Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

А. А. Зых, «СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Журнал » 2019 №29 : А. А. Зых, «СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
    Просмотров: 1381

 

«СЕРЕБРЯНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАК АЛЬТЕРНАТИВА ПОЛЬСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

 

 

 

А. А. Зых,

 

Университет Нижней Силезии,

 

Вроцлав, Польша

 

 

 

В эпоху современных технологий и электронного образования актуальной становится проблема реализации идеи об открытых университетах для людей пожилого возраста. В статье представлены принципы московского проекта «Серебряный университет», финансируемого с февраля 2018 года мэром Москвы Сергеем Собяниным, его реализация и предварительные результаты.

 

Программа адресована жителям Москвы пенсионного возраста, которые хотели бы вести активный образ жизни и использовать все возможности для самореализации. Основные цели этого проекта — обеспечить пенсионерам условия для полноценной жизни, помочь им найти новых друзей и заполнить свободное время полезными делами, развить их интересы. Проект разработан с учетом лучших мировых практик, в работе над ним принимают участие специалисты в области психологии и геронтологии, спорта, искусств а и культуры. Данный вид пилотного исследования во многом определил сферу как потребностей и интересов, так и образовательных, жизненных устремлений московских пенсионеров.

 

В статье автор дает оценку функционирования польских университетов третьего возраста (UTA) с точки зрения критической образовательной геронтологии. Предпринята попытка ответить на вопросы, каково будущее UTA в Польше и наблюдается ли их закат во втором десятилетии XXI века.

 

В заключение автор утверждает, что концепция «Cеребряного университета», реализованная в рамках социальной политики, может стать альтернативой для польской системы образования пожилых людей.

 

 

 

Ключевые слова: критическая образовательная геронтология; «Серебряный университет»; социальная политика для пожилых людей; университет третьего возраста.

 

 

 

Для цитирования: Зых А. А. «Серебряный университет» как альтернатива польской системе образования для пожилых людей // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 84–99.

 

 

 

 

Литература

 

 

1.      Formosa M. Critical gerogogy: Developing practical possibilities for critical educational gerontology // Education and Ageing. 2002 V. 17 № 1 P. 73–85.

 

2.      Janda K. www.malpa2.pl. Warsaw: Wydawnictwo W. A. B., 2005 392 p.

 

3.      Janda K. Dziennik [Electronic resource]. URL: https://krystynajanda.pl/dziennik/ (Accessed: 02.02.2019).

 

4.      Klimczuk A. Kapitał społeczny ludzi starych na przykładzie mieszkańców miasta Białystok [Social capital of old people. The example of Bialystok residents]. Lublin: Publ. Wiedza i Edukacja, 2012 P. 182–183.

 

5.      Kurier UTW [The UTA Courier]. 2018 № 28 P. 15–17.

 

6.      Łukaszewski W. Psycholog ucieka przed alzheimerem [Psychologist escapes from Alzheimer’s]. Gazeta Wyborcza [the Polish newspaper Gazeta Wyborcza], 2005 URL: http://wyborcza.pl/magazyn/1,124059,19035831,psycholog-ucieka-przed-alzheimerem-rozmowa-z-wieslawem-lukaszewskim.html (Accessed: 02.02.2019).

 

7.      Łukaszewski W. Kiedy jeżdżę na rolkach, smarkacze krzyczą: Dziadek do piachu! [When I ride on rolles, little brats scream: Old man to bite the dust!]. Gazeta Wyborcza [the Polish newspaper Gazeta Wyborcza], 2008 № 268

 

8.      Nowicka A. Znaczenie uniwersytetów trzeciego wieku w życiu seniorów [Role of the universities of the third age in the life of seniors] // Poznać, zrozumieć i zaakceptować starość [Know, understand and accept of old age] / A. A. Zych (Ed.). Łask: Publ. Over Group, 2012 P. 137

 

9.      O pracy w samorządzie, [About working in self-government]. Kurier UTW [The UTA Courier]. 2018 № 28 Р. 18–23.

 

10.   Rawiński M., Zakowicz I. Renesans czy zmierzch idei uniwersytetów trzeciego wieku? Refleksje i wnioski z realizacji projektu «UTW: Uczyć – Tworzyć – Wspierać». [The renaissance or twilight of the idea of the University of the Third Age? Reflections and conclusions from the project ‘U3A – Learning – Creating – Supporting’]. Rocznik Andragogiczny [Andragogy Yearbook]. 2018 V. 25 P. 141–156.

 

11.   Romanova E. S., Waliavko S. M. Praca psychologa z ludźmi w «srebrnym wieku». [A psychologist working with people in ‘silver age’]. [Presentation]. Moscow 2018

 

12.   Szczurek A. Uniwersytety Trzeciego Wieku dla społeczności — co wynika z badań? [Universi- ties of Third Age for community — what are research results?]. [Presenrtation]. Warsaw, 2018 [Electronic resource]. URL: http://utw.seniorzywakcji.pl/wp-content/uploads/2018/05/ ARTYKU%C5%81-PODSU-MOWUJ%C4%84CY-BADANIE-PROJEKTU.pdf (Accessed: 02.02.2019).

 

13.   Zawada A. W trosce o dobrą jakość życia w ośrodkach pobytu stałego dla osób starszych [Carging for a good quality of life in nursing homes for elderly people] // Praca Socjalna. 2018 № 2 P. 76–95.

 

14.   Zych A. A. Srebrny uniwersytet alternatywą dla polskich rozwiązań [Silver uiversity as an alter- native for the Polish solutions] // Gerontologia Współczesna. Contemporary Gerontology. 2018 V. 6 № 3 Р. 109–115.

 

15.   Zych A. A. Leksykon gerontologii [Lexicon of gerontology]. 4th edition. Cracow: Publ. Impuls, 2019 Р. 195–196.

 

16.   Zych A. A. Przekraczając ‘smugę cienia’ [[Crossing ‘the shadow line’]. 2nd edition. Katowice: Publ. Śląsk, 2013 Р. 71–72.

 

17.   Wokół szkoły. [Electronic resource]. URL: http://www.wokolszkoly.edu.pl/blog.html (Accessed: 02.02.2019).

 

18.   Nauka w Polsce. [Electronic resource]. URL: http://naukawpolsce.pap.pl/aktualnosci/ news%2C28407%2C6-mln-zl-dla-uniwersytetow-trzeciego-wieku.html (Accessed 2.02.2019).

 

19.   Wielka orkiestra świątecznej pomocy. [Electronic resource]. URL: https://www.wosp.org.pl/final/historia-finalow (Accessed: 02.02.2019).

 

20.   Moskovskoe dolgoletie (Moscow longevity). [Electronic resource]. URL: https://www.mos.ru/city/projects/dolgoletie/ (Accessed: 02.02.2019).

 

21.   World Health Rankings. [Electronic resource]. URL: https://www.worldlifeexpectancy.com/pl/rus-sia-life-expextanncy (Accessed: 02.02.2019).

 

22.   Moskovskij serebryanyj universitet (Moscow Silver University). [Electronic resource]. URL: https://su.mgpu.ru/ (Accessed: 02.02.2019).

 

23.   Russia Beyond. [Electronic resource]. URL: https://www.rbth.com/education/326362-pensioners-en-roll-university-moscow (Accessed: 02.02.2019).

 

24.   «YOUNG OLD» — A festival for young old persons: a poster [Electronic resource]. URL: https://su.mgpu.ru/articles/yong-old-festival-dlya-novyh-starshih/ (Accessed: 02.02.2019).