Журнал 2 от 2024 года №50
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №50 2024
Психологические исследования

Миронова О. И. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Истомина Е. В. Взаимосвязь профессиональных установок и образа телесного «Я» лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Мухина С. Е., Федосеева Е. П. Жизнестойкость родителей детей с аутизмом в контексте системного подхода

Курдин Д. А., Жамбалова Х. Б., Савина Т. В. Подходы к исследованию коммуникативных барьеров в деятельности начинающих психологов

Суворова И. Ю., Дубовец Л. Я. Особенности выдвижения социометрических звезд и изгоев в нормативных и девиантных группах

Прюс Ф., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б., Мороз М. И. Психологические критерии цифровой грамотности: системный анализ

Yaqoob M. D., Zhang Q., Saleem K., Anjum K., Dou M., Feng X., Chattha H. The relationship between social media use and adolescent mental health: a systematic review

Бредун Е. В.Трансспективный анализ концепта времени: теоретическая реконструкция

Информация

Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2024, № 2 (50)
Наши партнеры
» » » А. А. Зых, «СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
 

А. А. Зых, «СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Журнал » 2019 №29 : А. А. Зых, «СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
    Просмотров: 1669

 

«СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

 

 

 

А. А. Зых,

 

Университет Нижней Силезии,

 

Вроцлав, Польша

 

 

 

В эпоху современных технологий и электронного образования актуальной становится проблема реализации идеи об открытых университетах для людей пожилого возраста. В статье представлены принципы московского проекта «Серебряный университет», финансируемого с февраля 2018 года мэром Москвы Сергеем Собяниным, его реализация и предварительные результаты.

 

Программа адресована жителям Москвы пенсионного возраста, которые хотели бы вести активный образ жизни и использовать все возможности для самореализации. Основные цели этого проекта — обеспечить пенсионерам условия для полноценной жизни, помочь им найти новых друзей и заполнить свободное время полезными делами, развить их интересы. Проект разработан с учетом лучших мировых практик, в работе над ним принимают участие специалисты в области психологии и геронтологии, спорта, искусств а и культуры. Данный вид пилотного исследования во многом определил сферу как потребностей и интересов, так и образовательных, жизненных устремлений московских пенсионеров.

 

В статье автор дает оценку функционирования польских университетов третьего возраста (UTA) с точки зрения критической образовательной геронтологии. Предпринята попытка ответить на вопросы, каково будущее UTA в Польше и наблюдается ли их закат во втором десятилетии XXI века.

 

В заключение автор утверждает, что концепция «Cеребряного университета», реализованная в рамках социальной политики, может стать альтернативой для польской системы образования пожилых людей.

 

 

 

Ключевые слова: критическая образовательная геронтология; «Серебряный университет»; социальная политика для пожилых людей; университет третьего возраста.

 

 

 

Для цитирования: Зых А. А. «Серебряный университет» как альтернатива польской системе образования для пожилых людей // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 84–99.

 

 

 

 

Литература

 

 

1.      Formosa M. Critical gerogogy: Developing practical possibilities for critical educational gerontology // Education and Ageing. 2002 V. 17 № 1 P. 73–85.

 

2.      Janda K. www.malpa2.pl. Warsaw: Wydawnictwo W. A. B., 2005 392 p.

 

3.      Janda K. Dziennik [Electronic resource]. URL: https://krystynajanda.pl/dziennik/ (Accessed: 02.02.2019).

 

4.      Klimczuk A. Kapitał społeczny ludzi starych na przykładzie mieszkańców miasta Białystok [Social capital of old people. The example of Bialystok residents]. Lublin: Publ. Wiedza i Edukacja, 2012 P. 182–183.

 

5.      Kurier UTW [The UTA Courier]. 2018 № 28 P. 15–17.

 

6.      Łukaszewski W. Psycholog ucieka przed alzheimerem [Psychologist escapes from Alzheimer’s]. Gazeta Wyborcza [the Polish newspaper Gazeta Wyborcza], 2005 URL: http://wyborcza.pl/magazyn/1,124059,19035831,psycholog-ucieka-przed-alzheimerem-rozmowa-z-wieslawem-lukaszewskim.html (Accessed: 02.02.2019).

 

7.      Łukaszewski W. Kiedy jeżdżę na rolkach, smarkacze krzyczą: Dziadek do piachu! [When I ride on rolles, little brats scream: Old man to bite the dust!]. Gazeta Wyborcza [the Polish newspaper Gazeta Wyborcza], 2008 № 268

 

8.      Nowicka A. Znaczenie uniwersytetów trzeciego wieku w życiu seniorów [Role of the universities of the third age in the life of seniors] // Poznać, zrozumieć i zaakceptować starość [Know, understand and accept of old age] / A. A. Zych (Ed.). Łask: Publ. Over Group, 2012 P. 137

 

9.      O pracy w samorządzie, [About working in self-government]. Kurier UTW [The UTA Courier]. 2018 № 28 Р. 18–23.

 

10.   Rawiński M., Zakowicz I. Renesans czy zmierzch idei uniwersytetów trzeciego wieku? Refleksje i wnioski z realizacji projektu «UTW: Uczyć – Tworzyć – Wspierać». [The renaissance or twilight of the idea of the University of the Third Age? Reflections and conclusions from the project ‘U3A – Learning – Creating – Supporting’]. Rocznik Andragogiczny [Andragogy Yearbook]. 2018 V. 25 P. 141–156.

 

11.   Romanova E. S., Waliavko S. M. Praca psychologa z ludźmi w «srebrnym wieku». [A psychologist working with people in ‘silver age’]. [Presentation]. Moscow 2018

 

12.   Szczurek A. Uniwersytety Trzeciego Wieku dla społeczności — co wynika z badań? [Universi- ties of Third Age for community — what are research results?]. [Presenrtation]. Warsaw, 2018 [Electronic resource]. URL: http://utw.seniorzywakcji.pl/wp-content/uploads/2018/05/ ARTYKU%C5%81-PODSU-MOWUJ%C4%84CY-BADANIE-PROJEKTU.pdf (Accessed: 02.02.2019).

 

13.   Zawada A. W trosce o dobrą jakość życia w ośrodkach pobytu stałego dla osób starszych [Carging for a good quality of life in nursing homes for elderly people] // Praca Socjalna. 2018 № 2 P. 76–95.

 

14.   Zych A. A. Srebrny uniwersytet alternatywą dla polskich rozwiązań [Silver uiversity as an alter- native for the Polish solutions] // Gerontologia Współczesna. Contemporary Gerontology. 2018 V. 6 № 3 Р. 109–115.

 

15.   Zych A. A. Leksykon gerontologii [Lexicon of gerontology]. 4th edition. Cracow: Publ. Impuls, 2019 Р. 195–196.

 

16.   Zych A. A. Przekraczając ‘smugę cienia’ [[Crossing ‘the shadow line’]. 2nd edition. Katowice: Publ. Śląsk, 2013 Р. 71–72.

 

17.   Wokół szkoły. [Electronic resource]. URL: http://www.wokolszkoly.edu.pl/blog.html (Accessed: 02.02.2019).

 

18.   Nauka w Polsce. [Electronic resource]. URL: http://naukawpolsce.pap.pl/aktualnosci/ news%2C28407%2C6-mln-zl-dla-uniwersytetow-trzeciego-wieku.html (Accessed 2.02.2019).

 

19.   Wielka orkiestra świątecznej pomocy. [Electronic resource]. URL: https://www.wosp.org.pl/final/historia-finalow (Accessed: 02.02.2019).

 

20.   Moskovskoe dolgoletie (Moscow longevity). [Electronic resource]. URL: https://www.mos.ru/city/projects/dolgoletie/ (Accessed: 02.02.2019).

 

21.   World Health Rankings. [Electronic resource]. URL: https://www.worldlifeexpectancy.com/pl/rus-sia-life-expextanncy (Accessed: 02.02.2019).

 

22.   Moskovskij serebryanyj universitet (Moscow Silver University). [Electronic resource]. URL: https://su.mgpu.ru/ (Accessed: 02.02.2019).

 

23.   Russia Beyond. [Electronic resource]. URL: https://www.rbth.com/education/326362-pensioners-en-roll-university-moscow (Accessed: 02.02.2019).

 

24.   «YOUNG OLD» — A festival for young old persons: a poster [Electronic resource]. URL: https://su.mgpu.ru/articles/yong-old-festival-dlya-novyh-starshih/ (Accessed: 02.02.2019).