Просмотров: 4375
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И САМООЦЕНКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ НАДОМНОМ ОБУЧЕНИИ
Т. А. Шилова, Л. И. Костерева, МГПУ, Москва В статье рассматривается проблема социального взаимодействия и самооценки старшеклассников, обучающихся на дому, а также затрагиваются вопросы их психологического сопровождения в системе надомного обучения. Акцентируется внимание на особенностях взаимодействия старшеклассников с педагогами, сверстниками, указана роль системного социального взаимодействия во взаимосвязи с самооценкой старшеклассников. В статье представлены данные исследования коммуникативной установки, самооценки и отдельных компонентов личности (замкнутость, самоуверенность, самопринятие и другие) восьмидесяти старшеклассников в возрасте от 15 до 18 лет, обучающихся как в общеобразовательной школе, так и на дому. Проведенное исследование выявило ряд ключевых различий в самооценке и уровне общительности у старшеклассников общеобразовательных школ и старшеклассников, обучающихся на дому. Учащиеся надомного обучения склонны к низкой самооценке, неуверенности в себе, замкнутости. Их также характеризует низкий уровень общительности и недостаток навыков построения позитивного коммуникативного взаимодействия со сверстниками. Выявленные результаты исследования позволяют определить направление работы по психологическому сопровождению учащихся надомной формы обучения. Ключевые слова: системно-деятельностный подход; старшеклассники; обучение на дому; социальное взаимодействие; самооценка; психологическое сопровождение; психологическое консультирование; развитие коммуникативных навыков; интегрирование учащихся. |
||
Просмотров: 5063
СВЯЗЬ ТИПА МЫШЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ С ИХ ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
В. П. Шейнов, Республиканский институт высшей школы, Минск, Республика Беларусь
В статье установлена связь между типом мышления и рядом личностных характеристик преподавателей и студентов: ассертивностью, незащищенностью от манипуляций, общительностью, уверенностью в себе, пассивностью, ориентацией на воображение, спонтанностью и осмотрительностью. В качестве испытуемых выступили преподаватели и студенты ряда Белорусских государственных университетов. Всего 381 испытуемый. Все испытуемые ответили на вопросы четырех тестов: «Оценка степени незащищенности индивида от манипулятивных воздействий», тест ассертивности (А 26), тест «Профиль мышления» Дж. Брунера и «Личностный тест» Дж. Баррета. Результаты проведенного исследования позволили установить положительную корреляцию ассертивности преподавателей и студентов обоего пола с уверенностью в себе и отрицательную — с их пассивностью. При этом у женщин ассертивность положительно коррелирует со словесно-логическим мышлением, а у мужчин — с абстрактно-символическим мышлением. Также было установлено, что у преподавателей-женщин существует положительная связь незащищенности от манипуляцийс их общительностью, а у мужчин подобная связь отсутствует. Другим результатом проведенного исследования явилось установление положительной корреляции словесно-логического мышления преподавателей и студентов обоего пола с наглядно-образным и креативным мышлением, уверенностью в себе и с ориентацией на воображение, а также общительности преподавателей и студентов обоего пола с наглядно-образным мышлением, уверенностью в себе и спонтанностью и их пассивности с осмотрительностью. В то же время было установлено, что преподавательницы и студентки имеют более высокие показатели в словесно-логическом и наглядно-образном мышлении, они более общительны, пассивны, ориентированы на воображение и спонтанны, тогда как преподаватели-мужчины и студенты-юноши обладают преимуществом в предметном и абстрактно-символическом мышлении и больше ориентируются на факты, имея при этом более высокие показатели ассертивности. Ключевые слова: типы мышления; личностные характеристики; ассертивность; незащищенность от манипуляций; преподаватели; студенты; половые различия. |
||
Просмотров: 3982
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Е. С. Романова, Л. В. Макшанцева, МГПУ, Москва В статье рассматриваются теоретические аспекты организации и проведения психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков. Акцентируется внимание на важности своевременного выявления влияния контента (составляющих) информационного пространства, оказывающего вредоносное воздействие на подростков. Затрагиваются вопросы организации и проведения психологической экспертизы информационной продукции. Подчеркивается необходимость учитывать психологические закономерности возрастного развития, особенностей личности обучающихся для проектирования мероприятий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Особое значение придается проблеме создания полноценной системы валидных показателей экспертных оценок, охватывающих сферу вопросов оценки и анализа информационного пространства, совершенствования профессиональной среды и развития организационно-управленческих и психологических механизмов, обеспечивающих безопасную информационную продукцию для детей. Проводится рассмотрение экспертизы информационной продукции, регламентированной Федеральным законодательством, и психологической экспертизы информационной продукции, осуществляемой в рамках научно-практического исследования, направленного на психологическую оценку и анализ негативного влияния информационного пространства на подростковую среду, выработку рекомендаций психолого-педагогического характера и принятие эффективных социально-психологических решений в рамках общественных обсуждений. Психологическая экспертиза негативного влияния информационной продукции на подростков раскрывается как сложный, многоплановый процесс, затрагивающий разные позиции рассматриваемого вопроса в отношении нежелательного, опасного, вредоносного контента. Указываются следующие аспекты, которые необходимо учитывать, прежде всего: содержательная направленность оцениваемой информационной продукции, ее основное предназначение и сопутствующие возможные воздействия и риски; специфика восприятия информационной продукции подростком, как с точки зрения изучения особенностей психического процесса, так и с точки зрения механизмов управления восприятием; своевременное нахождение вредоносного контента, предотвращение и профилактика негативного воздействия на подростка; разработка средств и создание условий для обеспечения безопасности информационного пространства для подростков. В вопросах организации и осуществлении психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков подчеркивается важность этапов проектирования исследования, прогнозирования его результатов и управления полученной информацией, а также формулирование предложений и рекомендаций. В статье предпринята попытка дать системное представление о психологической экспертизе негативного влияния информационной продукции на подростков, раскрыть основные способы решения экспертных задач, методы анализа и прогнозирования, принятия решений. Ключевые слова: психологическая экспертиза; негативное влияние; информационная продукция; информационное пространство; особенности личности обучающихся. |
||
Просмотров: 7905
СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ А. В. Зобков, ВлГУ им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир В статье рассматривается системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности. Приводится описание системно-структурного подхода, применение которого позволило определить и описать компонентный состав механизмов саморегуляции учебной деятельности в различные периоды развития личности, начиная с подросткового периода (школьное обучение), заканчивая юношеским периодом возрастного развития и обучением в высшем учебном заведении. Саморегуляция учебной деятельности представляет собой сложный процесс организации личностью своего поведения, который направлен на обеспечение устойчивого и эффективного ее функционирования в ходе учебной деятельности и на реализацию самообучения и самовоспитания. Развитие саморегуляции осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: объективно-психологическом (внешнем или индивидном), собственно-психологическом (внутреннем или личностном) и интегративном (субъектном). На каждом из названных уровней саморегуляция учебной деятельности имеет свою специфическую организацию, но только на субъектном уровне она в полной мере раскрывается как система, позволяющая изучить себя в совокупности всех внутренних и внешних связей компонентов саморегуляции, их состава, функций, динамических проявлений и т. д. В статье представлены и описаны механизмы саморегуляции учебной деятельности на субъектном уровне ее организации в период обучения ребенка в седьмом и восьмом классах (13–14 лет), в переходный от старшего подросткового к юношескому периоду обучения (14–16 лет) и в период смены типа обучения, со школьного на обучение в высшем учебном заведении, в который происходит нарушение единства структуры механизма саморегуляции учебной деятельности, приводящее к двум вариантам осуществления саморегуляции: учебно-ориентированному и социально-ориентированному варианту. Описаны содержательные компоненты саморегуляции на каждом из обозначенных возрастных этапов. Кроме того, приведена общая модель саморегуляции, представленная в форме регуляторного кольца саморегуляции субъектом учебной деятельности, ядерным элементом которого (кольца) выступает самооценка субъекта учебной деятельности, учет которой в практической работе педагога и психолога позволит диагностировать и корректировать процесс саморегуляции учебной деятельности обучающегося. Ключевые слова: структура; механизм; саморегуляция; системный подход; учебная деятельность; самооценка; обучающиеся; подростки; юноши. |
||
Просмотров: 10559
СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Рыжов Б. Н. МГПУ, Москва
Статья посвящена обоснованию системной модели человеческой личности, позволяющей с единых методологических позиций дать описание ее наиболее важных структурных компонентов. В предложенной модели социальный и биологический статусы человека представляют социально-биологический лимб или преддверие личности, оказывающее важнейшее влияние на все происходящие в ней процессы. Собственно структуру личности можно представить как ряд концентрических сфер, в которых заключены ее интеллектуальные, эмоционально-волевые и ценностно-мотивационные особенности. Каждая из этих сфер в свою очередь содержит несколько соподчиненных слоев. Внешний слой представляет доступное сознательному контролю и регуляции прижизненное формирование. Внутренний, глубинный – неосознаваемые мотивы и генетически определенные задатки психических характеристик личности. Первой, с точки зрения доступности для внешнего наблюдателя, собственно личностной структурой является интеллектуальная сфера личности. Она объединяет ряд иерархически соподчиненные слоев или уровней, среди которых наиболее глубинным является уровень генетически определенных системно-психологических характеристик или задатков способностей. Далее следует уровень умений, навыков и необходимых для их развития общих и специальных способностей, а затем уровень накопленных человеком знаний. Следующей личностной структурой является эмоционально-волевая сфера личности. В структурной композиции этой сферы волевые процессы составляют внешний слой, непосредственно связанный с интеллектуальной сферой, а лишь частично поддающиеся сознательному контролю, эмоциональные процессы составляют внутренний слой. Наиболее же глубинный уровень личности составляет мотивационно-потребностная сфера, включающая ценности, интересы, увлечения и стремления человека и лежащую в их основе базовую структуру личности — ее мотивационное ядро. Скрепляющими эти структуры интра- и интерсферными образованиями являются темперамент и характер. Построенная на единых теоретических основаниях системная модель личности открывает возможность создания универсального комплекса психодиагностических методов, имеющих унифицированную размерность и позволяющих получать сопоставимые между собой результаты. Ключевые слова: системная психология; системна структура личности; социально-биологического лимб; интеллектуальная сфера; эмоционально-волевая сфера; мотивационное ядро личности; интра-интерсферные образования личности; умственный потенциал.
|
||