![]() |
|
СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «УСПЕШНОСТЬ» У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ
И. А. Кибальченко,
Т. В. Эксакусто,
ЮФУ ИКТиИБ, Таганрог
Обнаружен компонентный состав концепта «успешность», включающий когнитивно-смысловую, регулятивную, интенциональную и эмоционально-оценочную составляющие. Выявленные компоненты отражают содержание концепта «успешность»: она воспринимается студентами как результат определенных усилий, итог целенаправленной активности. В процессе дедуктивного варианта контент-анализа когнитивного состава концепта «успешность» в группах студентов с разными представлениями о родительской семье обнаружены специфические особенности семантического пространства концепта.
В ходе квадрираспределения получены стили организации концепта «успешность»: «точный быстрый», «точный медленный», «неточный медленный» и «неточный быстрый». Обнаружено, что благоприятный опыт отношений в родительской семье, приводит к преобладанию «точных» стилей организации концепта «успешность», т. е. к когнитивной зрелости личности, умению быстро и точно распознавать ситуацию. Предположительно, семантический план в понимании собственной успешности у студентов выстраивается интегрированно с интеллектуально-личностным ресурсом. У студентов неблагоприятный опыт отношений в родительской семье способствует формированию «неточных» стилей организации концепта, когда понятие успешности искажается с точки зрения точности понимания и ясности путей ее достижения. Соответственно, студенты с благоприятным опытом отношений в родительской семье значимо (φ* = 2,321, при р ≤ 0,01) отличаются от студентов из группы с неблагоприятным опытом эмп по выраженности стиля определения признаков «точный быстрый», а также по стилю очный медленный» (рефлексивный) (φ* = 1,968, при р ≤ 0,05). Таким образом, когнитивная зрелость личности, эмп точность принятия ею решений, умение быстро и точно распознавать ситуацию, отслеживать ход ее течения, выбирая правильный вариант решения задачи могут обеспечиваться (в том числе) благоприятным опытом отношений в родительской семье, адекватным стилем воспитания.
Ключевые слова: стиль; концепт; успешность; опыт отношений; родительская семья.
Для цитаты: Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Стили организации концепта «успешность» у студентов с разным опытом отношений в родительской семье // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 58–67.
Литература
1. Андросенко М. Э. Гендерные особенности социальных представлений об успешности // Мир психологии. 2013 № 2 С. 240–246.
2. Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Дескрипторы успешной предпринимательской дея- тельности // Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016 Т. 5 № 3 C. 41–46. DOI: 10.12737/20936.
3. Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В., Истратова О. Н. Интеллектуально-личностный ресурс субъекта развития: теоретические основы: монография. Таганрог: ЮФУ, 2017 160 с.
4. Кыштымова Е. С. Семантика представлений о социальной успешности у молодежи // Психология в экономике и управлении. 2013 № 2 С. 128–130.
5. Прохоров А. О., Алексеева Е. М. Имплицитная ассоциативная составляющая ментальных репрезентаций психических состояний // Сибирский психологический журнал. 2017 № 63 С. 36–48. DOI: 10.17223/17267080/63/3.
6. Толочек В. А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. М.: Институтпсихологии РАН, 2013 320 с.
7. Щербакова Т. Н., Тамасханова Х. Х., Кладько А. И. Социальные представления, компетентность и успешность адаптации студентов // Проблемы социологии. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015 № 4 С. 153–157.
8. Щербакова Т. Н., Киреев А. А. Ценностное отношение к успеху как акмеологический фактор профессионального роста психологов // Известия Южного федерального университета: Педагогические науки. 2013 № 12 С. 107–113.
9. Brigley B. J. Facilitating student performance conversations: Aframeworkfor success // Nurse Education Today (Ed). 2018 V. 68 P. 172–176. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.nedt.2018.06.008.
10. Cigrovski V., Radman I., Konter E. and et. al. Sport courage, worry and fear in relation to success of Alpine ski learning // Sports (Basel, Switzerland). 2018 № 6 (3). P. 96–108. URL: https://www.mdpi.com/2075-4663/6/3/96. DOI: https://doi.org/10.3390/sports6030096.
11. Horvath P. The relationship of psychological construals with well-being // New ideas in psychology. 2018 № 51 P. 15–20. DOI: https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2018.04.008.
12. Kuvich G., Perlovsky L. Cognitive mechanisms of the mind // New Mathematics and Natural Computation. 2013 № 9 (3). P. 301–323. DOI: 10.1142/S1793005713400097.
13. Low R. S. T., Overall N. C., Hammond M. D., Girme Y. U. Emotional suppression during personalgoal pursuit impedes goal strivings and achievement // Emotion. 2017 № 17 (2). Р. 208–223. DOI: 10.1037/emo0000218.
14. Nanay B. Success semantics: Thesequel // Philosophical Studies. 2013 № 165 (1). Р. 151–165. DOI: 10.1007/s11098-012-9922-7.
15. Palmer C. E., Tsakiris M. Going at the heart of social cognition: Is there a role for interoception in self-other distinction? // Current Opinion Psychology. 2018 № 24 Р. 21–26. DOI:10.1016/j.copsyc.2018.04.008.
16. Pirolli P., Mohan S., Venkatakrishnan A., Nelson L., Silva M., Springer A. Implementation intention and reminder effects on behavior change in a mobile health system: A predictive cognitive model // Journal of Medical Internet Research, 2017 № 19 (11). Р. 397–414. DOI:10.2196/jmir.8217.
17. Rassaei E. Computer-mediated textual and audio glosses, perceptual style and L2 vocabulary learning // Language Teaching Research. 2018 № 22 (6). Р. 657–675. DOI: 10.1177/1362168817690183.
18. Van Rooij E. C. M., Jansen E. P. W. A., Vande Grift W. J. C. M. First-year university students’ academic success: The importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2018 № 33 (4). Р. 749–767. DOI: 10.1007/s10212-017-0347-8.
19. Volkova N. N., Gusev A. N. Cognitive styles: Controversial issues and research problems // National Psychological Journal. 2016 № 2 Р. 28–37. DOI: 10.11621/npj.2016.0203.
20. Wang C., Lu H. Mediating Effects of Individuals’ Ability Levels on the Relationship of Reflective-Impulsive Cognitive Style and Item Response Time in CAT // Educational Technology & Society. 2018 V. 21 № 4 P. 89–99.
21. Welsch David M., Zimmer David M. Do High School Gifted Programs Lead to Later-in-Life Success? // Journal of labor research. 2018 № 39 (2). Р. 201–218. DOI: https://doi.org/10.1007/s12122-017-9252-9.