Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

А. В. Карпов, Ю. М. Перевозкина,

Журнал » 2019 №31 : А. В. Карпов, Ю. М. Перевозкина,
    Просмотров: 1178

 

УДК 316.6

DOI 10.25688/2223-6872.2019.31.3.01

 

СТРУКТУРНО-ТЕМПОРАЛЬНАЯ СИСТЕМНОСТЬ РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

А. В. Карпов,

ЯрГУ им. П. Г. Демидова, Ярославль,

anvikar56@yandex.ru,

 

Ю. М. Перевозкина,

НГПУ, Новосибирск,

per@bk.ru

 

Социализация представляет сложный и многокомпонентный феномен, понимаемый и как процесс, и как результат. В рамках исследования структуры социализации приходится учитывать, что она объединяет несколько самостоятельных образований, характеризующихся, в свою очередь, поливариативностью. Такая постановка проблемы требует структурного анализа социализации как многомерного системного комплекса. Вторая сложность вытекает из понимания социализации как сложноорганизованного процесса взаимодействия со средой, вследствие чего она может быть отнесена к системам темпорального типа.

Целью исследования является раскрытие закономерностей ролевой социализации как системного комплекса темпорального типа. Социализация рассматривается с позиции системного подхода, постулирующего целостность и иерархичность любого образования рассматриваемого в виде системы. Раскрывается положение о том, что социализация — это система, функционирующая при постоянном обмене информацией между обществом, культурой и личностью на метасистемном уровне. С этих позиций ролевая социализация не является «истинной системой», а может быть представлена в виде системного комплекса, синтезирующего в себе ряд гетерохронных образований и их взаимодействие. Раскрывается тезис о ролевой социализации, воплощающей в себе черты системности особого типа — временнóго, — который выступает высшей формой диахронической организации системного комплекса. Анализируются закономерности и принципы ролевой социализации как системного комплекса темпорального типа.

На основе полученных результатов делается вывод, что ролевая социализация является многокомпонентным системным комплексом, относящимся к системам особого темпорального типа, использует в качестве механизма процессуальной организации не только синхроническую (структурно-содержательную) системность, но и диахроническую (временную) системность.

 

Ключевые слова: социализация; роли; диахрония; синхрония; темпоральность; системный комплекс.

 

Для цитаты: Карпов А. В., Перевозкина Ю. М. Структурно-темпоральная системность ролевой социализации // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 5–17. DOI: 10.25688/2223- 6872.2019.31.3.01

 

Карпов Анатолий Викторович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, Ярославль.

E-mail: anvikar56@yandex.ru;

ORCID ID: 0000-0003-4547-2848

 

Перевозкина Юлия Михайловна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой практической и специальной психологии, кандидат психологических наук, профессор кафедры практической и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: per@bk.ru;

ORCID ID: 0000-0003-4201-3988

 

 

 

Литература

 

1. Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 6–17.

2. Веккер Л. М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Смысл; Per Se, 2000. 685 с.

3. Головашина О. В. Темпоральность в исследованиях социального: конструирование времени и временем // Философия и общество. 2016. № 3. С. 42–56.

4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение. М.: Терра-Книжный клуб, 2008. 400 с.

5. Карпов А. В. Психология деятельности: в 5 т. Т. 3: Функциональные закономерности. М.: РАО, 2015. 496 с.

6. Карпов А. В., Карпов А. А. Методологические основы психологии образовательной деятельности: в 3 т. Т. 2: Когнитивное обеспечение. Ярославль: ЯрГУ, 2018. 388 с.

7. Кон И. С. Социологическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.

8. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Поилтиздат, 1980. 312 с.

9. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 180–188.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2005. 352 с.

11. Мид Дж. Сознание, самость и общность. М.: Директ-Медиа, 2007. 171 с.

12. Николаева Е. М. Социализация личности как самоорганизующаяся система-процесс // Гуманитарные науки. Философия. 2007. № 1. С. 65–72.

13. Парсонс Т. О структуре социальных действий. М.: Академ. проект, 2002. 880 с.

14. Перевозкина Ю. М. Системная модель социально-ролевого функционирования личности // Интеллект. Культура. Образование: материалы Междунар. науч. конф., посвященной 85-летию со дня рождения академика РАО И. С. Ладенко, с элементами научной школы для молодежи. М., 2018. С. 19–21.

15. Перевозкина Ю. М., Федосов В. Г., Прюс Ф. Функциональная организация импазо-ролевой социализации молодежи: метасистемный подход // Системная психология и социология. 2018. № 3 (27). С. 130–144.

16. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

17. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5–11.

18. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т 8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.

19. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 688 с.

20. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2003. 503 с.

21. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 544 с.

22. Anderson L., Brown McCabe D. A Coconstructed world: adolescent self-socialization on the Internet // Journal of Public Policy & Marketing. 2012. Vol. 31. Iss. 2. P. 240–253. DOI:10.1509/jPm.08.043. 10.1509/jPm.08.043.

23. Arnett J. J. College students as emerging adults: the developmental implications of the college context // Emerging Adulthood. 2016. Vol. 4. Iss. 3. P. 219–222. DOI: 10.1177/2167696815587422.

24. Bertalanffy L. General system theory — a new aproach to unity of science // Human Biology. 1951. Vol. 23. Iss. 4. P. 302–312.

25. Blumer H. Symbolic Interactionism: Perspective and Method. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1992. 224 p.

26. Brookes K., Davidson P. M., Daly J., Halcomb E. J. Role theory: a frame-work to investigate the community nurse role in contemporary health care systems // Con-temporary Nurse. 2007. Vol. 25. Iss. 1–2. P. 146–155. DOI: 10.5555/conu.2007.25.1-2.146.

27. Bugental D. B., Grusec J. E. Socialization Processes. Handbook of Child Psychology. 2006. Vol. 3: Social, Emotional and Personality Development / ed. by William Damon, Richard M. Lerner and Nancy Eisenberg. 6th ed., Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc. P. 366–428. DOI: 10.1002/9780470147658.chpsy0307.

28. Collins L. H. Creating gender role behavior: demonstrating the impact of power differentials // Teaching of Psychology. 2000. Vol. 27. Iss. 1. P. 37–40. DOI: 10.1207/S15328023TOP2701_8.

29. Gao H., Zhang H., Zheng D., Zhang L., Li Y. Finite-time event-triggered extended dissipative control for discrete time switched linear systems // International Journal of General Systems. 2019. Vol. 48. Iss. 5. P. 476–491. DOI: 10.1080/03081079.2019.1608983.

30. Johnson S. K., Buckingham M. H., Morris S. L. at all. Adolescents’ character role models: exploring who young people look up to as examples of how to be a good person // Research in Human Development. 2016. Vol. 13. Iss. 2. P. 126–141. DOI:10.1080/15427609.2016.1164552.

31. Kuczynski L., Parkin M. C. Agency and bidirectionality in socialization: interactions, transactions, and relational dialectics. Handbook of Socialization: Theory and Research / ed. by J. E. Grusec and P. D. Hastings, New York: Guilford Press, 2007. P. 259–283.

32. Linton R. The Study of Man. New York: APleton Century Crofts, Inc., 1936. 523 p.

33. Luhmann N. The World society as a social system // International Journal of General Systems. 1982. Vol. 8. Iss. 3. P. 131–138. DOI: 10.1080/03081078208547442.

34. Maccoby E. E. Historical Overview of Socialization Research and Theory. Handbook of Socialization: Theory and Research / ed. by Joan E. Grusec and Paul H. Hastings, 2nd ed., New York: The Guilford Press, 2007. P. 13–41.

35. Macfie J., Mcelwain N. L., Houts R. M., Cox M. J. Intergenerational transmission of role reversal between parent and child: Dyadic and family systems internal working models // Attachment & Human Development. 2005. Vol. 7. Iss. 1. P. 51–65. DOI: 10.1080/14616730500039663.

36. Muzzetto L. Time and meaning in Alfred Schutz // Time & Society. 2006. Vol. 15. P. 5–31. DOI: 10.1177/0961463X06061334.

37. Ostadhadi-Dehkordi S., Karimi Amaleh M. Dynamical systems and congruence relations // International Journal of General Systems. 2019. Vol. 48. Iss. 1. P. 66–79. DOI: 10.1080/03081079.2018.1524468.

38. Pouvreau D., Drack M. On the history of Ludwig von Bertalanffy’s. General Systemology, and on its relationship to cybernetics // International Journal of General Systems. 2007. Vol. 36. Iss. 3. P. 281–337. DOI: 10.1080/03081070601127961.

39. Sarbin T. R., Allen V. L. Role theory. Handbook of Social Psychology. Vol. 1. Reading: AddisonWesley, 1968. P. 488–567.

40. Spurlock J. Multiple roles of women and role strains // Health Care for Women International. 1995. Vol. 16. Iss. 6. P. 501–508. DOI: 10.1080/07399339509516205.

41. Taggar S., Seijts G. H. Leader and Staff Role-Efficacy as Antecedents of Collective-Efficacy and Team Performance // Human Performance. 2003. Vol. 16. Iss. 2. P. 131–156. DOI: 10.1207/S15327043HUP1602_2.

42. Tillich P. Existential Philosophy // Journal of the History of Ideas. 1944. Vol. 5. Iss. 1. P. 44–70. DOI: 10.2307/2707101.

43. Vonno C. M. C. Role-Switching in the Dutch Parliament: Reinvigorat-ing Role Theory? // The Journal of Legislative Studies. 2012. Vol. 18. Iss. 2. P. 119–136. DOI: 10.1080/13572334.2012.673061.

44. Wei J., Zhang X., Zhi H., Mu X., Zhu X. New finite-time stability conditions of linear switched singular systems with finite-time unstable subsystems, International // Journal of General Systems. 2019. DOI: 10.1080/03081079.2019.1615907.

45. Wrong D. H. The Oversocialized Conception of Man in Modern Sociology // American Sociological Review. 1961. Vol. 26. Iss. 2. P. 183–193. DOI: 10.2307/2089854.

46. Wilson M. P. General system theory: towards the unification of science. 58. The World Conference At Washington USA. July. 2014. P. 40–93