PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №23 2017

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Системная структура личности
Зобков А. В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности

Психологические исследования

Романова Е. С., Макшанцева Л. В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект
Шейнов В. П. Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками
Шилова Т. А., Костерева Л. И. Система социального взаимодействия и самооценка старшеклассников при надомном обучении
Романова Е. С., Шубин С. Б. Особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми
Шарова С. С. Особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в 30-х годах XIX века. И. Д. Якушкин
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья, супружество и творчество в биографии Е. Замятина

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Югай С. В., Овсов А. П. Перспективы включения российских педагогических вузов в глобальный оценочный рейтинг
Рычихина Э. Н. Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении

Информация

Юбилей академика РАН, профессора Ирины Петровны Анохиной!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 3 (23)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

С. С. Шарова, Л. А. Машкова, ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ И НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Журнал » 2017 №23 : С. С. Шарова, Л. А. Машкова, ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ И НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
    Просмотров: 94

ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ И НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 

С. С. Шарова,

Колледж малого бизнеса № 4,

Москва,

Л. А. Машкова,

МГУ имени М. В. Ломоносова,

Москва

Статья посвящена исследованию вербальной креативности учащихся c нарушением слуха и мануальной асимметрией. Исследование проводилось на базе корреционной школы, а также ряда общеобразовательных школ Москвы. Для исследования параметров вербальной креативности использовался модифицированный тест Дж. Гилфорда. В работе приняли участие 264 лево- и праворуких учащихся с нарушенным и с сохранным слухом в возрасте от 15 до 21 года, при этом в основную группу вошли 98 неслышащих, 117 слабослышащих учащихся, в контрольную 49 учащихся с сохранным слухом.

Ключевые слова: мануальная асимметрия; леворукость; праворукость; амбедекстр; нарушенный слух; сохранный слух; неслышащие; слабослышащие; вербальная креативность.

 

Введение

 

Интеллектуальное развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее остро стоящих проблем современной педагогической, возрастной и специальной психологии [1; 2; 7; 8]. Один из аспектов этой проблемы связан с исследованием вербальной креативности учащихся с сочетанными леворукостью и полной или частичной утратой слуха. В настоящее время существует много исследований вербальной креативности и ее параметров у леворуких и праворуких учащихся [1; 2; 4; 8; 10; 11]. Гораздо меньше исследований посвящено изучению параметров вербальной креативности учащихся с нарушенным слухом [3; 5; 9]. При этом исследования сочетанного действия мануальной асимметрии и нарушения слуха единичны и сосредоточены в основном в биологическом направлении [4; 6; 11]. Вместе с тем, среди лиц с нарушенным слухом число леворуких в полтора-два раза выше, чем среди людей с нормальным слухом [11]. Цельюисследования стало выявление особенностей параметров вербальной креативности при сочетании двух факторов мануальной асимметрии и нарушенного слуха.

Методика

Исследование проводилось на базе корреционной школы (Колледж малого бизнеса № 4), а также в вузах и общеобразовательных школах города Москвы. что обусловлено пролонгированностью обучения учащихся с нарушенным слухом в коррекционной школе. В основную группу вошли 215 учащихся, из них 98 неслышащих, 117 слабослышащих учащихся, в контрольную группу 49 учащихся с сохранным слухом.

Для исследования параметров вербальной креативности использовался модифицированный тест Дж. Гилфорда [5; 6; 10] на вербальную креативность, диагностирующий как общий уровень вербальной креативности, так и ее параметры: гибкость, оригинальность, беглость. Для достоверности результатов исследования применялись параметрический метод оценки достоверности по t-критерию Стьюдента для независимых выборок и коэффициент корреляции Пирсона.

Перед основным исследованием все учащиеся были разделены на группы по предпочтению руки в своих действиях леворукие, праворукие. Разделение происходило на основе результатов проведенного модифицированного теста М. Аннет [11].

Результаты исследования

Особенности учащихся с нарушенным слухом в полной мере проявились при выполнении заданий теста Дж. Гилфорда на вербальную креативность. Со снижением сохранности слуховой функции резко падает уровень вербальной креативности. У учащихся с нарушенным слухом самые высокие показатели у праворуких учащихся, самые низкие у амбидекстров. У учащихся же с сохранным слухом самый высокий уровень вербальной креативности у амбидекстров, самый низкий у леворуких учащихся [6].

Профили вербальной креативности, включающие в себя параметры «Гибкость», «Беглость» и «Оригинальность» не одинаковы у испытуемых с разной мануальной асимметрией. У учащихся с сохранным слухом профиль вербальной креативности показывает неоднозначные результаты. Так, у праворуких учащихся лучше развиты беглость и оригинальность, у леворуких оригинальность и гибкость, а у амбидекстров гибкость и беглость. При этом самый высокий уровень гибкости наблюдается у амбидекстров, самый низкий у праворуких учащихся. Такая же зависимость наблюдается и в отношении показателя «Оригинальность». Самый высокий уровень беглости у амбидекстров, а самый низкий у леворуких учащихся.

Несколько другой профиль наблюдается у слабослышащих учащихся. У праворуких учащихся он почти повторяет профиль праворуких с сохранным слухом, у леворуких учащихся самый высокий уровень имеет показатель «Оригинальность», самый низкий «Гибкость», у амбидекстров также, как и у леворуких учащихся. При этом самый высокий уровень показателя «Оригинальность» наблюдается у леворуких учащихся, самый низкий у праворуких. Показатель «Гибкость» у леворуких, праворуких и амбидекстров отличается незначительно. Такая же картина и с показателем «Беглость».

 У неслышащих учащихся профиль праворуких практически совпадает с таковым у слабослышащих. Самый высокий результат по показателю «Оригинальность», самый низкий по показателю «Гибкость». У неслышащих леворуких учащихся профиль также практически повторяет профиль леворуких учащихся: самый высокий результат имеет показатель «Оригинальность», самый низкий «Гибкость». Профиль неслышащих амбидекстров проседает на показателе «Гибкость», имея очень низкий результат, потом идет «Оригинальность» и «Беглость». При этом у неслышащих учащихся по показателю «Оригинальность» праворукие учащиеся немного опережают леворуких и амбидекстров. По показателю «Беглость» наблюдается похожая закономерность: праворукие опережают амбидекстров, самые низкие результаты имеют леворукие по этому показателю. По показателю «Гибкость» самые низкие результаты наблюдаются у амбидекстров, а самые высокие у праворуких учащихся.

Как видно из рисунка 1, у праворуких учащихся по параметрам «Беглость» и «Оригинальность» различия между слабослышащими и неслышащими учащимися незначительны, но почти в два раза ниже, чем у учащихся с сохранным слухом. Параметр «Гибкость» также снижается со снижением сохранности слуховой функции, однако снижение не такое заметное, как в случае с оригинальностью и беглостью.

 

 

Рис. 1. Параметры вербальной креативности у праворуких испытуемых с сохранным и нарушенным слухом

 

Как видно из рисунка 2, у леворуких испытуемых наблюдается несколько другая картина. Параметры  «Беглость» и «Гибкость»  выше у учащихся с сохранным слухом, при этом со снижением слуховой функции падает значение данных параметров. По параметру «Оригинальность» у слабослышащих учащихся значение незначительно выше, чем у учащихся с сохранным слухом. При этом у неслышащих учащихся значение параметра «Оригинальность» в два раза ниже, чем у слабослышащих и учащихся с нарушенным слухом.  

 

 

Рис. 2. Параметры вербальной креативности леворуких испытуемых с сохранным и нарушенным слухом

 

Как видно из таблицы 1, параметр «Беглость» снижается при повышении степени потери слуха, при этом у леворуких учащихся это снижение более выражено, чем у их праворуких сверстников. По параметру «Гибкость» различия между праворукими и леворукими учащимися слабо выражены, при этом у учащихся с сохранным слухом этот параметр почти в два раза выше, чем у слабослышащих и неслышащих учащихся. По параметру «Оригинальность» у праворуких учащихся наблюдается явно выраженное снижение данного параметра у слабослышащих и неслышащих учащихся. У леворуких учащихся падение параметра «Оригинальность» наблюдается только у неслышащих учащихся, у слабослышащих учащихся показатели данного параметра выше, чем у учащихся с сохранным слухом.

 

Таблица 1

 

Состояние слуха /

ведущая рука

Леворукие

Праворукие

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Сохранный слух

67,8

28,6

3,6

71,63

26,78

3,53

Слабослышащие

45,74

18,38

3,92

45,05

17,71

1,61

Неслышащие

35,81

14,71

1,74

41,17

15,95

1,63

 

При анализе взаимосвязи между параметрами «ведущая рука вербальная креативность» с помощью коэффициента корреляции Пирсона был выявлено остутствие статистически значимой связи между вербальной креативностью и ведущей рукой (r = 0,023 при р = 0,744). Анализ взаимосвязей ведущей руки с параметрами вербальной креативности позволил обнаружить статистически значимую связь только между ведущей рукой и параметром «Оригинальность» (r = 0,165 при р = 0,020).

При анализе взаимосвязи состояния слуха и уровня вербальной креативности было выявлено, что состояние слуха положительно коррелирует с уровнем вербальной креативности (r = 0,432 при р = 0,000). Анализ взаимосвязи состояния слуха с параметрами вебральной креативности с помощью критерия Пирсона позволил выявить статистически достоверную взаимосвязь между состоянием слуха и всеми параметрами вербальной креативности: «Беглостью» (r = 0,397 при р = 0,000), «Гибкостью» (r=0,463 при р=0,000), «Оригинальностью» (r = 0,263 при р = 0,000).

При анализе возможных взаимосвязей параметров вербальной креативности между собой  было выявлено, что параметр «Беглость» статистически значимо коррелирует с параметрами «Гибкость» (r = 0,783 при р = 0,000) и «Оригинальность» (r = 0,566 при р = 0,000); параметр «Гибкость» в свою очередь статистически значимо коррелирует с параметрами «Беглость», «Оригинальность» (r = 0,687 при р = 0,000); а параметр «Оригинальность» соответственно статистически значимо коррелирует с параметрами «Беглость» и «Гибкость».

При анализе с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок не было выявлено статистически значимых различий между праворукими и леворукими учащимися с сохранным слухом (t = 0,090 р = 0,93) и с нарушенным слухом (t = -0,39,  р = 0,69). По параметру «Оригинальность» были выявлены статистически значимые различия как в выборке учащихся с сохранным слухом (t = -2,35, р = 0,21), так и в выборке учащихся с нарушенным слухом (t = -3,53, р = 0,001). В выборках неслышащих и слабослышащих учащихся не было обнаружено статистически достоверных различий между праворукими и леворукими испытуемыми.

Анализ различий с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок между праворукими учащимися с сохранным слухом и с нарушенным слухом выявил статистически значимые различия (t = -7,56 при р = 0,000). Также выявлены статистически значимые различия в выборке праворуких учащихся по всем параметрам вербальной креативности: «Беглости» (t=-6,872 при р = 0,000), «Гибкости» (t = -7,483 при р = 0,000), «Оригинальности» (t = -,130 при р = 0,000).

При аналогичном анализе результатов леворуких учащихся были выявлены значимые различия между леворукими учащимися с сохранным и леворукими с нарушенным слухом (t = -2,162 при р = 0,036). Кроме того, выявлены статистически значимые различия в выборке леворуких учащихся между учащимися с сохранным и с нарушенным слухом по таким параметрам вербальной креативности, как «Беглость» (t = -2,580 при р = 0,014) и «Гибкость» (t = -2,64 при р = 0,012).

Во время тестирования проводилось диагностическое наблюдение за учащимися. В 50 % случаев леворукие и праворукие испытуемые с нарушенным слухом отказывались придумывать, пропускали сложные для  них задания  —  составить предложения из букв и расшифровать аббревиатуры. При таком положении дел наблюдалось у 30 % учащихся с сохранным слухом и почти у 70 % учащихся с нарушенным слухом. Как показало наблюдение и последующий анализ учебной деятельности и академической успешности учащихся, отказ выполнять задания был более характерен для учащихся с низким уровнем развития словесной речи.

В 70 % случаев учащиеся и с нарушенным, и с сохранным слухом опирались в выборе слов и ассоциаций на окружающее их пространство и начинали перечислять все, что видят.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности развития параметров вербальной креативности при сочетании нарушенного слуха и мануальной асимметрией.

1. Профиль вербальной креативности учащихся с сохранным слухом и с нарушенным слухом различаются: среди учащихся с сохранным слухом более высокий уровень у праворуких учащихся; среди учащихся с нарушенным слухом у леворуких учащихся.

2. По параметру «Оригинальность» слабослышащие и неслышащие леворукие учащиеся имеют статистически достоверно более высокий уровень, чем слабослышащие и неслышащие праворукие учащиеся. При этом слабослышащие леворукие учащиеся имеют более высокий уровень параметра «Оригинальность», чем леворукие и праворукие учащиеся с сохранным слухом.

3. Все параметры вербальной креативности достоверно коррелируют между собой. Выявлена статистически достоверная корреляция между состоянием слуха и всеми параметрами верабальной креативности: со снижением слуха уменьшаются значения всех параметров («Гибкости», «Беглости», «Оригинальности»). Самые высокие значения параметров вербальной креативности наблюдаются у учащихся с сохранным слухом, самые низкие у неслышащих учащихся.  При этом значения параметров у слабослышащих из леворуких учащихся выше, чем у слабослышащих праворуких учащихся.

Литература

  1. Безруких М. М.  Леворукий ребенок в школе и дома. М.: Вентана-Графф, 2007. 240 c.
  2. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. 383 с.
  3. Богданова Т. Г. Исследование мышления лиц с нарушениями слуха: проблемы и перспективы // Психологические проблемы современного образования. М.: Известия ВГПУ. 2009. С. 167171.
  4. Курамин С. А. Возрастные особенности психофизиологических функций у детей 710 лет с нарушением слуха: автореф. канд.биол. наук. Челябинск, 2008. 118 с.
  5. Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. 2-е изд.  М.: Владос, 2014. 124 с. 
  6. Речицкая Е. Г., Шарова С. С. Влияние леворукости на творческое мышление учащихся с нарушенным слухом // Системная психология и социология. 2013. № 7. С. 100105.
  7. Санташова О. В. Особенности взаимосвязи уровня развития двигательной и познавательной сферы у младших школьников с нарушениями слуха // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 702. С. 152155.
  8. Семенович А. В. Эти невероятные левши. М.: Генезис, 2008. 319 с.
  9. Сутырина М. П. Интеллектуальные характеристики студентов с нарушениями слуха // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1(20). С. 244247.
  10.  Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 44 с.
  11.  Шарова С. С. Влияние леворукости на интеллектуальное развитие обучающихся с нарушенным слухом // Казанская наука. 2012. № 4. С. 370373.

 

THE CREATIVE FEATURES IN STUDENTS WITH

MANUAL ASYMMETRIES AND HEARING IMPAIRMENT

S. S. Sharova,

 College of small business № 4,

Moscow

The article devoted to the study of verbal creativity in students with hearing and manual asymmetry. The study was conducted both in the special-needs school and secondary schools in Moscow. To study some verbal creativity parameters a modified Guildford’s test of divergent thinking was used. A total of 264 left-handed and right-handed students (aged 15–21) with hearing impairment and normal hearing took part in the study. The core group included 98 deaf students, 117 hard-of-hearing students, and the control group included 49 students with normal hearing.

Keywords: manual asymmetries; left-handed student; right-handed student; ambidexter,hearing impairment; normal hearing; deaf person; hard-of-hearing; verbal creativity.

 

References

  1.  Bezrukikh M. M. Left-handed child at school and at home. M.: Ventana-Graff, 2007. 240 p.
  2.  Bextereva N. P. The magic of brain and a maze of live. M.: AST; Saint-Petersburg: Sova: 2007. 383 p.
  3. Bogdanova T. G. A thinking research of persons with hearing impairment: problems and prospect // Psychological problems of modern education. News VSPY. 2009. P.167171.
  4. Kuramin S. A. Age-related characteristics of psychophysiological function children 710 years with hearing impairment: abstract candidate of biological science. Chelyabinsk, 2008. 118 p.
  5. Rechickaya E. G., Soshina E. A. Development of creative imagination of junior schoolchild in condition normal and hearing-impaired. M.: Vlados, 2014. 124 p.
  6. Rechickaya E. G., Sharova S. S. The influence of left-handedness on creative thinking in deaf and hard-of-hearing children // Systems psychology  and sociology. 2013. № 7. P.100105.
  7. Santashova O. V. Specifics relationship level of development motor and cognitive sphere of junior schoolchild // News from Russian state pedagogic university by A. I. Gertsen. 2008. № 702. P. 152155.
  8. Semenovich A. V. These incredible left-handed people. M.: Genesis, 2008. 319 P.
  9. Sutirina M. P. Intellectual characteristic of students with hearing impairment // World of science, culture, education. 2010. № 1. P. 244247.
  10. Tunik E. E. Psychodiagnosis of creative thinking. Creative tests. SP: «Didactics Plus». 2002. 44p.
  11. Sharova S. S. The influence of left-handedness on intellectual development of students with hearing impairment // Kazan science. 2012. № 4. P. 370373.