PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №35 2020

Психологические исследования

Preuss F., Perevozkina Yu. M. Interconnection and typeof social relations of role socialization system formation: metasystem approach (с переводом на русский язык)
Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации
Синбухова Е. В., Занковский А. Н. Психологические аспекты врачебных ошибок
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника (продолжение, начало см. № 2 (34), 2020)
Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума
Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России в конце XVIII века. И. М. Кандорский (продолжение, начало см. 2018, № 3 (27))
Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 3 (35)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Е. С. Романова, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОПИСАНИЯ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Журнал » 2019 №31 : Е. С. Романова, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОПИСАНИЯ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
    Просмотров: 133

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.06

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОПИСАНИЯ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

 

Е. С. Романова,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru

 

В статье представлен анализ психологических приемов, которые использовал Ф. М. Достоевский при описании своих героев. Автор рассматривает характеры и поступки героев, анализируя особенности их монологов и диалогов, связь внешних проявлений с внутренними переживаниями. Портретным описаниям автор придает особое значение, подчеркивая их роль в раскрытии внутреннего мира героев. Изменение внешности, по мнению автора, тоже может характеризовать персонажа, потому отмечаемые подобные описания рассматриваются и как приемы представления героя, и как способы выражения его эмоций.

Особое значение автор придает речи персонажей, что и как они говорят и как определяют себя и других. Оценочная коннотация в детерминантах, часто встречающаяся и в речи персонажей, и в повествовании самого автора, ориентирует читателя и выстраивает в его сознании картину взаимоотношений в художественном мире писателя. Представляя своих героев, Достоевский может прямо их характеризовать, и в этом случае чаще всего проясняется и его отношение к ним. С мастерством наитончайшего художника-психолога Достоевский незаметно вселяет в читателя свои симпатии и антипатии в отношении тех или иных людей и явлений. Писатель может определить персонажей прямо, через речь других героев или через их собственную речь, поэтому некоторые из эпитетов, не будучи принадлежностью авторского слова, тем не менее в соответствии с контекстом точно передают отношение художника и его видение.

По мнению автора, прямыми, хотя и не всегда однозначно понимаемыми в силу образности, определениями персонажей становятся говорящие имена, сравнения и сны. Имена превращаются не столько в сознательный литературный прием, сколько в неотъемлемую часть образа. В силу того, что человек всегда соответствует своему имени, Достоевский называет героев так, что можно угадать его характер или поведение в отношении других людей. Сюда же примыкают и постоянно повторяющиеся определения героев, к которым относятся и метафоры, и сравнения, и прямые наименования, отражающие свойственную человеку черту, обычно наиболее яркую. Автор также обращает внимание на описания пространства, в котором живут герои Достоевского.

Целью статьи является исследование психологических приемов, раскрывающих внутренний мир героев Достоевского.

Таким образом, психологический подход к анализу произведений Достоевского позволяет глубже понять мотивы поступков его героев, способствует неоднозначной оценке их личности, что приводит читателя к новому осмыслению творений автора.

 

Ключевые слова: психологический анализ; психологические приемы; творчество; внутренний мир; психологический портрет; описание персонажа.

 

Для цитаты: Романова Е. С. Психологические приемы описания героев в произведениях Ф. М. Достоевского // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 55–67. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.31.3.06

 

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, исполняющий обязанности директора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, заведующая кафедрой общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

 

 

 

Литература

 

1. Алексеев П. В. Ф. М. Достоевский и восток. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2017. 152 с.

2. Бурсов Б. И. Личность Достоевского. Роман-исследование. Л.: Сов. писатель,1979. 679 c.

3. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. 344 с.

4. Достоевский. Материалы и исследования. Т. 21 / под ред. Н. Буданова, К. Баршт. СПб.: НесторИстория, 2016. 529 с.

5. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1972–1986.

6. Гроссман Л. Бальзак и Достоевский // Журнал искусства и литературы. 1914. Май. № 5. С. 87–96.

7. Историогенез и современное состояние российского менталитета / отв. ред. В. А. Кольцова, Е. В. Харитонова. М.: Институт психологии РАН, 2015. С. 321–331.

8. Касаткина Т. А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф. М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 c.

9. Кольцова В. А., Холондович Е. Н. Воплощение духовности в личности и творчестве Ф. М. Достоевского. М.: Институт психологии РАН, 2013. 304 с.

10. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 544 с.

11. Мейер Г. А. Свет в ночи: (О «Преступлении и наказании»): Опыт медленного чтения. Франкфурт-на-Майне. Посев, 1967 г. 518 с.

12. Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. М.: Аспект Пресс, 2011. 400 с.

13. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

14. Рябов В. В., Романова Е. С. Психографические аспекты в творчестве Ф. М. Достоевского. М.: МГПУ, 2007. 176 с.

15. Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Избранные труды: в 2 т. Т. 1. М., Педагогика, 1985. 328 с.

16. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 90 т. М.: Художественная литература, 1937. Т. 47. 637 с.

17. Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М.: Наука, 1964. 158 с.

18. Berdyaev N. Dostoevsky: an interpretation / trans. by D.Attwater. San Rafael: Semantron Press, 2009. 576 p.

19. Malmberg C.-J. Stjärnan i foten [The star in the foot]. Stockholm: W&W, 2013. 635 p.

20. Scruton R. The Soul of the World. Princeton: Princeton University Press, 2014. 216 p.

21. Williams R. Dostoevsky: language, faith and fiction. London: Continuum, 2008. 300 p.

22. Horvath Gesa S. Dostoevsky’s idea of the Golden age. Modern subjectivity in philosophical and poetic perspective (Demons) // Dostoevsky Journal. 2017. V. 18. № 1 (Jan 2017). P. 37–48.

23. Jensen K. A. Nietzsche and Dostoevsky: on the verge of nihilism // Dostoevsky Journal. 2018. V. 19. № 1 (Dec 2018). P. 85–89.

24. Meacham W. A Case Study in Human Behaviour, Motivation and Abnormal Psychology of Fyodor Dostoyevsky // Owlcation. Psychology. Jun. 2016. URL: https://owlcation.com/social-sciences/AbnormalPsychology-Case-Study-of-Fyodor-Dostoyevsky (дата обращения: 25.01.2019)