PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №30 2019

Психологические исследования

Коган Б. М., Дроздов А. З. Системная взаимосвязь механизмов психологической защиты и личностных характеристик девушек с несуицидальным самоповреждающим поведением
Арзуманов Ю. Л., Коротина О. В., Абакумова А. А. Личностные особенности людей с зависимостью от синтетического психоактивного вещества
Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспективы
Захарова Л. Н., Саралиева З. Х.-М., Леонова И. С., Заладина А. С. Усталость как показатель социально-психологического возраста персонала

История психологии и психология истории

Романова Е. С., Рыжов Б. Н. Борис Федорович Ломов — ученый, ставший воплощением своего времени
Ryzhov B. N. Psychological Age of Civilization (перевод на английский язык Л.А. Машковой)

Социологические исследования

Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции «культурной травмы» П. Штомпки
Ткаченко А. В. Системный подход в социологических концепциях Г. Лебона и З. Фрейда

Рецензии

Aleksander T. Review about Old Age and Disability (с переводом на русский язык)
Новлянская З. Н. Психология, литература и кино в диалоге о человеке

Информация

У Дмитрия Владимировича Гандера юбилей!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 2 (30)
Требования к оформлению статей
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

С. М. Валявко, О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМАЛИЗАЦИИ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Журнал » 2019 №30 : С. М. Валявко, О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМАЛИЗАЦИИ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
    Просмотров: 62

О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМАЛИЗАЦИИ РИСУНОЧНЫХ МЕТОДИК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

С. М. Валявко,

МГПУ, Москва,

ValyavkоSM@mgpu.ru

 

Современная психодиагностика, по мнению ряда зарубежных исследователей, переживает глубокий кризис. Подобный системный кризис отмечается и в России. Выделяют ряд причин этого явления, в том числе методологический тупик и спад экспериментальных психологических исследований. Реализация гуманитарной парадигмы в специальном обучении в России нередко происходила уступая требованиям непрофессионального сообщества, включая подмену нозологических диагнозов и профессиональной дефектологической лексики размытыми определениями, отказ от обследований специалистов, неприятия тестирования детей, критику тестов и т. п.

Однако в начале XXI века появился ряд методологических исследований американских ученых, в которых предлагаются конкретные шаги к валидизации отдельных шкал и тестов.

С учетом большой научной значимости этого направления в статье предложен обзор и обсуждение наиболее важных методологических аспектов используемых в практике диагностических методик. Интуитивно-эмпирические попытки (по В. И. Лубовскому) стандартизации и интерпретации некоторых малоформализованных методик, особенно рисуночных, не дали желаемого результата. Это надолго явилось серьезным препятствием для научного прогресса в этой сфере. Несмотря на экологичность рисуночных тестов и простоту их использования, трудности и неоднозначность в интерпретации результатов существенно уменьшили все плюсы их применения. Отношение к ним как к недостаточно надежным диагностическим средствам стало общепринятым. При этом рисуночные тесты продолжали оставаться в арсенале отечественных и зарубежных исследователей. Каталог этих методов постепенно дополняется и детализируется.

Продолжение соответствующей работы над теоретико-методологической основой рисуночных тестов, и особенно над их стандартизацией, является актуальной задачей психодиагностики. Для психологии развития и специальной психологии ее решение имеет особенное значение, так как диагностика детей младшего возраста и лиц с ограниченными возможностями предъявляет специальные требования к психометрическим инструментам.

В статье также предлагается новый алгоритм формализации рисуночных методик, который основан на совершенствовании способа интерпретации посредством введения количественной процедуры оценки. Описывается работа по апробации предложенного алгоритма и обсуждаются ее результаты.

 

Ключевые слова: психодиагностика; методики психодиагностики; формализация диагностических испытаний; валидность; надежность; стандартизация и унификация; интерпретация; малоформализованные методы; проективные рисуночные тесты.

 

Для цитаты: Валявко С. М. О возможности формализации рисуночных методик в специальной психологии: проблемы и перспек тивы // Системная психология и социология. 2019. № 2 (30). С. 24–35. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.30.2.03

 

Валявко Светлана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: ValyavkоSM@mgpu.ru

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. 688 с.

2. Батурин Н. А. Современная психодиагностика России: преодоление кризиса и решение новых проблем // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2010. № 40 (216). С. 4–12.

3. Батурин Н. А., Мельникова Н. Н. Технология разработки тестов. Ч. 1 // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. № 30 (163). С. 4–14.

4. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер. 2010. 378 с.

5. Валявко С. М. Эмпирический опыт конструирования и формализации психодиагностических методик на примере теста общей и специальной мотивации // Системная психология и социология. 2014. № 3 (11). С. 28–40.

6. Валявко С. М., Князев К. Е. Возможности использования проективных методик для диагностики личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 4. С. 110–122.

7. Вольфрам Э.-М. Феноменологическое исследование психотерапии: метод получения знания из опыта // Психотерапия: новая наука о человеке. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 359–378.

8. Гуревич К. М. Психологическая диагностика / под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. 304 с.

9. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Психодиагностика / под общ. ред. Ю. М. Забродина. М.: Эксмо, 2010. 448 с.

10. Коробейников И. А. Назад к Векслеру или вперед к Выготскому? // Дефектология. 2012. № 2. С. 12–14.

11. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возмож ному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3–27.

12. Лубовский В. И. Почему необходим новый подход к дифференциальной психодиагностике? // Специальная психология. 2009. № 3 (21). С. 18–29.

13. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. И. Авидон, А. Батустини, П. Румянцева. СПб.: Речь, 2002. 539 с.

14. Митина О. В. Разработка и адаптация психологических опросников. М.: Смысл, 2011. 240 с.

15. Романова Е. С. Психология профессионального становления личности: дис. … д-ра психол. наук. М., 1992. 386 с.

16. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5–11.

17. Рыжов Б. Н., Столярова Г. И., Машкова Л. А. Динамика мотивационных показателей в старшей школе // Системная психология и социология. 2017. № 2 (22). С. 14–23.

18. Шурдукалов В. Н. Оценка продуктивности психометрического и качественно-уровневого подходов в психодиагностике нарушений развития младших школьников: автореф. дис. … канд. психол. н. Иркутск, 1998. 21 с.

19. Червинская К. Р. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Речь, 2003. 336 с.

20. Brabender V. M., Mihura J. L. (eds.) Handbook of gender and sexuality in psychological. New York: Routledge, 2016. 730 p.

 21. Frederick T. L. Leong, Yong Sue Park (eds). Testing and assessment with persons & commu nities of color: monograph / American Psychological Association. Washington, DC, 2016. 31 p.

22. Haladyna T. M. Supporting documentation: Assuring more valid test score interpretations and used // Large-scale assessment for all students: Validity technical adequacy and implementation / ed. G. Tindal, T. Haladyna. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associaties, 2001. P. 89–108.

23. Haladyna T. M., Dowing S. M. Construct-irrelevant variance in high-stakes testing // Educa tional Measurement: Issue and Practice. 2004. № 23 (1). P. 17–27.

24. Handbook of test development / ed. by Steven M. Dowing, Thomas M. Haladyna. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associaties, 2006. 778 p.

25. Meijer R. Outlier detection in high-stakes certification testing // Jornal of Educational Measurement. 2002. № 11 (4). P. 301–310.

26. Mihura J. L., Roy M., Gracefoo R. A. Psychological assessment training in clinical psycholo gy doctoral programs // Journal of Personality Assessment. 2016. № 98. P. 1–12.

27. Principles for the validation and use of personnel selection procedures // Industrial and Orga nizational Psychology. 2018. № 11 (S1). P. 1–97. DOI: 10.1017/iop.2018.195