. СПб.: Изд. А. С. Суворина, 1886. 504, XLVII, 26 с.

9. Дессуар М. Очерк истории психологии: пер. с нем.: монография. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. 256 с.

10. Загоскин Н. П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования. 1804–1904 гг. Т. 1. Введение и часть первая (1804–1814): монография. Казань: Типо-литогр. Имп. Казан. ун-та, 1902. XLV, 567, XIX, IV, [1] с.

11. Зарипов М. М. Философская и социологическая мысль в Казанском университете (10–60-е гг. XIX в.): автореф. … дис. канд. философ. наук. М.. 1991. 21 с.

12. Зверев В. М. Философия в России до и после «суда» над профессорами Петербургского университета (к проблеме общей закономерности духовной жизни русского общества первой трети XIX века) // Вестник Ленингр. ун-та. Сер. экономики, философии и права. 1969. № 5. Вып. 1. С. 97–106.

13. Иванов Д. В. Психологическая мысль в России начала XIX века. А.П. Куницын // Системная психология и социология. 2016. № 2 (18). С. 96–108.

14. Иванов Д. В. Психологическая мысль в России конца XVIII – начала XIX века. В. Ф. Малиновский // Системная психология и социология. 2018. № 3 (27). С. 110–129.

15. Каменский З. А. И. Кант в русской философии начала 19 века // Вестник истории мировой культуры. 1960. № 1. С. 49–66.

16. Каменский З. А. О развитии диалектических идей в русской философии начала XIX века // Вопросы философии. 1964. № 8. С. 117–126.

17. Каменский З. А. Философские идеи русского Просвещения (деистическо-материалистическая школа): монография. М.: Мысль, 1971. 398 с.

18. Кант И. Собрание соч.: в 6 т. / под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги. Т. И. Озейрмана. Т. 3: Критика чистого разума. М.: Мысль, 1964. 798 с.

19. Карамзин Н. М. Избранные сочинения: в 2 т. Т. 1. М.–Л.: Худ. лит., 1964. 812 с.

20. Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. / под ред. В. Л. Яника; послесл. и коммент. Р. А. Киреевой. Т. 9. М.: Мысль, 1990. 525, [1] с.

21. Кондаков И. М. Метафизика души в произведениях русских мыслителей XVIII–XIX вв. // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 6. С. 89–96. 22. Кошелева О. Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI–XVIII вв.). М.: Изд-во УРАО, 2000. 320 с.

23. Кравец И. Н. «Письма о критической философии» А. С. Лубкина // Вопросы философии. 1952. № 6. С. 151–154.

24. Крыштоп Л. Э. Учение о постулатах в философии Канта: автореф. … дис. канд. философ. наук. М., 2013. 26 с.

25. Лубкин А. С. Письма о критической философии // Северный вестник. 1805. Ч. VIII (Август). С. 183–199.

26. Лубкин А. С. Письма о критической философии // Северный вестник. 1805. Ч. IX (Сентябрь). С. 300–315.

27. [Лубкин А. С.] Начертание логики. СПб.: В тип. Ф. Дрехслера, 1807. XVI, 293, [3] с.

28. Лубкин А. С. Начертание логики. М.: ЛКИ, 2019. 128 с.

29. Марков Н. В. Философское значение теоретического наследия Н.И. Лобачевского // Вопросы философии. 1956. № 2. С. 132–141.

30. Марков Н. В. Н. И. Лобачевский — великий русский ученый. М.: Знание, 1956. 56 с.

31. Наследник рано встал и за уроки сел… Как учили и учились в XVIII в.: сборник. М.: ЛомоносовЪ, 2015. 224 с.

32. Платон. Сочинения: в 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. 611 с.

33. Поэты-радищевцы: сборник / вст. ст., подгот. теста и прим. В. Н. Орлова. Л.: Советский писатель, 1961. 428 с.

34. Психологическая мысль России: век Просвещения: монография / отв. ред. В. А. Кольцова. СПб.: Алетейя, 2001. 376 с.

35. Пушкин А. С. Собрание соч.: в 10 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1974. 744 с.

36. Радищев А. Н. Избранные сочинения / вступ. ст. Г. П. Макогоненко. М.–Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1949. LXIII, 856 с.

37. Романова Е. С., Рыжов Б. Н. История психологии с системных позиций // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 5–15.

38. Русские просветители (от Радищева до декабристов): в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1966. 480 с.

39. Рыбников Н. А. Психология как предмет преподавания (в высшей дореволюционной школе) // Советская педагогика. 1943. № 4. С. 42–49.

40. Рыжов Б. Н. История психологической мысли. Пути и закономерности. М.: Воен. издат, 2004. 240 с.

41. Рыжов Б. Н. Системная психология: монография. 2-е изд. М.: Т8 Издательские технологии, 2017. 356 с.

42. Сахаров А. М., Муравьёв А. В. Очерки русской культуры IX–XVII. М.: Упедгиз, 1962. 348 с.

43. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР: монография. М.: Педагогика, 1975. 352 с.

44. Соколов М. В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI–XVIII веках: монография. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 420 с.

45. Старшинов Н. И. Организационно-педагогическая деятельность Н.И. Лобачевского: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2001. 229 с.

46. Субботина Л. Ю. Развитие предмета и метода психологии спосбностей (в отечественной науке с XVIII по XX век): автореф. … дис. канд. психол. Л., 1986. 21 с.

47. Тузов Л. Л. Из истории философской мысли в Казанском университете. Полемика А.С. Лубкина против кантовской философии // Уч. зап. Казан. ун-та. 1956. Т. 116. Кн. 5. С. 268–272.

48. Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. I / [отв. ред.-сост., коммент., археограф. работа Т. Г. Щедрина]. М.: РОССПЭН, 2008. 592 с.

49. Энциклопедический словарь: в 86 т. / изд.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. 18. СПб.: Семеновская типо-литография (И. А. Ефрона), 1896. 480 с.

50. Якунин В. А. История психологии. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. 379 с.

51. Ярошевский М. Г. История психологии: монография. 3-е изд., перераб. М.: Мысль, 1985. 575 с.