Журнал 3 от 2023 года №47
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Б.Н. Рыжов - История псих-ой мысли
Содержание №47 2023

Психологические исследования


Романова Е. С., Абушкин Б. М. Актуальные задачи личностного развития школьников для повышения эффективности их учебной деятельности

Бразгун Т. М., Ткачева В. В. Психологическое консультирование как инструмент выявления особенностей родительско-детских отношений в семьях детей с ОВЗ

Злобина М. В., Краснорядцева О. М. Многомерность психологических характеристик феномена «толерантность (интолератность) к неопределенности»

Лигай Л. Г., Данилова Е. Ю., Земченкова В. В. Системный социально-психологический анализ проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров

Дядык Н. Г. Системный анализ взаимосвязи буллинг-структуры и психологической атмосферы в школьном коллективе

Кучарин Е. А., Котова Е. В. Взаимосвязь ревности и привязанности в юношеском возрасте

К юбилею В. И. Лубовского


Богданова Т. Г., Назарова Н. М. В. И. Лубовский и современная специальная психология

Лубовский Д. В. Значение работ В. И. Лубовского для специальной психологии и практики обучения детей с нарушениями в развитии

Лубовский В. И. Что такое «структура дефекта»? (аннотация к статье С. М. Валявко)

Информация


Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2023, № 3 (47)

Наши партнеры
 

Е. С. Романова, ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Журнал » 2019 №29 : Е. С. Романова, ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
    Просмотров: 2908

 

 

ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

 

 

 

Е. С. Романова,

 

МГПУ, Москва

 

 

 

В статье представлен психологический анализ литературных произведений Федора Михайловича Достоевского через рассмотрение психографических материалов его черновых записей. Автор предлагает подойти к проблеме психологической идентификации личности человека, используя рукописные тексты и рисунки писателя.

 

Целью данной работы является исследование психологической концепции Ф. М. Достоевского в ее художественном воплощении путем изучения психографического опыта писателя.

 

В процессе исследования рукописей Достоевского автор опирается на аналитическое сопоставление рукописных текстов и рисунков выдающихся писателей, которое показывает, что существует общий стиль всей графики индивида. Предлагается авторская интерпретация творческого процесса и особенностей личности Достоевского на основе использования графических методов и графологии.

 

В статье приводятся примеры каллиграфических записей, готических рисунков из черновиков автора с интерпретацией их смысловых значений. Отмечается, что графика писателя является выражением его духовного и эмоционального состояния в определенный момент, поэтому рисунок и письменное слово в рамках одной словесно-графической композиции Достоевского выполнены в одной графической манере.

 

По мнению автора, Достоевский вначале пользовался наглядными образами, обозначенными значками-идеограммами, затем переводил эти образы на язык литературы.

 

Мышление без слов у Достоевского сопровождалось рисованием, а «промежуточный» язык становился идеографическим, подразумевающим рисунки-понятия. Подобные идеограммы включают обширную информацию, множественность смыслов, сконцентрированных вокруг данного понятия. Все виды изображений и записей в творческом дневнике Достоевского объединены друг с другом логической связью, логикой творческого стиля писателя. Общее направление этого движения: от чувственно-наглядного образа к художественному слову.

 

Таким образом, автор обращает внимание на изобразительную графику в целом потому, что в этой графической форме четко проявляется индивидуальность писателя. Психологическое исследование текста помогает определить отношение писателя к слову, его работу со смыслами лексических единиц и значение текстовой записи в творчестве художника. При исследовании творческой работы индивида рисунки могут дать дополнительную характеристику его личности и особенностей мышления.

 

 

 

Ключевые слова: психологический анализ; изобразительная графика; графология; творчество; мышление.

 

 

 

Для цитаты: Романова Е. С. Психографический аспект творчества Ф. М. Достоевского // Системная психология и социология. 2019 № 1 (29). С. 31–46.

 

 

 

 

Литература

 

 

 

1.      Алексеев П. В. Ф. М. Достоевский и восток. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2017 152 с.

 

2.      Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб: Питер, 2017.432 c.

 

3.      Достоевский Ф. М. Дневник. Статьи. Записные книжки. Т. 3 1877–1881 года. М.: Захаров, 2010 576 с.

 

4.      Достоевский. Материалы и исследования. Т. 21 / под ред. Н. Буданова, К. Баршт. СПб.: Нестор-История, 2016 529 с.

 

5.      Достоевский Ф. М. Идиот: роман в четырех частях. Л.: Лениздат, 1987 639 с.

 

6.      Историогенез и современное состояние российского менталитета / отв. ред. В. А. Кольцова, Е. В. Харитонова. М.: Институт психологии РАН, 2015 479 с.

 

7.      Карасев Л. В. О символах Достоевского // Вопросы философии. 1994 № 10 С. 90–111.

 

8.      Касаткина Т. А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф. М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015 528 c.

 

9.      Кольцова В. А., Холондович Е. Н. Воплощение духовности в личности и творчестве Ф. М. Достоев ского. М.: Институт психологии РАН, 2013 304 с.

 

10.   Потебня А. А. Символы славянской мифологии. М.: Вече, 2018 472 с.

 

11.   Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. М.: Аспект Пресс, 2011 400 с.

 

12.   Рыжов Б. Н. Психологический возраст цивилизации // Системная психология и социология. 2015 № 2 (14). С. 60–70.

 

13.   Рябов В. В., Романова Е. С. Психографические аспекты в творчестве Ф. М. Достоевского. М.: МГПУ, 2007 176 с.

 

14.   Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т. Т. 1 М: Педагогика, 1985 328 с.

 

15.   Федор Достоевский. Тексты и рисунки. М.: Русский язык, 1989 200 с.

 

16.   Юнг К. Г. Психологические типы. Академическийпроект, 2018 538 с.

 

17.   Horvath Gesa S. Dostoevsky’s idea of the Golden age. Modern subjectivity in philosophical and poetic perspective (Demons) // Dostoevsky Journal. 2017 V. 18 № 1 (Jan 2017). P. 37–48.

 

18.   Jensen K. A. Nietzsche and Dostoevsky: on the verge of nihilism // Dostoevsky Journal. 2018 V. 19 № 1 (Dec 2018). P. 85–89.

 

19.   Meacham W. A Case Study in Human Behaviour, Motivation and Abnormal Psychology of Fyodor Dostoyevsky // Owlcation. Psychology. Jun. 2016 URL: https://owlcation.com/social-sciences/Abnormal-Psychology-Case-Study-of-Fyodor-Dostoyevsky (дата обращения: 25.01.2019).

 

20.   Read H. Education through Art. London: Pantheon books, 1958 328 p.