PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №35 2020

Психологические исследования

Preuss F., Perevozkina Yu. M. Interconnection and typeof social relations of role socialization system formation: metasystem approach (с переводом на русский язык)
Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации
Синбухова Е. В., Занковский А. Н. Психологические аспекты врачебных ошибок
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника (продолжение, начало см. № 2 (34), 2020)
Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума
Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России в конце XVIII века. И. М. Кандорский (продолжение, начало см. 2018, № 3 (27))
Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 3 (35)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Е. А. Пономарева, Д. И. Пономарева, ВКЛАД А. Д. ГЛОТОЧКИНА В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Журнал » 2019 №31 : Е. А. Пономарева, Д. И. Пономарева, ВКЛАД А. Д. ГЛОТОЧКИНА В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
    Просмотров: 124

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.07

 

ВКЛАД А. Д. ГЛОТОЧКИНА В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Е. А. Пономарева,

МГПУ, Москва,

PonomarevaEA@mgpu.ru,

 

Д. И. Пономарева,

МАИ, Москва,

Di37tap1@mail.ru

 

Статья посвящена Алексею Даниловичу Глоточкину (1925–2007) — известному ученому, который внес существенный вклад в развитие военной, социальной и пенитенциарной отечественной психологии. Методологические подходы А. Д. Глоточкина в современных условиях являются востребованными, находя свое воплощение в исследованиях нового поколения ученых.

Доктор психологических наук, профессор, генерал-майор в отставке А. Д. Глоточкин относился к числу тех уникальных специалистов-практиков, кто начал многопланово исследовать сущность социально-психологических факторов межличностного взаимодействия в воинских коллективах. Его личный военный опыт в сочетании с талантом ученого имели огромное значение для актуализации изучаемых в армии психологических проблем.

Он был одним из разработчиков системы методов эффективной психологической подготовки личного состава к боевым действиям, а также процедуры профессионального психологического отбора в армии. А. Д. Глоточкин провел широкомасштабный мониторинг социально-психологических аспектов межличностного и профессионального взаимодействия в войсковых частях и подразделениях. Полученные данные, впервые представленные в докторской диссертации в обобщенном и структурированном виде, стали уникальной научно-методической платформой для написания учебников и монографий [2; 12]. Многие поколения курсантов и слушателей имели возможность получения системных знаний в сфере психологии воинских коллективов, а также военной психологии и педагогики.

Наряду с этим большой научный интерес для Алексея Даниловича представляла работа по созданию концептуального базиса пенитенциарной теории и практики. Написанные им в соавторстве учебные пособия для слушателей вузов МВД СССР по исправительно-трудовой психологии в течение многих лет были широко востребованы в образовательном процессе подготовки высококвалифицированных сотрудников отечественной уголовно-исполнительной системы.

Учебные и методические пособия, монографии, статьи и научно-популярные очерки профессора А. Д. Глоточкина и в наше время являются актуальными для специалистов разных профилей. Его труды, переведенные на многие языки мира, изданы в США, странах Европы и Латинской Америки, Азии и Африки.

 

Ключевые слова: воинский коллектив; военная психология; межличностные отношения; исправительно-трудовая психология; психологическое сопровождение; девиантное поведение; агрессия подростков; психическое здоровье; педагоги.

 

Для цитаты: Пономарева Е. А., Пономарева Д. И. Вклад А. Д. Глоточкина в развитие отечественной психологии // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 68–75. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.31.3.07

 

Пономарева Елена Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: PonomarevaEA@mgpu.ru

 

Пономарева Диана Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института (Национального исследовательского университета), Москва.

E-mail: Di37tap1@mail.ru

 

 

 

Литература

 

1. Военная психология: учебник / под ред. В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К. Платонова. М.: Военное издательство, 1972. 400 с.

2. Глоточкин А. Д. О формировании психологии первичного коллектива. М.: Знание, 1972. 45 с.

3. Глоточкин А. Д. К вопросу о динамической функциональной структуре личности. Славянск: Мистецтво, 1991. 185 с.

4. Глоточкин А. Д. Социальная психология и практика. (Избранные публикации). Уфа: УТИС, 2001. 120 с.

5. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. М.: Академия МВД СССР, 1974. 428 с.

6. Глоточкин А. Д. Развитие представлений К. К. Платонова о структуре личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований / под ред. А. Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 85–91.

7. Исправительно-трудовая психология: учеб. пособие для слушателей вузов МВД СССР / под ред. К. К. Платонова, А. Д. Глоточкина, К. Е. Игошева. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. 360 с.

8. Поздняков В. М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: монография. М.: Изд-во Акад. управления МВД России, 2000. 270 c.

9. Пономарева Е. А., Пономарева Д. И. Психологическое сопровождение коррекционно-развивающего обучения подростков-делинквентов с агрессивным поведением // Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества. К 10-летию журнала «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы». М.: Социальное здоровье России, 2004. С. 67.

10. Психология воинского коллектива: монография / А. В.Барабанщиков, А. Д. Глоточкин, Н. Ф. Феденко, В. В. Шеляга. М.: Военное издательство, 1967. 252 с.

11. Психология XXI века: учебник / под ред. В. Н. Дружинина. М.: ПЕРСЭ, 2003. 863 с.

12. Ahalt C., Haney Cr., Rios S., Fox Matthew P., Farabee D., Williams B. Reducing the use and impact of solitary confinement in corrections// International Journal of Prisoner Health, 2017. Vol. 13. Issue: 1. P. 41–48. URL: http://doi.org/10.1108/IJPH-08-2016-0040.

13. Ainspan N. D., Penk W., Kearney L. K. Psychosocial approaches to improving the military-to-civilian transition process // Psychological Services. 2018. Vol. 15 (2). P. 129–134. URL: http://dx.doi.org/10.1037/ ser0000259.

14. Bethune S. Teen stress rivals that of adults // Monitor on Psychology 2014. Vol. 45 (4). P. 20. URL: http://www.apa.org/monitor/2014/04/teen-stress.aspx.

15. Clay Z., Ravaux L., Waal Frans B. M., Zuberbühler K. Bonobos (Pan paniscus) vocally protest against violations of social expectations // Journal of Comparative Psychology, 2016. Vol. 130 (1). P. 44–54. URL: http://www.apa.org/pubs/journals/features/com-coma0040088.pdf.

16. Goodwin Gerald F., Blacksmith N., Coats, Meredith R. The science of teams in the military: Contributions from over 60 years of research // American Psychologist. 2018. Vol. 73 (4). P. 322–333. DOI 10.1037/ amp0000259/ URL: https://www.apa.org/pubs/journals/releases/amp-amp0000259.pdf.

17. Konold T., Cornell D., Huang F., Meyer P., Lacey A., Nekvasil E., Shukla K. Multilevel multi-informant structure of the authoritative school climate survey // School Psychology Quarterly. 2014. Vol. 29. P. 238–255. URL: http://dx.doi.org/10.1037/spq0000062.

18. Mok C., Weaver C., Rosenthal J., Pettis T., Wickham R. Augmenting Veterans Affairs policemental health response: Piloting diversion to health care as risk reduction // Journal of Threat Assessment and Management. 2018. Vol. 5 (4). P. 227–237. URL: http://dx.doi.org/10.1037/tam0000112.

19. Nekvasil E. K., Cornell D. G. Student threat assessment associated with safety in middle schools // Journal of Threat Assessment and Management. 2015. Vol. 2 (2). P. 98–113. URL:http://www.apa.org/pubs/ journals/features/tam-tam0000038.pdf.

20. Psick Z., Simon Jon., Brown R., Ahalt C. Older and incarcerated: policy implications of aging prison populations// International Journal of Prisoner Health, 2017. Vol. 13. Issue: 1. P. 57–63. URL:http://doi. org/10.1108/IJPH-09-2016-0053.

21. Shilpi P. Behavioral therapy for children with emotional disorders // SOJ Psychology 2017. Vol. 2. P. 1–2. URL: http://symbiosisonlinepublishing.com/psychology/psychology41.pdf.