1. Системная психология и социология
  2. »
  3. Статьи журнала
  4. »
  5. 2019 №31
  6. »
  7. В. П. Шейнов, АССЕРТИВНОСТЬ, НЕЗАЩИЩЕННОСТЪ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИНДИВИДОВ
В. П. Шейнов, АССЕРТИВНОСТЬ, НЕЗАЩИЩЕННОСТЪ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИНДИВИДОВ
Просмотров: 1986

 

УДК 159.9

 

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.04

 

 

 

АССЕРТИВНОСТЬ, НЕЗАЩИЩЕННОСТЪ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ИНДИВИДОВ

 

 

 

В. П. Шейнов,

 

БГУ, Минск, Республика Беларусь,

 

sheinov1@mail.ru

 

 

 

В статье рассматривается проблема возможной взаимосвязи ассертивности и незащищенности индивидов от манипуляций с эмоциональным интеллектом человека. Использованы методики: авторский тест ассертивности, авторская методика оценки незащищенности от манипуляций, тест эмоционального интеллекта Н. Холла. Установлено, что ассертивность положительно связана с интегративным показателем эмоционального интеллекта. Тем самым для русскоязычного социума подтверждена справедливость включения ассертивности в модель эмоционального интеллекта (ESI) Р. Бар-Она. Ассертивность юношей сильнее, чем у девушек, положительно связана со следующими качествами: интегративным показателем эмоционального интеллекта, управлением своими эмоциями и самомотивацией. Распознавание эмоций других людей несколько сильнее связано с ассертивностью у девушек, чем у юношей. У курсантов ассертивность положительно коррелирует с интегративным показателем эмоционального интеллекта, с самомотивацией и эмоциональной осведомленностью. Ассертивность педагогов-руководителей положительно связана с интегративным показателем эмоционального интеллекта и всеми его составляющими, кроме эмоциональной осведомленности. Защищенности от манипуляций юношей и девушек способствует их эмоциональная осведомленность.

 

Ассертивность студентов и их защищенность от манипуляций положительно коррелируют с их удовлетворенностью от выбранной профессиональной сферы, жизни в целом и академической успеваемостью. Удовлетворенность руководителей педагогических коллективов выбором профессии учителя, занимаемой должностью и жизнью в целом находятся в сильной положительной связи между собой. Для девушек нехарактерно агрессивное, а для юношей в еще большей степени — пассивное поведение. Распределение педагогов и студенток по типам поведения весьма схожее.

 

 

 

Ключевые слова: ассертивность; незащищенностъ от манипуляций; манипуляции; эмоциональный интеллект; индивид; студенты; курсанты; педагоги.

 

 

 

Для цитаты: Шейнов В. П. Ассертивность, незащищенностъ от манипуляций и эмоциональный интеллект индивидов // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 38–45. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.31.3.04

 

 

 

Шейнов Виктор Павлович, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы Белорусского государственного университета, Минск, Республика Беларусь.

 

E-mail: sheinov1@mail.ru

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

 

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2007. 688 с.

 

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 672 с.

 

3. Диагностика эмоционального интеллекта / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002. C. 57–59.

 

4. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования: сб. ст. / Институт психологии Российской академии наук; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М., 2004. С. 29–36.

 

5. Наследов А. Д. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2007. 416 с.

 

6. Стейн С. Дж., Бук Г. И. Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. Киев: Баланс Бизнес Букс, 2007. 384 с.

 

7. Шейнов В. П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии. 2014 (а). № 2. С. 107–116.

 

8. Шейнов В. П. Социальные взаимодействия ассертивной личности с окружающими людьми // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 47–57.

 

9. Шейнов В. П. Разработка опросника для оценки степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 147–154.

 

10. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicothema. 2016. № 18. P. 13–25.

 

11. Beldoch M. Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication / ed. by J. R. Davitz et al // The Commmmunication of Emotional Meaning. McGrow-Hill, 2004. P. 31–42.

 

12. Mayer J. D., Roberts R. D., Barasade S. G. Human abilities: Emotional intelligence // Annual Review of Psychology. 2008. Vol. 59. P. 507–536. DOI: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093646

 

13. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? // American Psychologist. 2008. № 63 (6). P. 503–517.

 

14. Tolegenova A. A., Jakupo, S. M., Chung M. C., Saduova S., Jakupov M. S. A theoretical formation of emotional intelligence and childhood trauma among adolescents // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. № 69. P. 1891–1894. International Conference on Education and Educational Psychology (ICEEPSY 2012). DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.12.142