PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №35 2020

Психологические исследования

Preuss F., Perevozkina Yu. M. Interconnection and typeof social relations of role socialization system formation: metasystem approach (с переводом на русский язык)
Романова Е. С. Формирование социальных качеств студентов, обеспечивающих им преимущества в конкурентных сегментах рынка труда
Эксакусто Т. В., Кибальченко И. А. Факторные структуры интеллектуально- личностного ресурса молодых людей
Кормачёва И. Н. Системные представления об эмоциональных, волевых и мотивационных детерминантах прокрастинации
Синбухова Е. В., Занковский А. Н. Психологические аспекты врачебных ошибок
Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Концептуальные основы профессиональной подготовки воспитателя к познанию дошкольника (продолжение, начало см. № 2 (34), 2020)
Шейнов В. П. Адаптация и валидизация опросника «Шкала зависимости от смартфона» для русскоязычного социума
Семенова Л. Э., Семенова В. Э. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и самоизоляция в восприятии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Системные идеи в психологической мысли России в конце XVIII века. И. М. Кандорский (продолжение, начало см. 2018, № 3 (27))
Лемиш В. В. Системно-психологический подход к проблемам психологии старения в трудах Б. Г. Ананьева

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 3 (35)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Е. Ю. Коржова, А. Б. Веревкина, СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ: ЗАПАДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОДЫ

Журнал » 2019 №31 : Е. Ю. Коржова, А. Б. Веревкина, СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ: ЗАПАДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОДЫ
    Просмотров: 136

 

УДК 159.9

 

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.02

 

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ: ЗАПАДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОДЫ

 

 

 

Е. Ю. Коржова,

 

А. Б. Веревкина,

 

РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург,

 

elenakorjova@gmail.com

 

verasovna@gmail.com

 

 

 

В статье представлен анализ подходов западной и отечественной психологии, послуживших основой становления направления «психология жизненного пути личности». Жизнь человека являлась предметом анализа в различных культурах и традициях, по-разному понимавших природу и назначение человека. В связи с этим выделена специфика западных и отечественных подходов на основе анализа классических и современных исследований. Для западных подходов к психологии жизненного пути характерен акцент на творческом или адаптивном его начале. Это может быть показано на примере гуманистической психологии и ситуационного подхода. В отечественных подходах преимущественно реализуется целостное понимание жизненного пути как интегративного образования, что показано в рамках субъектного подхода. Концепция человека, опирающаяся на традиции разработки психологии субъекта С. Л. Рубинштейном в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена, реализуется в современных теоретических исследованиях сотрудников кафедры психологии человека и создании ими психодиагностических методик. Выделение моделей личности как наиболее общих закономерностей ее бытия позволяет показать, что в отечественных подходах к психологии жизненного пути представлено его более целостное понимание по сравнению с западными. Модели описывают бытие личности разной направленности. Жизненный путь интегрируется жизненными ориентациями, которые отражают ту или иную направленность личности и проявляются в ее отношениях к миру и поступках. Многомерность жизненного пути побуждает к исследованию различных линий осмысления его протекания.

 

 

 

Ключевые слова: жизненный путь; личность; жизненные ориентации; направленность; модели личности.

 

 

 

Для цитаты: Коржова Е. Ю., Веревкина А. Б. Становление психологии жизненного пути личности: западный и отечественный подходы // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 18–25. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.31.3.02

 

 

 

Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.

 

E-mail: elenakorjova@gmail.com

 

 

 

Веревкина Анна Борисовна, аспирант кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург.

 

E-mail: verasovna@gmail.com

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

 

1. Абульханова-Славская К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 5–18.

 

2. Боцманова М. Э., Гусева Е. П. Николай Александрович Рыбников (обзор архивных материалов) // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 96-109.

 

3. Гришина Н. В. Экзистенциальная психология. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2018. 494 с.

 

4. Интегративная психология жизненного пути / под ред. Е. Ю. Коржовой. СПб.: Стикс, 2016. 332 с.

 

5. Коржова Е. Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2016. 3-е изд. 468 с.

 

6. Логинова H. А. Cтановление понятийного аппарата биографической психологии // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2017. С. 169–176.

 

7. Мухамедзянова Ф. Г., Шабельников В. К., Осьмина Е. В., Коржова Е. Ю., Рудыхина О. В. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань: ТИСБИ, 2016. 252 с.

 

8. Пиаже Ж. Психология интеллекта: пер. с англ. и фр. СПб.: Питер, 2004. 192 с.

 

9. Практикум по психологии жизненных ситуаций / под ред. Е. Ю. Коржовой. СПб.: Стикс, 2016. 268 с.

 

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-еизд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

 

11. Alexandrova N. Personal subjectness and manifestations of anxiety in advanced and old age // Social competences, creativity and wellbeing: Proceeding of the interdisciplinary symposium. Plovdiv, Plovdiv University Press “Paisii Hilendarski”, 2015. P. 265–272.

 

12. Allen M., Walter E. Personality stability and change between age 12 and 14 predicts relationships, sexual activity and same-sex sexual attraction at age 14 // Journal of Research in Personality. 2018. Vol. 74. June. P. 95–101.

 

13. Bühler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. Göttingen: Hogrefe, 1959. 181 p.

 

14. Fleeson W., Noftle E. E. The end of the person-situation debate: an emerging synthesis in the answer to the consistency question // Social and Personality Psychology Compass. 2009. № 2 (4). P. 1667–1684.

 

15. Hurlock E. B. Developmental psychology a life-span approach. New Delhi: Tata Mcgraw Hill Publishing, 2016. 477 p.

 

16. Lewin K. Principles of topological psychology. New York; London: McGraw-Hill Book company, inc., 1936. 231 p.

 

17. Mischel W., Shoda Y., Ayduk O. Introduction to personality: Toward an integrative science of the person. 8th ed. New York: Wiley, 2007. 594 p.

 

18. Pecchioni L. L., Wright K. B., Nussbaum J. F. Life-span communication. Mahwah, New Jersey: Lawrence erlbaumassociate publishers, 2005. 454 p.

 

19. Santrock J. W. Life-span development. 15th ed. New York: Mc Graw-Hill Education, 2016. 755 p.

 

20. Smith G. C., Cichy K. E., Montoro-Rodriguez J. Impact of coping resources on the well-being of custodial grandmothers and grandchildren // Family Relations. Jul. 2015. Vol. 64. Iss. 3. P. 378–392.

 

21. Wahl H. Ecology of Aging // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2-nd ed. Oxford: Elsevier, 2015. P. 884–889.