PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №29 2019

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Три болезни и три парадоксальные способности: системно-психологическая интерпретация
Немов Р. С., Яценко Д. А. Системный взгляд на концепции личности

Психологические исследования

Романова Е. С. Психографический аспект творчества Ф. М. Достоевского
Шейнов В. П. Социальные взаимодействия ассертивной личности с окружающими людьми
Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Стили организации концепта «успешность» у студентов с разным опытом отношений в родительской семье
Абушкин Б. М., Мещанкин А. В., Мерцалова Н. С. Системная организация психологической работы со школьниками на основе психолингвистического анализа письменной речи

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Генезис психологической мысли в России: идея о человеке борющемся в трудах эпохи Просвещения

Социологические исследования

Zych A. A. «Silver University» as an Alternative for the Polish Solutions (с переводом на русский язык)
Добрина О. А. Социальные риски современности и угрозы идентичности: системный анализ концепции Э. Гидденса
Ткаченко А. В. Системный подход в работах O. Конта, Г. Спенсера и родоначальников социологической науки

Информация

Международная научно-практическая конференция: «Истоки и пути российской психологии» (к 100-летию советской психологии)
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2019, № 1 (29)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

И. А. Кибальченко, Т. В. Эксакусто, СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «УСПЕШНОСТЬ» У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ

Журнал » 2019 №29 : И. А. Кибальченко, Т. В. Эксакусто, СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «УСПЕШНОСТЬ» У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ
    Просмотров: 56

 

СТИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «УСПЕШНОСТЬ» У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ОПЫТОМ ОТНОШЕНИЙ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ

 

 

 

И. А. Кибальченко,

 

Т. В. Эксакусто,

 

ЮФУ ИКТиИБ, Таганрог

 

 

 

Обнаружен компонентный состав концепта «успешность», включающий когнитивно-смысловую, регулятивную, интенциональную и эмоционально-оценочную составляющие. Выявленные компоненты отражают содержание концепта «успешность»: она воспринимается студентами как результат определенных усилий, итог целенаправленной активности. В процессе дедуктивного варианта контент-анализа когнитивного состава концепта «успешность» в группах студентов с разными представлениями о родительской семье обнаружены специфические особенности семантического пространства концепта.

 

В ходе квадрираспределения получены стили организации концепта «успешность»: «точный быстрый», «точный медленный», «неточный медленный» и «неточный быстрый». Обнаружено, что благоприятный опыт отношений в родительской семье, приводит к преобладанию «точных» стилей организации концепта «успешность», т. е. к когнитивной зрелости личности, умению быстро и точно распознавать ситуацию. Предположительно, семантический план в понимании собственной успешности у студентов выстраивается интегрированно с интеллектуально-личностным ресурсом. У студентов неблагоприятный опыт отношений в родительской семье способствует формированию «неточных» стилей организации концепта, когда понятие успешности искажается с точки зрения точности понимания и ясности путей ее достижения. Соответственно, студенты с благоприятным опытом отношений в родительской семье значимо (φ* = 2,321, при р ≤ 0,01) отличаются от студентов из группы с неблагоприятным опытом эмп по выраженности стиля определения признаков «точный быстрый», а также по стилю очный медленный» (рефлексивный) (φ* = 1,968, при р ≤ 0,05). Таким образом, когнитивная зрелость личности, эмп точность принятия ею решений, умение быстро и точно распознавать ситуацию, отслеживать ход ее течения, выбирая правильный вариант решения задачи могут обеспечиваться (в том числе) благоприятным опытом отношений в родительской семье, адекватным стилем воспитания.

 

 

 

Ключевые слова: стиль; концепт; успешность; опыт отношений; родительская семья.

 

 

 

Для цитаты: Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Стили организации концепта «успешность» у студентов с разным опытом отношений в родительской семье // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 58–67.

 

 

 

 

Литература

 

1.      Андросенко М. Э. Гендерные особенности социальных представлений об успешности // Мир психологии. 2013 № 2 С. 240–246.

 

2.      Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В. Дескрипторы успешной предпринимательской дея- тельности // Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016 Т. 5 № 3 C. 41–46. DOI: 10.12737/20936.

 

3.      Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В., Истратова О. Н. Интеллектуально-личностный ресурс субъекта развития: теоретические основы: монография. Таганрог: ЮФУ, 2017 160 с.

 

4.      Кыштымова Е. С. Семантика представлений о социальной успешности у молодежи // Психология в экономике и управлении. 2013 № 2 С. 128–130.

 

5.      Прохоров А. О., Алексеева Е. М. Имплицитная ассоциативная составляющая ментальных репрезентаций психических состояний // Сибирский психологический журнал. 2017 № 63 С. 36–48. DOI: 10.17223/17267080/63/3.

 

6.      Толочек В. А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. М.: Институтпсихологии РАН, 2013 320 с.

 

7.      Щербакова Т. Н., Тамасханова Х. Х., Кладько А. И. Социальные представления, компетентность и успешность адаптации студентов // Проблемы социологии. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015 № 4 С. 153–157.

 

8.      Щербакова Т. Н., Киреев А. А. Ценностное отношение к успеху как акмеологический фактор профессионального роста психологов // Известия Южного федерального университета: Педагогические науки. 2013 № 12 С. 107–113.

 

9.      Brigley B. J. Facilitating student performance conversations: Aframeworkfor success // Nurse Education Today (Ed). 2018 V. 68 P. 172–176. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.nedt.2018.06.008.

 

10.   Cigrovski V., Radman I., Konter E. and et. al. Sport courage, worry and fear in relation to success of Alpine ski learning // Sports (Basel, Switzerland). 2018 № 6 (3). P. 96–108. URL: https://www.mdpi.com/2075-4663/6/3/96. DOI: https://doi.org/10.3390/sports6030096.

 

11.   Horvath P. The relationship of psychological construals with well-being // New ideas in psychology. 2018 № 51 P. 15–20. DOI: https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2018.04.008.

 

12.   Kuvich G., Perlovsky L. Cognitive mechanisms of the mind // New Mathematics and Natural Computation. 2013 № 9 (3). P. 301–323. DOI: 10.1142/S1793005713400097.

 

13.   Low R. S. T., Overall N. C., Hammond M. D., Girme Y. U. Emotional suppression during personalgoal pursuit impedes goal strivings and achievement // Emotion. 2017 № 17 (2). Р. 208–223. DOI: 10.1037/emo0000218.

 

14.   Nanay B. Success semantics: Thesequel // Philosophical Studies. 2013 № 165 (1). Р. 151–165. DOI: 10.1007/s11098-012-9922-7.

 

15.   Palmer C. E., Tsakiris M. Going at the heart of social cognition: Is there a role for interoception in self-other distinction? // Current Opinion Psychology. 2018 № 24 Р. 21–26. DOI:10.1016/j.copsyc.2018.04.008.

 

16.   Pirolli P., Mohan S., Venkatakrishnan A., Nelson L., Silva M., Springer A. Implementation intention and reminder effects on behavior change in a mobile health system: A predictive cognitive model // Journal of Medical Internet Research, 2017 № 19 (11). Р. 397–414. DOI:10.2196/jmir.8217.

 

17.   Rassaei E. Computer-mediated textual and audio glosses, perceptual style and L2 vocabulary learning // Language Teaching Research. 2018 № 22 (6). Р. 657–675. DOI: 10.1177/1362168817690183.

 

18.   Van Rooij E. C. M., Jansen E. P. W. A., Vande Grift W. J. C. M. First-year university students’ academic success: The importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2018 № 33 (4). Р. 749–767. DOI: 10.1007/s10212-017-0347-8.

 

19.   Volkova N. N., Gusev A. N. Cognitive styles: Controversial issues and research problems // National Psychological Journal. 2016 № 2 Р. 28–37. DOI: 10.11621/npj.2016.0203.

 

20.   Wang C., Lu H. Mediating Effects of Individuals’ Ability Levels on the Relationship of Reflective-Impulsive Cognitive Style and Item Response Time in CAT // Educational Technology & Society. 2018 V. 21 № 4 P. 89–99.

 

21.   Welsch David M., Zimmer David M. Do High School Gifted Programs Lead to Later-in-Life Success? // Journal of labor research. 2018 № 39 (2). Р. 201–218. DOI: https://doi.org/10.1007/s12122-017-9252-9.