Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Ю. А. Шулекина, СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал » 2019 №31 : Ю. А. Шулекина, СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    Просмотров: 876

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.05

 

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Ю. А. Шулекина,

МГПУ, Москва,

Juliah@mgpu.ru

 

Статья рассматривает проблему чтения учебника как важнейший компонент системной организации учебной деятельности младших школьников. Изучение ее психологической платформы — знаково-символической деятельности — необходимо для понимания возникающих у учащихся разных классов трудностей, а также моделирования психолого-педагогической помощи таким детям. Инструментом изучения знаково-символической деятельности младших школьников стал разработанный автором опросник, апробированный на большой выборке учащихся.

В исследовании было выдвинуто предположение о том, что с каждым годом обучения на ступени начального общего образования у учащихся совершенствуются различные компоненты знаково-символической деятельности, которая выступает необходимым условием для развития учебной деятельности и, как следствие, расширяет возможности учащихся в овладении учебными компетенциями. В качестве результатов исследования представлен материал эмпирического характера (результаты опросов) по проблеме отношения учащихся 1–4 классов к чтению учебника как специфической знаково-символической деятельности. Полученные результаты исследования позволили проследить развитие компонентов знаково-символической деятельности у учащихся начальной ступени обучения. Важнейшим выводом стало заключение о том, что развитие знаково-символической деятельности протекает неравномерно, что свидетельствует о разной готовности детей быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям информационно-образовательной среды, в том числе мультимодальной природы. Тем не менее к концу обучения на ступени начального общего образования учащиеся полностью усваивают традиционную модель учебной деятельности: их опыт и усвоенные умения позволяют решать задачи в соответствии с учебными целями. В то же время учащиеся не пользуются в полной мере мультимодальными ресурсами учебника, зачастую относя их к семиотическому шуму, а иногда и прямо избегая их.

 

Ключевые слова: знаково-символическая деятельность; чтение учебника; учебная деятельность; общеучебные умения работы с учебником; специфические умения работы с учебником; мультимодальная грамотность; младший школьник.

 

Для цитаты: Шулекина Ю. А. Специфика развития знаково-символической деятельности младших школьников // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 46–54. DOI 10.25688/2223- 6872.2019.31.3.05

 

Шулекина Юлия Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: Juliah@mgpu.ru

 

 

 

Литература

 

1. Андреева В. А. Особенности системы иллюстрирования в дизайн-концепции школьного учебника // Текст. Книга. Книгоиздание. 2013. № 1 (3). С. 75–82.

2. Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня: монография / под науч. рук. Г. Г. Граник; отв. ред. Н. А. Борисенко. М.; СПб.: Нестор-История, 2018. 320 с.

3. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113.

4. Поздеева С. И. К проблеме формирования у младших школьников умений работать с информационными текстами // Вестник ТГПУ. 2016. № 5 (170). С. 28–31.

5. Ромашина Е. Ю. Взаимосвязи текста и визуального ряда в российских школьных учебниках рубежа XIX – XX в. // Проблемы современного образования. 2014. № 6. С. 135–148.

6. Современные технологии работы с учебником в инклюзивном образовании: учеб.-метод. пособие. М.: МГПУ, 2018. 100 с.

7. Турчин А. С. Формирование деятельности со знаково-символическими средствами как условие психолого-акмеологического развития личности обучаемых: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Кострома, 2011. 44 с.

8. Цветков А. В. Об универсальной структуре знаково-символической деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 75. С. 266–271.

9. Шулекина Ю. А. Современные тенденции модернизации учебного текста в условиях инклюзивного образования // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2014. № 2 (12). С. 32–42.

10. Aerila J.-A., Merisuo-Storm T. Emergent readers and the joy of Reading: A finnish perspective // Creative Education. 2017. № 8. P. 2485–2500.

11. Bintz W. P., Ciecierski L., Moore S. D., Nageldinger J. K., Scullin B. L., Baron H.-L. M., Berndt R. New Potentials for Making Meaning with Picture Books // Making meaning — literacy in action. Book of abstracts. FinRa, Тurku, Finland. 2016. P. 42.

12. Blanchard J., Long R., Mangen A., Walgermo B. R., Brønnick K. Reading linear texts on paper versus computer screen: Effects on reading comprehension // International Journal of Educational Research. 2013. № 58. P. 61–68.

13. Deguara Jo., Nutbrown C. Signs, symbols and schemas: understanding meaning in a child’s drawings // International Journal of Early Years Education. 2018. Vol. 26. № 1. P. 4–23.

14. English language arts and literacy. Massachusetts Curriculum Framework. Malden, MA: Massachusetts Department of Elementary and Secondary Education, 2017. 193 p.

15. Kress G. Multimodality: A social semiotic to contemporary Communication. London: Routledge, 2009. 236 p.

16. Jing Liu. Visual images interpretive strategies in multimodal texts // Journal of Language Teaching and Research. 2013. Vol. 4. № 6. P. 1259–1263.

17. Jo Shan Fu. ICT in Education: A critical literature review and its implications // International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology. 2013. Vol. 9. Issue 1. P. 112–125.

18. O’Halloran K. L., Lim F. V. Dimensioner of Multimodal Literacy // Viden om Læsning. 2011. № 10. P. 14–21.

19. Shulekina Ju. Language competence of children with speech disorders (interdisciplinary aspect) // Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. 2012. № 3. С. 34–38.

20. Unsworth L. Towards a metalanguage for multiliteracies education: Describing the meaning-making resources of language-image interaction // English teaching: Practice and critique. 2006. Vol. 5. № 1. P. 55–76.