PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №23 2017

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Системная структура личности
Зобков А. В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности

Психологические исследования

Романова Е. С., Макшанцева Л. В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект
Шейнов В. П. Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками
Шилова Т. А., Костерева Л. И. Система социального взаимодействия и самооценка старшеклассников при надомном обучении
Романова Е. С., Шубин С. Б. Особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми
Шарова С. С. Особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в 30-х годах XIX века. И. Д. Якушкин
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья, супружество и творчество в биографии Е. Замятина

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Югай С. В., Овсов А. П. Перспективы включения российских педагогических вузов в глобальный оценочный рейтинг
Рычихина Э. Н. Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении

Информация

Юбилей академика РАН, профессора Ирины Петровны Анохиной!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 3 (23)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Е. С. Романова, Л. В. Макшанцева, К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Журнал » 2017 №23 : Е. С. Романова, Л. В. Макшанцева, К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
    Просмотров: 98

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Е. С. Романова, 

Л. В. Макшанцева,

МГПУ, Москва

В статье рассматриваются теоретические аспекты организации и проведения психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков. Акцентируется внимание на важности своевременного выявления влияния контента (составляющих) информационного пространства, оказывающего вредоносное воздействие на подростков. Затрагиваются вопросы организации и проведения психологической экспертизы информационной продукции. Подчеркивается необходимость учитывать психологические закономерности возрастного развития, особенностей личности обучающихся для проектирования мероприятий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Особое значение придается проблеме создания полноценной системы валидных показателей экспертных оценок, охватывающих сферу вопросов оценки и анализа информационного пространства, совершенствования профессиональной среды и развития организационно-управленческих и психологических механизмов, обеспечивающих безопасную информационную продукцию для детей.

Проводится рассмотрение экспертизы информационной продукции, регламентированной Федеральным законодательством, и психологической экспертизы информационной продукции, осуществляемой в рамках научно-практического исследования, направленного на психологическую оценку и анализ негативного влияния информационного пространства на подростковую среду, выработку рекомендаций психолого-педагогического характера и принятие эффективных социально-психологических решений в рамках общественных обсуждений.

Психологическая экспертиза негативного влияния информационной продукции на подростков раскрывается как сложный, многоплановый процесс, затрагивающий разные позиции рассматриваемого вопроса в отношении нежелательного, опасного, вредоносного контента. Указываются следующие аспекты, которые необходимо учитывать, прежде всего: содержательная направленность оцениваемой информационной продукции, ее основное предназначение и сопутствующие возможные воздействия и риски; специфика восприятия информационной продукции подростком, как с точки зрения изучения особенностей психического процесса, так и с точки зрения механизмов управления восприятием; своевременное нахождение вредоносного контента, предотвращение и профилактика негативного воздействия на подростка; разработка средств и создание условий для обеспечения безопасности информационного пространства для подростков.

В вопросах организации и осуществлении психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков подчеркивается важность этапов проектирования исследования, прогнозирования его результатов и управления полученной информацией, а также формулирование предложений и рекомендаций.

В статье предпринята попытка дать системное представление о психологической экспертизе негативного влияния информационной продукции на подростков, раскрыть основные способы решения экспертных задач, методы анализа и прогнозирования, принятия решений.

Ключевые слова: психологическая экспертиза; негативное влияние; информационная продукция; информационное пространство; особенности личности обучающихся.

 

 

Введение

Широкое распространение информационно-коммуникационных технологий, которые содержат в своем арсенале негативные аспекты, показавшие (на мировом уровне) возможность оказания вредоносного влияния информационной продукции на подростковую среду, приводят к необходимости создания условий для обеспечения информационной безопасности. При этом информационная безопасность рассматривается как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [4: Глава 1, Статья 2, п.4].

В настоящее время особое значение придается проблеме создания полноценной системы валидных показателей экспертных оценок, охватывающих сферу вопросов оценки и анализа информационного пространства, совершенствования профессиональной среды и развития организационно-управленческих и психологических механизмов, обеспечивающих безопасную информационную продукцию для детей. Такая среда «должна соответствовать по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей» [4: Глава 1, Статья 2, п.4].

Назначение и проведение экспертизы информационной продукции в нашей стране регламентировано общими требованиями, обозначенными Федеральным Законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Экспертиза осуществляется «экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, граждан на договорной основе» [4: Глава 4, Статья 17, п. 1].

Для проведения экспертизы могут быть привлечены «лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, детской психиатрии» [4: Глава 4, Статья 17, п. 5].

В отличие от экспертизы информационной продукции, регламентированной Федеральным законодательством, психологическая экспертиза информационной продукции может быть рассмотрена как научно-практическое исследование, результаты которого носят рекомендательный характер. Психологическая экспертиза направлена на психологическую оценку и анализ негативного влияния информационного пространства на подростковую среду, выработку рекомендаций психолого-педагогического характера и принятие эффективных социально-психологических решений в рамках общественных обсуждений.  

 

Основные вопросы проблемы психологической экспертизы

в оценке негативного влияния информационной продукции

К осуществлению психологической экспертизы могут быть привлечены эксперты разных уровней, включая экспертов группы управления (проектирование исследования, прогнозирование и управление полученной информацией), аналитической группы (объективные оценки, мнения) и группы экспертов-наблюдателей (субъективные оценки, мнения) [3].

Психологическая экспертиза негативного влияния информационной продукции на подростков сложный, многоплановый процесс, затрагивающий разные аспекты рассматриваемого вопроса в отношении нежелательного, опасного, вредоносного контента.

Прежде всего, важно учитывать вектор содержательной направленности оцениваемой информационной продукции, ее основное предназначение (основной посыл) и сопутствующие возможные воздействия и риски.

Следующим значимым аспектом является специфика восприятия информационной продукции подростком (человеком), как с точки зрения изучения особенностей изучаемого психического процесса, так и с точки зрения механизмов управления (манипулирования) восприятием. В первом случае, выявляется общая тенденция специфики восприятия (наряду с пониманием, осознанием и отношением) подростковой средой исследуемого объекта (это может быть и конкретный информационный продукт, например, рекламное сообщение,  информация в чате, а может быть и общее восприятие на основе сформировавшегося определенного отношения, установки на информационное пространство). Во втором случае, определяется специфика влияния данного информационного продукта воспринятого реципиентом, аудиторией, подростковой средой. А также раскрытие технологии, методов и способов (ресурсов) преднамеренного воздействия посредством внедрения и предоставления контента, причем, как открытого, так и скрытого характера (в том числе, открыто побуждающих или пропагандирующих, и скрытно воздействующих на подсознание).

В этой связи, следующим немаловажным вопросом является своевременное нахождение вредоносного контента, предотвращение и профилактика негативного воздействия на подростков. Сложность данной задачи заключается в широкой масштабности средств воздействия по различным направлениям, видам и разновидностям информационного пространства, по каждому из которых имеются свои технологии, методы и способы воздействия, а в ряде случаев – достаточно точные расчеты, например, формулы расчета эффективности рекламной продукции. Кроме того, имеются сведения о психофизиологических аппаратурных исследованиях восприятия реципиентом предлагаемой информационной продукции; нейропсихологических средствах воздействия на подсознание потребителя (нейромаркетинг) [3].

Вследствие вышеуказанных позиций необходимо рассмотрение вопроса, касающегося средств и создания условий для обеспечения безопасности информационного пространства для подростков. Во-первых, средства эффективной оценки для нахождения вредоносного контента, включая:

- нахождение и дифференциация нежелательного, опасного и вредоносного контента в информационном пространстве;

- определение уровней и направленности негативного воздействия, степени реальных угроз.

Во-вторых, средства предотвращения и профилактики негативного воздействия: разработка эффективных методов и действенных мер по его нейтрализации, предотвращению негативного воздействия, профилактики его появления, активации.

В-третьих, комплекс всевозможных мер по решению общей проблемы безопасности подростков в информационном пространстве: разработка специального курса в образовательной программе школы (включая программы по формированию навыков безопасного поведения в Сети); психолого-педагогическое и научно-исследовательское сопровождение; взаимодействие педагогической и родительской общественности, социальных служб, правоохранительных органов, владельцев социальных сетей, провайдеров.

В плане осуществления так называемой точечной помощи, приобретает особое значение персонификация направленности информации, которая усиливает масштабность психологического вектора работ. Как правило, технология влияния информационной продукции ориентирована на групповое воздействие (например, реклама – на целевую группу с определенной характеристикой). При этом не исключается возможность индивидуально-личностной направленности воздействия, напротив, в этом ракурсе наблюдается особая активность, настораживающая своим уровнем воздействия и степенью угроз. Меры противодействия такому персонифицированному вредоносному контенту требуют глубокого исследования в каждом конкретном случае.

Важно отметить, что, когда речь идет о вопросах экспертизы, носящей характер индивидуально-личностной диагностики (психодиагностики), важно соблюдение прав личности, проработанность соотношения открытости и конфиденциальности на законодательном уровне. Следовательно, возрастает вопрос ответственности эксперта за презентацию полученных результатов.

Некоторые из выше обозначенных вопросов требуют уточнения и краткого описания.

Оценка риска информационного пространства и

 понимание рисков подросткового возраста

 

При организации и проведения психологической экспертизы, учитывая возрастной аспект, актуален вопрос соотношения рисков информационного пространства и рисков подросткового возраста.

С одной стороны, риски информационного пространства сложны и многообразны, как, впрочем, и в реальной жизни, но современный интернет предоставляет быстрый и короткий путь к широкому доступу всевозможной информации, в огромном потоке которой есть опасная, проблематичная и даже незаконная составляющая. Важно подчеркнуть, что на законодательном уровне обозначена классификация информационной продукции, в том числе, приносящей вред здоровью и (или) развитию детей, конкретизированы ее виды [4: Глава 1, Статья 7].

С другой стороны, подростковый возраст по сути своей содержит много рисков, например, характеризуется известной импульсивностью (подросткам свойственно сначала сделать, а потом подумать, при чуть запоздалом осознании, что так поступать было ненужно). Подростки (как возрастная группа) часто сами становятся инициаторами рискованного поведения и представляют для себя и других пользователей интернета значительную угрозу. Особенно если подросток отличается выраженной склонностью к риску, если ему свойственны формы рискованного поведения.

Увеличение рисков опосредовано психологическими особенностями подростка и подростковой средой (включая семью, школу, друзей, сетевую «среду обитания»). В научных исследованиях рассматривается идея создания психологического портрета подростка, который более всего подвержен отрицательному воздействию в Сети, а также анализируются факторы, оказывающие влияние на формирование такой подверженности. Уделяется внимание такому аспекту, как самостоятельная оценка детьми поступающей информации, с тем, чтобы подготовить их к осмысленному, критическому взгляду на любую информационную продукцию. Актуализируются вопросы основных критериев психологической безопасности информационной продукции, их экспертизы и системы механизмов защиты от негативного влияния на подростков.

При проведении психологической экспертизы, как правило, учитываются критерии разных групп. К одной из групп относят критерии, характеризующие направленность на обеспечение безопасности обучающегося, защиту от вредоносных воздействий на его здоровье и эмоциональное благополучие. В нее включены критерии, способствующие защищать ребенка от таких воздействий, как: побуждение школьника к агрессивным действиям, проявление жестокости; провокация поведения, связанного с безнравственностью и насилием; возбуждение нездорового интереса к сексуальным проблемам (не соответствующего возрастному развитию и др.); провокация отрицательного отношения к расовым особенностям, физическим недостаткам других людей.

Другая группа включает критерии, характеризующие направленные на обеспечение развития обучающегося, например: полифункциональное, гибкое использование предметно-развивающей среды в разных функциях; инициирование эффективного общения и взаимодействия, совместных действий; дидактическая и эстетическая ценность средств обучения.

Анализируются и разрабатываются психологические показатели и критерии оценки системных воздействий на подростков информационного пространства, включающие: определение и основные характеристики жизненного пространства детей и подростков; стратегии взаимодействия личности с окружающей средой; возраст и индивидуальные особенности обучающихся.

Психологическая экспертиза может включать в себя различные методы и способы, а также групповое экспертное мнение, основанное на качественном и количественном анализе, сопоставляя все критерии с учетом их весомости. При этом количественный анализ подразумевает получение на основе индивидуальных оценок экспертов интегральной оценки.

Остается открытым вопрос защиты отдельно взятого человека от вредоносного манипулятивного воздействия конкретной информационной продукции (определенного вода), имеющей персональную направленность. Решение задач такого исследования ограничиваются временными границами, многократно превышающими границы данного исследования, особенно с учетом динамики разрабатываемых средств вредоносного воздействия.

Для осуществления поставленной цели по каждому направлению, виду информационной продукции, нужно свое исследование, а также мониторинг для отслеживания влияния информационной продукции на подростковую среду, скрининг-диагностика индивидуального случая.

По основным целям и задачам психологическая экспертиза негативного влияния информационного пространства на подростков во многом конгруэнтна экспертизе образовательной, развивающей среды, при которой принято использовать критерии оценок, используемые впсихолого-педагогической экспертизе(регламентированной действующим Законом РФ «Об образовании»), направленные обеспечить благополучие и психологическую защищенность личности, ее развитие. 

Во-первых, схожие позиции и в отношении основных участников психолого-педагогической экспертизы и психологической экспертизы информационной продукции:

- субъект, на который оказывается воздействие, – подросток (обучающийся), подростковая группа, аудитория, среда;

- субъекты реализации поставленных задач – эксперты, представленные общественно-професссиональным сообществом: профессиональные эксперты, родительская и педагогическая общественность, условная группа подростков.

Во-вторых, экспертиза осуществляется на уровне партнерского взаимодействия с субъектом воздействия, способствует созданию психологически благоприятного информационного пространства, которое стимулирует его активность, активирует творческий личностный потенциал.

В-третьих, в ходе проведения экспертного исследования анализируется информация, полученная из многочисленных источников:

в качестве такой информации могут выступать субъективные оценки наблюдаемых событий, впечатления от происходящего или произошедшего, всевозможные сведения из документальных, отчетных источников (рукописных, печатных, электронных). Такая информация может быть получена от взаимодействия с так называемыми «включенными экспертами», как правило, заинтересованными лицами, например, администрацией образовательной организации, педагогами, обучающимися и их родителями;

– информация может извлекаться из объективных оценок, которые вырабатываются в результате применения надежных и валидных психодиагностических методик, проведения статистического анализа обработки полученных количественных показателей;

– информация, приобретенная из обобщения и осмысления субъективных и объективных оценок. Анализ всех полученных данных позволяет сформулировать ответы на поставленные перед экспертом вопросы, найти пути решения возникшей проблемы. 

«Психологический экспертный анализ позволяет выявить причинно-следственные связи проблемной зоны, прогнозировать и корректировать ситуацию, а также выстроить эффективно направленную психологическую помощь» [3: с. 86].

Для решения поставленных задач анализируются различные источники информации: средства массовой информации и коммуникации, основанные на бумажных изданиях, радиовещании и телевидении; средства массовой информации и коммуникации, основанные на компьютерной виртуальной реальности, интернете и социальных сетях; пропаганда в СМИ; школьная среда, взаимодействие со сверстниками вне школы; семейная среда и др.

В-четвертых, перед экспертным сообществом наряду с традиционными, ставятся новые задачи, которые связаны, как с внедрением в образовательную деятельность информационно-коммуникационных технологий и технологий электронного обучения, так и самостоятельный доступ обучающихся в широкое информационное пространство, которое может оказывать самое различное влияние, включая вредоносное.

В связи с нарастанием новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей, особое значение придается мерам, направленным на обеспечение информационной безопасности детства, среди которых:

«Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флэш-мобах.

Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.

Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.

Создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей.

Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети "Интернет"» [2].

Структура психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков

Организация и проведение психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков может включать в себя следующие аспекты:

- В проецируемой психологической экспертизе условно дифференцированы две части: активная (непосредственные исследования и оценка) и пассивная (мониторинг состояния информационной продукции).

- Изучение широкого спектра получаемой информации: первичного и вторичного исследования.

- Структура психологической экспертизы включает в себя экспертно-оценочный и экспертно-аналитический блоки.

- Проведение непосредственного изучения влияния на подростков информационной продукции, распространяемой средствами массовой информации; на зрелищных мероприятиях; в сети «Интернет», в частности в социальных сетях общего назначения, популярных среди пользователей всего мира, социальных сетях с ограниченным режимом доступа и других информационных ресурсов интернет-среды; посредством компьютерных игр.

- Изучение различных сфер и степени влияния информационного пространства на подростков, в зависимости от конкретной среды, опосредованной объективными и субъективными условиями (например, в контексте соотношения информационного и образовательного пространства).

- Целесообразность исследования информационного пространства с точки зрения родительской и педагогической общественности, а также с учетом мнения подростков.

- Учет степени (особенности) включенности подростков в разные уровни и сферы информационного пространства, а также риски и угрозы информационной продукции разных векторов включенности подростка в школе, семье (дома), в группе сверстников (двор) и др.

Особое значение в организации и осуществлении психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков следует уделить вопросам проектирования исследования, прогнозирования его результатов и управления полученной информацией, а также формулирование предложений и рекомендаций общественно-профессионального и государственного характера.

Практические экспертные задачи можно дифференцировать на задачи эффективности и задачи благополучия. Одни имеют направленность на достижение определенных целей, их смысла, цены и последствий (включая побочные непреднамеренные эффекты их реализации).

Другие задачи можно представить в виде многоуровневой системы индикаторов качества жизни, являющейся по своей сути междисциплинарной, гуманитарной проблемой. Они «нацелены на профилактику возможных неблагоприятных последствий для человека событий разного рода, которые не обязательно сводятся к утилитарной пользе или вреду» [1: С. 135].

При проведении исследований информационной продукции проводится оценка особенностей восприятия содержащейся в ней информации. 

В этой связи следует отметить, что восприятие информационной продукции всегда обусловлено, в том числе, и теми предпосылками, которые создаются в процессе восприятия.

Так, для осмысленного восприятия текстовой информации нужна целенаправленный анализ более глубокого раскрытия его смыслового содержания и проникновения в него. 

Восприятиеи переработка информационной продукции происходит под влиянием различных факторов, среди которых практически всегда присутствуют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент показывает специфику восприятия информации реципиентом (аудиторией), в том числе процессы переработки информации (ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речь).

В связи с тем, что одной из ключевых задач воздействия информационной продукции является привлечение к ней внимания реципиента (аудитории), исследование данного компонента становится весьма актуальным.

При восприятии информационной продукции главенствующая роль отводится формированию перцептивного образа, кардинально воздействующим на поведение реципиента (аудитории)   побуждает к действию, принятию решения. Особое значение здесь играет язык визуальных образов, которые в первую очередь адресованы чувствам человека.

Для непосредственного оказания влияния на поведение подростка привлекается его внимание, которое сопровождается такими психическими процессами как восприятие реципиентом информационной продукции, ее понимание и осознание. Специфика внимания (распределение, переключение, сосредоточение) оказывает значительное влияние на особенности восприятия информационной продукции, осмысление, запоминание.

При этом важно учитывать индивидуальные особенности внимания человека, зависимое от особенностей его потребностей, побуждений, мотивов и настроений. Так, например, реципиент может осознанно или неосознанно избегать информации, не совпадающей или противоречащей его убеждениям, интересам. Такие аспекты, как длительность процесса внимания, вызываемого раздражителем и сила самого раздражителя, могут оказать ощутимое воздействие.

Восприятие информационной продукции характеризуется сложным процессом анализа и синтеза, а также специфики его целостности (информационная продукция, представляя комплексный раздражитель, воспринимается сознанием в целостном единстве). Уровень воздействия информационной продукции в целом взаимосвязан с ее составляющими частями, следовательно, все составляющие информационного обращения (включая аспекты изображения, текста, звука) целенаправленны и имеют достаточную силу воздействия.

Аффективный (эмоциональный) компонент воздействия информационной продукции на реципиенте (аудитории) определяет эмоциональное отношение к ее объекту: симпатично, антипатично, нейтрально, противоречиво.

Эмоции всегда отличаются личностным, субъективным характером. Любая информационная продукция это эмоционально насыщенный промежуток времени, лично переживаемый реципиентом в момент ознакомления, контакта.

Чтобы воздействовать на подростка, часто используют эмоциональный компонент, например, его «очаровывают», «представляют новые возможности», которые могут у него появятся, например, с приобретением той или иной информационной продукции.

В поведенческий компонент входит, во-первых, осознанное поведение, т.е. поведение на осознаваемом уровне, которое опосредовано мотивацией, потребностями, волей человека, во-вторых, поведение на бессознательном, неосознаваемом уровне, опосредованное установками, интуицией.

Считается, что эффективная информационная продукция содержит в себе аспекты воздействия на бессознательное и сознательное, на мысли, чувства, отношения и поведение человека, – все это направлено изменить отношение, видоизменяя поведение. Осуществляется воздействие со всех сторон информационная продукция привлекает, убеждает, заставляет, вынуждает и т.д. Причем, информационная продукция может задавать совершенно необычные нормы поведения в самых повседневных ситуациях.

Организационные и содержательные аспекты проектирования иэкспертизы информационной продукции могут включать в себя психологическое изучение и анализ текста. В данном направлении актуальными являются следующие вопросы:методологические подходы к психологическому анализу письменного текста; особенности восприятия и понимания подростком текстовой информации; методы и критерии оценки информационной продукции.

Текст как форма речевой продукции, используемой в психологии, может подвергаться предикативному и субъектно-предикативному анализу (Н. И. Жинкин, Л. П. Доблаев, Н. Д. Павлова, А. И. Новиков, И. Ф. Неволин), суть которого состоит характеристике текста через описание иерархии предикатов. В соответствии с тем, как человек видит и понимает описываемый объект, предикаты в письменных текстах могут быть выстроены в обусловленном порядке посредством главных и дополнительных признаков.

Одним из известных подходов к анализу текста является контент-анализ – метод, направленный для выявления, обобщения, количественной оценки слов и других языковых элементов какого-либо обусловленного содержания.

Кроме подходов, ориентирующихся на объективные и количественные показатели, разрабатываются интерпретационные подходы к анализу речи, например, интент-анализ подход, рассматривающий проблему целенаправленности вербальной коммуникации.

 

 

 

Заключение

Таким образом, рассмотрение и анализ актуальных вопросов психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков, позволили в некотором плане дать системное представление о данном виде экспертизы, раскрыть основные способы решения экспертных задач, методы анализа и прогнозирования, принятия решений. Определен фокус психологической экспертизы информационной продукции, ее особенностей, структуры, предпосылок и инструментов, организационных и процедурных аспектов.

Акцентированы вопросы общественно-профессионального и государственного характера для принятия эффективных решений совместного противостояния рискам информационной продукции, нежелательному и опасному контенту информационного пространства.

Литература

     1. Баева И. К. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.

2. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕРСЭ, 2003. 304 с.

3. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000. 639 с.

4. Леонтьев Д. А., Иванченко Г. В. Комплексная гуманитарная экспертиза: Методология и смысл. М.: Смысл, 2008. 135 с.

5. Макшанцева Л. В. Психологические вопросы экспертизы учебной литературы // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, РУДН, 17–18 апреля 2014 г.) / науч. ред. В.И. Казаренков. М.: РУДН, 2014. С. 515–518.

6. Реморенко И. М. Московский городской педагогический университет и его участие в развитии образовательного законодательства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2015. № 1. С. 5–9.

7. Реморенко И. М. Общественное мнение и его роль в государственно-общественной политике // Системная психология и социология. 2016. № 2 (18). С. 5–21.

8. Реморенко И. М., Вачкова С. Н., Баранников К. А. Модель привлечения экспертных сообществ к реализации образовательной политики — совершенствование примерной основной образовательной программы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 5. С. 40–47.

9. Романова Е. С., Абушкин Б. М., Ткаченко А. В. Родительская общественность в решении вопросов образовательной политики // Системная психология и социология. 2014. № 2 (10). С. 127–135.

10.        Романова Е. С., Макшанцева Л. В.  Основы психологической экспертизы в педагогической области: монография. М.: МГПУ, 2015. 176 с.

11.        Тульчинский Г. Л. Гуманитарная экспертиза как социальная технология // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / под ред. Г. В. Иванченко и Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006. С. 10–29.

12.        Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/

 

 

ON THE PROBLEM DEFINITION OF A PSYCHOLOGICAL EXPERT OPINION ABOUT A NEGATIVE IMPACT OF THE INFORMATION PRODUCTS ON ADOLESCENTS: THEORETICAL ASPECT

 E. S. Romanova,

L.V. Makshantseva,

MCU, Moscow

 

The article considers the theoretical aspects of organizing and conducting a psychological expert opinion about the negative impact of information products on adolescents. The article focuses on the importance of timely detection of the harmful impact of the information content (its components) on adolescents. The authors emphasize the importance of taking into consideration the psychological features of children development when working on measures towards children protection against information harmful to their health and development.

Special attention is paid to the problem of creation of the complete system of valid indicators for the expert assessment covering the area of evaluation and analysis of information space, improvement of the professional environment, management and psychological mechanisms to produce safe information products for children.

The article presents the examination of information products that is regulated by The Federal law, and the psychological expert opinion of the information products that is implemented in the framework of a scientific research aiming at a psychological evaluation and analysis of the negative impact of information space on adolescents, psychological and pedagogical recommendations for the effective social-psychological solutions within the framework of public discussions.

The psychological expert opinion about the negative impact of product information on adolescents is a procedure that is revealed as a complex process involving different points of assessment including a harmfulness, danger of the information content. In this process also the following aspects must be considered: the content analysis of the information product, its main purpose and associated possible impacts and risks; specific features of adolescents’ perception of information products  depending on the mental process peculiarities or the management mechanisms of perception; an opportunity to prevent and minimize detrimental information impacts on adolescent; development of tools and creation of conditions to ensure the safety of information space for adolescents.

In the process of organization and implementation of the psychological expert opinion about the negative impact of information products on adolescents it is emphasized the importance to stage and design a research, predict its results and management information received, and formulate suggestions and recommendations.

The article attempts to give a system representation for a psychological expert opinion about the negative impact of information products on adolescents to reveal the main ways to solve expert problems, methods of analysis and forecasting and decision-making.

Keywords: psychological expert opinion; harmful and negative impact; information products; information space; students’ individual psychological features.

References

  1. Baeva I. K. Psychological safety in education. SPb.: Soyuz, 2002. 271 p.
  2. Grachev G. V. Personality and society: information&psychological security and psychological defense. M.: PERSE, 2003. 304 p.
  3. Zinov'ev A. A. On the way to the super society. M.: Tsentrpoligraf, 2000. 639 p.
  4. Leontiev D. A., Ivanchenko G. V. Complex humanitarian expertise: Methodology and meaning. M: Smisl, 2008. 135 p.
  5. Makshantseva L. V. Psychological examination of the educational literature // High school: experience, problems, prospects: the materials of the VII International scientific&practical conference. Moscow, RUDN University, 1718 April 2014 / ed. by V. I. Kazarenkov. M.: RUDN, 2014. P. 515518.
  6. Remorenko I. M. Moscow city University and its part in the development of educational legislation // Vestnik of RUDN university. Series: Informatization of education. 2015. № 1. P. 59.
  7. Remorenko I. M. Public opinion and its role in state and public policy // Systems psychology and sociology. 2016. 2 (18). P. 521.
  8. Remorenko I. M., Vachkova S. N., Barannikov K. A. An expert community engagement model for the realization of the education policy — the improvement of the approximate basic educational programs // Bulletin of Baltic Federal University. Kant. 2015. V. 5. P. 4047.
  9. Romanova E. S., Ababushkin B. M., Tkachenko A. V. Parent community in the educational policy matters // Systems psychology and sociology. 2014. 2 (10). P. 127135.
  10. Romanova E. S., Makshantseva L. V. The psychological expertise foundation in pedagogical sphere: monography. M.: MCU, 2015. 176 p.
  11. Tulchinsky G. L. Humanitarian assessment as a social technology // Expertise in the modern world: from the knowledge to activity / ed. by V. Ivanchenko and D. A. Leontiev. M.: Smisl, 2006. P. 1029.
  12. The Federal law «On the child protection against the information harming their health and development» № 436-FL, dated 29.12.2010. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/