PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №23 2017

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Системная структура личности
Зобков А. В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности

Психологические исследования

Романова Е. С., Макшанцева Л. В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект
Шейнов В. П. Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками
Шилова Т. А., Костерева Л. И. Система социального взаимодействия и самооценка старшеклассников при надомном обучении
Романова Е. С., Шубин С. Б. Особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми
Шарова С. С. Особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в 30-х годах XIX века. И. Д. Якушкин
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья, супружество и творчество в биографии Е. Замятина

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Югай С. В., Овсов А. П. Перспективы включения российских педагогических вузов в глобальный оценочный рейтинг
Рычихина Э. Н. Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении

Информация

Юбилей академика РАН, профессора Ирины Петровны Анохиной!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 3 (23)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Т. А. Шилова, Л. И. Костерева, СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И САМООЦЕНКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ НАДОМНОМ ОБУЧЕНИИ

Журнал » 2017 №23 : Т. А. Шилова, Л. И. Костерева, СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И САМООЦЕНКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ НАДОМНОМ ОБУЧЕНИИ
    Просмотров: 76

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И САМООЦЕНКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ НАДОМНОМ ОБУЧЕНИИ

 

Т. А. Шилова,

Л. И. Костерева,

МГПУ, Москва

В статье рассматривается проблема социального взаимодействия и самооценки старшеклассников, обучающихся на дому, а также затрагиваются вопросы их психологического сопровождения в системе надомного обучения. Акцентируется внимание на особенностях взаимодействия старшеклассников с педагогами, сверстниками, указана роль системного социального взаимодействия во взаимосвязи с самооценкой старшеклассников. В статье представлены данные исследования коммуникативной установки, самооценки и отдельных компонентов личности (замкнутость, самоуверенность, самопринятие и другие) восьмидесяти старшеклассников в возрасте от 15 до 18 лет, обучающихся как в общеобразовательной школе, так и на дому. Проведенное исследование выявило ряд ключевых различий в самооценке и уровне общительности у старшеклассников общеобразовательных школ и старшеклассников, обучающихся на дому. Учащиеся надомного обучения склонны к низкой самооценке, неуверенности в себе, замкнутости. Их также характеризует низкий уровень общительности и недостаток навыков построения позитивного коммуникативного взаимодействия со сверстниками. Выявленные результаты исследования позволяют определить направление работы по психологическому сопровождению учащихся надомной формы обучения.

   Ключевые слова: системно-деятельностный подход; старшеклассники; обучение на дому; социальное взаимодействие; самооценка; психологическое сопровождение; психологическое консультирование; развитие коммуникативных навыков; интегрирование учащихся.

 

Введение

Современная система социального взаимодействия в образовании базируется на принципах, задающих идеалы и цели надомному обучению старшеклассников. При этом критерием их личностной зрелости выступает готовность к саморазвитию, самообразованию при наличии адекватной самооценки. Исследование этой проблемы предполагает обобщение обширного материала по проблемам психического и социального развития учащихся для понимания   психологических особенностей личности старшеклассников, обучающихся на дому, что необходимо для последующего интегрирования их в общество [1; 2; 46; 8]. В качестве основного результата надомного обучения рассматривается способность личности самостоятельно действовать в различных жизненных ситуациях, что отражает возможности обучаемых, их личностного и социального становления, в том числе с помощью психологического сопровождения
[3; 11].

 В современных подходах психологическое сопровождение представляет собой высшую форму образовательной деятельности старшеклассников надомного обучения в построении их активности, направленной на развитие адекватной самооценки.  В теории управления социальным взаимодействием подчеркивается, что люди сами создают ситуации, чтобы выразить определенные значения, с помощью которых они производят положительное впечатление на других людей. Проблема взаимосвязи самооценки и взаимодействия с окружающим миром является в настоящее время актуальной и оказывает огромное влияние на обучение, жизнедеятельность ученика в целом [3; 6; 10; 11]. 

Современные концепции системы социального взаимодействия и самооценки старшеклассников при надомном обучении

 В концепции российского образования выделены основные направления социализации учащихся, связанные с развитием нравственных качеств, предприимчивости, мобильности, самостоятельности, чувства ответственности, способности ставить адекватные цели и быстро принимать решение [5; 6]. В этом процессе системе психологического сопровождения отведена не последняя роль: оно «направлено на создание условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения детей, возможностей их творческого и самостоятельного освоения системы отношений с миром и самим собой» [7: с. 6]. Таким образом, взаимодействие рассматривается как процесс взаимного отражения, влияния и воздействия на учащихся.

На современном этапе актуальными становятся исследования о влиянии самооценки старшеклассника на мотивацию к учебе, межличностные контакты, особенно, когда ученик обучается на дому [3; 9; 11]. В настоящее время подобных исследований не так много. В рамках данной темы особое внимание заслуживает проблема учета запросов обучающихся на дому старшеклассников на взаимодействие со сверстниками.

 

 

Психологические принципы системы социального взаимодействия и самооценки старшеклассников надомного обучения

Ведущая роль в системе социального взаимодействия и самооценки отводится старшекласснику, способному реализовывать себя в разных видах активности, проявляющихся на нескольких уровнях социального взаимодействия.

Макроуровень взаимодействие индивида с другими индивидами. На этом уровне процесс взаимодействия рассматривается во времени, сопоставимом с длительностью жизни личности. Взаимодействие выступает как сложная система взаимосвязей личности с разными людьми и группами в социуме.

Мезауровень взаимодействие рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных контактов, в которых оказываются люди в настоящей жизни, в конкретных временных отрезках своей жизни.

Микроуровень взаимодействие состоит из анализа единиц общения как сопряженных актов или трансакций [10].

 При рассмотрении самооценки во внимание принимаются такие ее виды, как заниженная, адекватная и завышенная. Заниженная самооценка   характеризует личность, недооценивающую собственные силы, избегающую внимания к себе, старающуюся уклоняться от чрезмерной ответственности. Вид низкой самооценки влияет на все уровни взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому.  Завышенная самооценка наблюдается у личности, которая часто переоценивает свои силы, не проявляет общительности по отношению к другим людям.  Личность с адекватной самооценкой реально оценивает свои силы и возможности, ставит перед собой четкие, достижимые цели, что свидетельствует о зрелости личности.

Таким образом, цель исследования заключается в выявлении закономерностей и механизмов взаимосвязи самооценки личности и социального взаимодействия старшеклассников надомного обучения.

 

 

Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе реабилитационного центра Федерального государственного бюджетного учреждения  Федерального бюро медико-социальной экспертизы, и в нем приняло участие 80 старшеклассников в возрасте от 15 до 18 лет. Из них — 40 учащихся общеобразовательной школы; 40 испытуемых — учащиеся надомного обучения.

Были применены следующие методики: методика исследования самоотношений В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, предназначенная для исследования структуры отдельных компонентов самоотношения личности: замкнутости, отраженного самоотношения, внутренней конфликтности, самоуверенности, самоценности, самопривязанности, самообвинения.

Методика «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского — для определения уровня общительности личности. Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко — для выявления негативных коммуникативных видов установок личности. Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси позволяет выделить количественное исследование самооценки личности.

Статистическая обработка данных нашего исследования проведена с помощью программы IBMSPSSStatistics 20. Для определения взаимосвязи по всем методикам использовался коэффициент корреляции Спирмена.

 

 

Результаты и их обсуждение

Таблица 1

Различия в проявлении характеристик самоотношения личности

Параметры

Старшеклассники общеобразовательной школы

Старшеклассники, обучающиеся на дому

t - критерий Стьюдента

Замкнутость

5,48

7,15

2,8

Самоуверенность

6,18

4,3

3,2

Самоценность

5,7

3,93

3,4

Саморуководство

5,95

4,5

3,1

Отраженное самоотношение

5,8

4,35

3,2

Самопринятие

6,6

4,23

4,6

Самопривязанность

5,64

6

0,8

Внутренний конфликт

6,45

7,4

1,8

Самообвинение

4,93

7,18

4,8

Примечание: выделены статистически значимые различия; при p<0,01

 

Методика исследования самоотношений В. В. Столина, С. Р. Пантелеева позволила выявить структуру отдельных компонентов самоотношения личности двух групп старшеклассников, обучающихся в школе и на дому.  Сравнительный анализ по t-критерию Стьюдента подтвердил достоверность выраженных различий средних значений параметров исследования самоотношений личности старшеклассников на достоверно значимом уровне (табл. 1). Из таблицы 1 видно, что старшеклассники, обучающиеся на дому, характеризуются высоким уровнем замкнутости, низким уровнем самоуверенности, самоценности, низким уровнем самопринятия, высоким внутренним конфликтом и высоким уровнем самообвинения. В группе старшеклассников, проходящих обучение в общеобразовательной школе, мы наблюдаем низкие показатели замкнутости, внутреннего конфликта, самообвинения и высокий уровень самоуверенности, самоценности, саморуководства, самопринятия.

 

 

Рис. 1. Самооценка старшеклассников (данные представлены в %)

 

Расчет количественных показателей методики говорит о выраженных различиях в самооценке личности старшеклассников, представленных на рисунке 1. Среди старшеклассников, посещавших общеобразовательную школу, высокий уровень самооценки выявлен у 15 % учащихся, у 80 % учащихся обнаружен средний уровень самооценки и у 5 % учащихся зафиксирован низкий уровень самооценки. Среди учащихся, обучающихся на дому высокий уровень самооценки показали 5 % старшеклассников, 55 % учащихся имеют средний уровень самооценки, 40 % — низкий уровень самооценки.

 

 

 

Рис. 2. Результаты исследования коммуникативной установки старшеклассников (данные представлены в %)

 

Анализируя данные, представленные на рисунке 2, следует отметить, что среди старшеклассников, обучающихся на дому, 82 % учащихся имеют выраженную негативную коммуникативную установку, 27 % старшеклассников показывают открытую жестокость в отношениях, 72 % отмечают завуалированную жестокость; 70 % старшеклассников, обучающихся на дому, показали негативный личный опыт общения с окружающими. У старшеклассников общеобразовательной школы выраженную негативную коммуникативную установку отметили 72 % учащихся, 32 % — завуалированную жестокость, 67 % — открытую жестокость в отношениях к людям, у 17 % старшеклассников выявлен негативный личный опыт.

Для оценки уровня общительности, применялась методика «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского, позволившая определить уровень общительности, коммуникабельности личности.  Полученные результаты говорят о том, что у 57 % старшеклассников наблюдается нормальная коммуникабельность; 37 % школьников имеют средний уровень коммуникабельности; у 6 % учащихся выявлен низкий уровень общительности. Старшеклассники надомного обучения показали, что у 10 % общительность ниже среднего; 60 % учащихся отметили собственную замкнутость, малочисленность друзей; 30 % старшеклассников, обучающихся на дому, показали нормальную коммуникабельность.

На завершающем этапе исследования были определены взаимосвязи между уровнем самооценки и другими показателями методик. Для этого был проведен сравнительный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена.

Так, коэффициент корреляции Спирмена между показателем самооценки у старшеклассников, обучающихся на дому, и показателями самоотношения показывают статистически достоверную значимость взаимосвязи (корреляция значима на уровне p < 0,01): замкнутость (r = 0,443), самоуверенность (r = 0,702), самоценность (r = 0,523), самопринятие (r = 0,756), внутренний конфликт (r = 0,597), самообвинение (r = 0,649).

При сравнении показателей самооценки у старшеклассников, обучающихся на дому, с показателями коммуникативной установки также выявлена статистически достоверная значимость. В группе старшеклассников, обучающихся на дому, обнаружены достоверные положительные корреляции между отдельными компонентами выраженной негативной коммуникативной установки, состоящей из (выраженной негативной установки (r = 0,391, p < 0,5), завуалированной жестокости (r = 0,721, p < 0,01), открытой жестокости (r = 0, 398, p < 0,5), негативного личного опыта (r = 0, 733, p < 0,01)  и уровнем самооценки. Низкая самооценка способствует развитию высоких показателей всех компонентов коммуникативной установки. При этом выше показатели завуалированной жестокости по отношению к людям у старшеклассников, обучающихся на дому.

Выводы

Обобщая результаты анализа самооценки и уровней взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому, можно сделать следующие выводы. В результате исследования обнаружились выраженные различия самооценки и особенностей взаимодействия старшеклассников, обучающихся в общеобразовательной школе и на дому. У большинства старшеклассников надомного обучения наблюдается низкий уровень самооценки. При заниженной самооценке личность характеризуется неуверенностью в себе, постановкой более низких целей, преувеличением значения неудач. Неуверенность часто является устойчивым качеством личности и ведет к формированию пассивности, «комплекса неполноценности».

Старшеклассники, обучающиеся на дому, также характеризуются низким уровнем общительности. Это указывает на несформированность навыков позитивного общения. Кроме того, наблюдается высокая замкнутость, низкая самооценка, что может сделать старшеклассника обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности; высокие значения внутренней конфликтности также говорят о негативном отношении к себе, конфликте между «Я-реальным» и «Я-идеальным»,  признании своей малоценности. Старшеклассники, обучающиеся на дому, открыто не проявляют свою враждебность, и в силу приобретенного негативного личного опыта взаимодействия у них проявляется завуалированная жестокость к людям, в то время как их сверстники с выраженной негативной коммуникативной установкой склонны к открытому проявлению жестокости к людям. Между показателями самооценки старшеклассников, обучающихся на дому, и отдельными компонентами самоотношения личности (замкнутость, самоуверенность, самоценность, самопринятие, внутренний конфликт, самообвинение) и компонентами коммуникативной установки установлена статистически достоверная взаимосвязь.

 

 

 

 

Литература

 

  1. Иванов А. В. Социальная педагогика: учеб. пособие / под общ. ред. А. В. Иванова. М.: Дашков и К, 2013. 424 с.
  2. Кожинова О. В., Чибискова О. В. Проблемы развития способности к саморегуляции и самоорганизации у старшеклассников // Системная психология и социология. 2013.  № 7. С. 51–58.
  3. Костерева Л. И. Актуальные проблемы взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования: Сборник научных трудов, по итогам международной научно-практической конференции. № 3.  Самара, 2016. С. 162–164.
  4. Львова С. В. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия учителя с группой учеников // Вестник Московского педагогического университета. Серия: «Педагогика и психология». 2008. № 3. С. 36–45.
  5. Романова Е. С. Потенциал вузовской науки в обеспечении гражданского и профессионального становления участников образовательного процесса // Системная психология и социология. 2010. № 2 (I). С. 28–43.
  6. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Успешная социализация как необходимое условие формирования психологического здоровья школьников // Психическое здоровье школьников в условиях московского мегаполиса. М.: МГПУ, 2014. С. 15–23.
  7. Романова Е. С., Абушкин Б. М. Психологическое здоровье как фактор системной социализации школьников // Системная психология и социология. 2015. № 13. С. 5–13.
  8. Рыжов Б. Н. Системные основания психологии // Системная психология и социология. 2010. Т. 1. № 1. С. 5–42.
  9. Шилова Т. А. Психологические особенности личности учащегося с трудностями в обучении // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Психология и педагогика». 2014. № 4. С.101–107.
  10. Шилова Т. А. Социальная психология: учеб.-методич. пособие для бакалавров. М.: ГУУ, 2012. 160 с.
  11. Шилова Т. А., Костерева Л. И. Психологические особенности направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому // Вестник Российского университета дружбы народов Серия: «Психология и педагогика». 2015. № 2. С. 98–102.

 

 THE SYSTEM OF SOCIAL INTERACTION AND HOMESCHOOLED HIGH-SCHOOL STUDENTS’ SELF-ESTEEM

T. A. Shilova,

L. I. Kostereva,

MCU, Moscow

The article discusses the problem of social interaction and high-school students’ self-esteem in a system of homeschooling. The issue of psychological support in the system of homeschooling is also presented. The attention is paid to the features of students’ interactions with teachers, peers and the role of the system of social interaction and its relationship to students’ self-esteem is also defined. The article presents the research data about communication attitude, self-esteem and some individual components of personality (such as introversion, self-confidence, self-acceptance and other) in eighty high school students aged 15-18 years, enrolled in comprehensive school and home-based education. The study has found several key differences in self-esteem and the level of sociability in high-school students and homeschooled high-school students. Homeschooled high-school students are prone to low self-esteem, lack of self-confidence and social withdrawal. They are also characterized by low-level of sociability and lack of communication skills to build a positive interaction with peers. The revealed results allow to define a line of work for homeschooled students’ psychological support.

Keywords: system and activity approach; high-school students; homeschooling; social interaction; self-esteem; psychological support; psychological counseling; developing communication skills; integration of students.

 

 

References

  1. Ivanov A. V. Social pedagogy / ed. by A. V. Ivanov. M.: Dashkov and K, 2013. 424 p.
  2. Kozhinova O. V. Chibiskova O. V. Problems of development of self-regulatory ability and self-organization in high school students // Systems psychology and sociology. 2013. № 7. P. 51–58.
  3.  Kostereva L. I. Actual problems of interaction of high school students at home // Actual problems of psychology, pedagogy and education: collection of scientific papers, the results of international scientific-and-practical conference. № 3. Samara, 2016. P. 162–164.
  4.  Lvova S. V. Psycho-pedagogical aspects of teacher’s interaction with a group of students // Vestnik of the Moscow pedagogical University. Series: «Pedagogy and psychology». 2008. 3. P. 36–45.
  5.  Romanova E. S. The development of the science of higher education for the support of the civil and occupational formation of the participants of the educational process // Systems psychology and sociology. 2010. № 2 (I). P. 28–43.
  6.  Romanova E. S., Abashkin B. M. Successful socialization as a necessary factor for formation of schoolchildren's psychological health // Mental health of schoolchildren in Moscow of the metropolis. M.: Moscow state pedagogical University, 2014, P. 15–23.
  7. Romanova E. S., Abashkin B. M. Psychological health as a factor for students’ system socialization // Systems psychology and sociology. 2015. № 13. P. 5–13.
  8. Ryzhov B. N. System foundations of psychology // Systems psychology and sociology. 2010. V. l. № 1. P. 5–42.
  9. Shilova T. A. Psychological characteristics of a student with learning difficulties // Bulletin of the Russian University of friendship of peoples. Series: «Psychology and pedagogics». 2014. 4. P. 101107.
  10.  Shilova T. A. Social psychology. M.: publishing house of state University of management, 2012. 160 p.
  11.  Shilova T. A., Kostereva L. I. Psychological peculiarities of the personality orientation of homeschooled high school students // Bulletin of the Russian University of friendship of peoples Series: «Psychology and pedagogics». 2015. № 2. P. 98–102.