PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №36 2020

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Система мотивационных оппозиций как основа психологической индивидуальности (c переводом на английский язык)

Психологические исследования

Романова Е. С., Сомова Н. Г. Системное исследование качества жизни в пожилом и преклонном возрасте
=” Круглова Е. А., Попель Н. В. Системный подход к исследованию профессиональных деструкций личности педагогов
Еськов К. Н. Стили инструментального поведения операторов при выполнении гомеостатических задач
Филясова Ю. А. Моделирование конструкта личности перфекционистов
Карпов А. Б., Смирнова М. В. Эволюция системных представлений о трудовой мотивации
Горбунова И. В. Системный анализ деятельности руководителей общеобразовательных организаций

История психологии и психология истории

Артамонова Е. Р., Лобанов Е. В. Системные идеи в творческом наследии П. П. Блонского
Иванов Д. В. Системные представления о человека борющемся в отечественной психологической мысли XVI века

Наши юбиляры

Юбилей Евгении Сергеевны Романовой!

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2020, № 4 (36)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

С. М. Валявко, О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМАЛИЗАЦИИ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Журнал » 2019 №30 : С. М. Валявко, О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМАЛИЗАЦИИ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
    Просмотров: 1261

О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМАЛИЗАЦИИ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

С. М. Валявко,

МГПУ, Москва,

ValyavkоSM@mgpu.ru

 

Современная психодиагностика, по мнению ряда зарубежных исследователей, переживает глубокий кризис. Подобный системный кризис отмечается и в России. Выделяют ряд причин этого явления, в том числе методологический тупик и спад экспериментальных психологических исследований. Реализация гуманитарной парадигмы в специальном обучении в России нередко происходила уступая требованиям непрофессионального сообщества, включая подмену нозологических диагнозов и профессиональной дефектологической лексики размытыми определениями, отказ от обследований специалистов, неприятия тестирования детей, критику тестов и т. п.

Однако в начале XXI века появился ряд методологических исследований американских ученых, в которых предлагаются конкретные шаги к валидизации отдельных шкал и тестов.

С учетом большой научной значимости этого направления в статье предложен обзор и обсуждение наиболее важных методологических аспектов используемых в практике диагностических методик. Интуитивно-эмпирические попытки (по В. И. Лубовскому) стандартизации и интерпретации некоторых малоформализованных методик, особенно рисуночных, не дали желаемого результата. Это надолго явилось серьезным препятствием для научного прогресса в этой сфере. Несмотря на экологичность рисуночных тестов и простоту их использования, трудности и неоднозначность в интерпретации результатов существенно уменьшили все плюсы их применения. Отношение к ним как к недостаточно надежным диагностическим средствам стало общепринятым. При этом рисуночные тесты продолжали оставаться в арсенале отечественных и зарубежных исследователей. Каталог этих методов постепенно дополняется и детализируется.

Продолжение соответствующей работы над теоретико-методологической основой рисуночных тестов, и особенно над их стандартизацией, является актуальной задачей психодиагностики. Для психологии развития и специальной психологии ее решение имеет особенное значение, так как диагностика детей младшего возраста и лиц с ограниченными возможностями предъявляет специальные требования к психометрическим инструментам.

В статье также предлагается новый алгоритм формализации рисуночных методик, который основан на совершенствовании способа интерпретации посредством введения количественной процедуры оценки. Описывается работа по апробации предложенного алгоритма и обсуждаются ее результаты.

 

Ключевые слова: психодиагностика; методики психодиагностики; формализация диагностических испытаний; валидность; надежность; стандартизация и унификация; интерпретация; малоформализованные методы; проективные рисуночные тесты.

 

Для цитаты: Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспек тивы // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 24–35. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.03

 

Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ValyavkоSM@mgpu.ru

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. 688 с.

2. Батурин Н. А. Современная психодиагностика России: преодоление кризиса и решение новых проблем // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2010. № 40 (216). С. 4–12.

3. Батурин Н. А., Мельникова Н. Н. Технология разработки тестов. Ч. 1 // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. № 30 (163). С. 4–14.

4. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер. 2010. 378 с.

5. Валявко С. М. Эмпирический опыт конструирования и формализации психодиагностических методик на примере теста общей и специальной мотивации // Системная психология и социология. 2014. № 3 (11). С. 28–40.

6. Валявко С. М., Князев К. Е. Возможности использования проективных методик для диагностики личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 4. С. 110–122.

7. Вольфрам Э.-М. Феноменологическое исследование психотерапии: метод получения знания из опыта // Психотерапия: новая наука о человеке. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 359–378.

8. Гуревич К. М. Психологическая диагностика / под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. 304 с.

9. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Психодиагностика / под общ. ред. Ю. М. Забродина. М.: Эксмо, 2010. 448 с.

10. Коробейников И. А. Назад к Векслеру или вперед к Выготскому? // Дефектология. 2012. № 2. С. 12–14.

11. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возмож ному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3–27.

12. Лубовский В. И. Почему необходим новый подход к дифференциальной психодиагностике? // Специальная психология. 2009. № 3 (21). С. 18–29.

13. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. И. Авидон, А. Батустини, П. Румянцева. СПб.: Речь, 2002. 539 с.

14. Митина О. В. Разработка и адаптация психологических опросников. М.: Смысл, 2011. 240 с.

15. Романова Е. С. Психология профессионального становления личности: дис. … д-ра психол. наук. М., 1992. 386 с.

16. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5–11.

17. Рыжов Б. Н., Столярова Г. И., Машкова Л. А. Динамика мотивационных показателей в старшей школе // Системная психология и социология. 2017. № 2 (22). С. 14–23.

18. Шурдукалов В. Н. Оценка продуктивности психометрического и качественно-уровневого подходов в психодиагностике нарушений развития младших школьников: автореф. дис. … канд. психол. н. Иркутск, 1998. 21 с.

19. Червинская К. Р. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Речь, 2003. 336 с.

20. Brabender V. M., Mihura J. L. (eds.) Handbook of gender and sexuality in psychological. New York: Routledge, 2016. 730 p.

 21. Frederick T. L. Leong, Yong Sue Park (eds). Testing and assessment with persons & commu nities of color: monograph / American Psychological Association. Washington, DC, 2016. 31 p.

22. Haladyna T. M. Supporting documentation: Assuring more valid test score interpretations and used // Large-scale assessment for all students: Validity technical adequacy and implementation / ed. G. Tindal, T. Haladyna. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associaties, 2001. P. 89–108.

23. Haladyna T. M., Dowing S. M. Construct-irrelevant variance in high-stakes testing // Educa tional Measurement: Issue and Practice. 2004. № 23 (1). P. 17–27.

24. Handbook of test development / ed. by Steven M. Dowing, Thomas M. Haladyna. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associaties, 2006. 778 p.

25. Meijer R. Outlier detection in high-stakes certification testing // Jornal of Educational Measurement. 2002. № 11 (4). P. 301–310.

26. Mihura J. L., Roy M., Gracefoo R. A. Psychological assessment training in clinical psycholo gy doctoral programs // Journal of Personality Assessment. 2016. № 98. P. 1–12.

27. Principles for the validation and use of personnel selection procedures // Industrial and Orga nizational Psychology. 2018. № 11 (S1). P. 1–97. DOI: 10.1017/iop.2018.195