PDF-версия
Б.Н. Рыжов - Системная психология
Содержание №23 2017

Теория и метод системной психологии

Рыжов Б. Н. Системная структура личности
Зобков А. В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности

Психологические исследования

Романова Е. С., Макшанцева Л. В. К постановке проблемы психологической экспертизы негативного влияния информационной продукции на подростков: теоретический аспект
Шейнов В. П. Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками
Шилова Т. А., Костерева Л. И. Система социального взаимодействия и самооценка старшеклассников при надомном обучении
Романова Е. С., Шубин С. Б. Особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми
Шарова С. С. Особенности креативности учащихся с мануальной асимметрией и нарушением слуха

История психологии и психология истории

Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в 30-х годах XIX века. И. Д. Якушкин
Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья, супружество и творчество в биографии Е. Замятина

Социологические исследования

Ананишнев В. М., Югай С. В., Овсов А. П. Перспективы включения российских педагогических вузов в глобальный оценочный рейтинг
Рычихина Э. Н. Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении

Информация

Юбилей академика РАН, профессора Ирины Петровны Анохиной!
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 3 (23)
Наши партнеры

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

 

Рыжов Б. Н. СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Журнал » 2017 №23 : Рыжов Б. Н. СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
    Просмотров: 181

СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

 

 

Рыжов Б. Н.

 МГПУ, Москва

 

Статья посвящена обоснованию системной модели человеческой личности, позволяющей с единых методологических позиций дать описание ее наиболее важных структурных компонентов. В предложенной модели социальный и биологический статусы человека представляют социально-биологический лимб или преддверие личности, оказывающее важнейшее влияние на все происходящие в ней процессы. 

Собственно структуру личности можно представить как ряд концентрических сфер, в которых заключены ее интеллектуальные, эмоционально-волевые и ценностно-мотивационные особенности. Каждая из этих сфер в свою очередь содержит несколько соподчиненных слоев. Внешний слой представляет доступное сознательному контролю и регуляции прижизненное формирование. Внутренний, глубинный – неосознаваемые мотивы и генетически определенные задатки психических характеристик личности.

Первой, с точки зрения доступности для внешнего наблюдателя, собственно личностной структурой является интеллектуальная сфера личности. Она объединяет ряд иерархически соподчиненные слоев или уровней, среди которых наиболее глубинным является уровень генетически определенных системно-психологических характеристик или задатков способностей. Далее следует уровень умений, навыков и необходимых для их развития общих и специальных способностей, а затем уровень накопленных человеком знаний.

Следующей личностной структурой является эмоционально-волевая сфера личности. В структурной композиции этой сферы волевые процессы составляют внешний слой, непосредственно связанный с интеллектуальной сферой, а лишь частично поддающиеся сознательному контролю, эмоциональные процессы составляют внутренний слой.

Наиболее же глубинный уровень личности составляет мотивационно-потребностная сфера, включающая ценности, интересы, увлечения и стремления человека и лежащую в их основе базовую структуру личности ее мотивационное ядро. Скрепляющими эти структуры интра- и интерсферными образованиями являются темперамент и характер.

Построенная на единых теоретических основаниях системная модель личности открывает возможность создания универсального комплекса психодиагностических методов, имеющих унифицированную размерность и позволяющих получать сопоставимые между собой результаты.

Ключевые слова: системная психология; системна структура личности; социально-биологического лимб; интеллектуальная сфера; эмоционально-волевая сфера; мотивационное ядро личности; интра-интерсферные образования личности; умственный потенциал.  

Введение

Современная психология располагает большим набором разнообразных представлений, касающихся определения понятия личности и описания ее структуры. Среди них важное место занимают гуманистические теории личности А. Маслоу и К. Роджерса [6], психология личностных конструктов Дж. Келли [3], социально-когнитивная теория личности А. Бандуры, структурная теория личности Р. Кеттела  [10], а также хорошо известные психоаналитические теории личности З. Фрейда, К. Юнга и др.

Значительный вклад в разработку проблемы психологической структуры личности внесли многие российские исследователи. В их числе необходимо отметить А. Н. Леонтьева, опубликовавшего в 1975 году не потерявший своего значения до настоящего времени труд «Деятельность. Сознание. Личность», в котором личность понимается как интегральный результат онтогенетического и общественно исторического развития, находящий свое выражение в иерархии мотивационных линий [4, с. 221]. Психологии личности посвящены работы С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова, А. Г. Асмолова [1].  

Вместе с тем отсутствие психологической парадигмы неизбежно ограничивает стоящий перед каждым исследователем круг задач. В большинстве существующих теорий приоритет отдается какому-либо одному направлению изучения личности: глубинному, связанному с потребностно-мотивационной сферой — у А. Маслоу, А. Н. Леонтьева и в работах представителей психоаналитического направления; описанию композиции различных личностных характеристик — Р. Кеттел, Г. Олпорт, Дж. Келли —  или социальной направленности личности и ее смысложизненной ориентации [8].  

В этой связи в настоящей работе предложена модель личности, построенная на принципах системной психологии, позволяющая с единых методологических позиций дать описание всех наиболее важных структурных компонент личности.

 

Социально-биологический лимб личности

 

В российской психологии личность обычно понимается как совокупность устойчивых психологических характеристик, в число которых не входят социальный статус человека, с одной стороны, и его физические особенности, характеризующие его как биологического индивида с другой. В то же время, профессия и положение человека в обществе, пол, возраст, состояние здоровья и ряд других, социальных и биологических по своей природе, факторов оказывают существенное влияние на развитие его личности. В литературе давно стали привычными такие выражения, как профессиональная деформация личности, возрастные особенности личности и т. п.

Восприятие другого человека также практически всегда начинается с определения его социального статуса (кто это врач, предприниматель, известный писатель?) и фиксации важнейших биологических характеристик (те же пол, возраст, внешние данные). Понимание более глубинных особенностей личности человека требует большего времени. Это хорошо отражено в известной поговорке «По одежке встречают, по уму провожают».

В этой связи социальный и биологический статусы человека могут быть отнесены к своеобразному лимбу, или преддверию, личности, формально не входящему в ее структуру, но являющемуся важным условием процесса ее развития (см. рис. 1).

 

Интеллектуальная сфера

 

С системных позиций собственно структуру личности можно представить как ряд концентрических сфер, в которых заключены ее интеллектуальные, эмоционально-волевые и ценностно-мотивационные особенности. Каждая из этих сфер в свою очередь содержит несколько соподчиненных слоев. Внешний слой представляет доступное сознательному контролю и регуляции прижизненное формирование. Внутренний, глубинный неосознаваемые мотивы и генетически определенные задатки психических характеристик личности.

Наиболее доступной для наблюдателя является интеллектуальная сфера личности. Ее внешний слой составляют накопленные человеком знания пользуясь компьютерной метафорой интеллекта, контент, или вся информация, которой располагает личность [2]. Эта информация, со всей присущей ей сложностью и многообразием есть элементная база интеллектуальной, сферы или интеллектуальной системы, личности.

В то же время, системными связями интеллектуальной сферы служат приобретенные человеком умения и навыки. Вместе с усвоенным контентом они составляют основу человеческого капитала личности [5; 9]. Умения, навыки и необходимые для их развития общие и специальные способности составляют второй слой интеллектуальной сферы, применяя компьютерную метафору, интеллектуальный «soft» личности. Этот слой иногда не столь быстро обнаруживает себя сравнительно с имеющимися у него знаниями и распознается при непродолжительном знакомстве с человеком, однако в конечном итоге его роль при формировании человеческого капитала личности практически всегда оказывается значительно более важной.

Наиболее глубинный слой интеллектуальной сферы это ее психологический «hard» — совокупность генетически определенных системно-психологических характеристик, обычно называемых задатками способностей. Среди них традиционно выделяют задатки специальных способностей, как, например, абсолютный слух, определяющий способность к занятиям музыкой, и задатки общих способностей. Последние с позиций системной психологии представляют характеристики психической работоспособности. Они включают в себя индивидуально доступные человеку количество элементов регулируемой системы, сложность устанавливаемых в системе связей, темп системообразования и способность переключения от регулирования одной системы к другой. Эти характеристики можно также интерпретировать как параметры широты, глубины, быстроты и гибкости ума, определяющие в своей совокупности умственный потенциал личности [7].

В то же время, пользуясь компьютерной метафорой, можно обнаружить ряд аналогий между указанными показателями и системными характеристиками компьютера: количество элементов регулируемой системы (широта ума) — оперативная память компьютера; темп системообразования (быстрота ума) — тактовая частота процессора; способность переключения от регулирования одной системы к другой (гибкость ума) — число ядер процессора. Таким образом, главным отличием интеллекта человека остается возможность установления существенных системных связей без предварительного просчета всех возможных вариантов, т. е. то качество, которое соответствует параметру глубины ума. Именно это качество, несмотря на колоссальное преимущество компьютера по остальным параметрам, позволяет человеку успешно конкурировать с ним при решении большого круга задач.

 

 

 

 

Рис.1. Системная структура личности

 

Эмоционально-волевая сфера

 

Более древней в филогенетическом отношении является эмоциональная сфера, характерные проявления которой (страх, ярость) обнаруживают себя уже в поведении животных. Эмоциональная сфера традиционно рассматривается как одна из основных структурных частей личности, а такие ее особенности, как чувствительность, раздражительность, склонность к аффективным реакциям и др., как важные личностные черты. Вместе с тем, в настоящее время существует большое разнообразие в определениях и понимании природы эмоциональных состояний, вызывающее оживленные дискуссии между представителями различных направлений [11] и определяющее необходимость продолжения разработки фундаментальной психологической теории, позволяющей с единых методологических позиций преодолеть имеющиеся противоречия.

Системная психология определяет эмоцию как генерализованную психофизиологическую реакцию человека на изменение состояния значимой для него внешней или внутренней системы, превышающую некоторую величину, называемую порогом эмоционального реагирования. При этом вид и интенсивность эмоционального переживания зависят от комплекса факторов, включающего субъективный рейтинг (значимость) этой системы, субъективную оценку напряженности ее состояния (разницы стационарного и текущего уровней энтропии этой системы)[1], и наличие других значимых для субъекта систем, чье актуальное состояние также превышает порог эмоционального реагирования.  В этой связи выделение особых эмоциональных характеристик личности получает объяснение благодаря ряду типичных комбинаций субъективных рейтингов и оценок напряженности значимых для человека систем. 

         С позиций системной психологии, воля, традиционно рассматриваемая в качестве  самостоятельного психического процесса, приобретает смысл способности сознательного управления человеком субъективными рейтингами значимых для него систем. Это способность позволяет не только подчинять деятельность принятому решению в условиях коллизии различных жизненных интересов, но и блокировать возникающие в результате этой коллизии негативные эмоции.

Тесная связь волевых процессов с эмоциональными состояниями и возможностью их регулирования позволяет объединить эмоциональные и волевые процессы в общую для них эмоционально-волевую сферу личности. В структурной композиции этой сферы волевые процессы будут составлять внешний слой, непосредственно связанный с интеллектуальной сферой, а лишь частично поддающиеся сознательному контролю эмоциональные процессы будут составлять внутренний, глубинный слой.

 

Мотивационное ядро

         Последняя крупная структура личности мотивационно-потребностная сфера. Ее внешний, доступный сознательному контролю слой область ценностей, интересов, увлечений и стремлений человека. Однако, по мнению, многих исследователей [1; 4], главным компонентом личности является ее мотивационное ядро, содержащее неосознаваемые в повседневной жизни, но определяющие смысл и направление любой человеческой деятельности мотивы. Иерархическая композиция этих мотивов составляет, по А.Н. Леонтьеву, основу личности человека [4].

Интра-интерсферные образования: темперамент и характер

         Наряду с отмеченными сферами большинство исследователей, следуя установившейся традиции, включает в число важнейших компонент структуры личности также темперамент и характер. Однако, как было показано еще последователями в школе И. П. Павлова, темперамент, обусловлен типом высшей деятельности, т. е. в его основе лежат биологические по своей сущности, анатомо-физиологические особенности организма. Различные типы темперамента встречаются не только у человека, но и у высших животных.   Учитывая это, в системной структуре личности темперамент составляет часть биологического статуса, являясь таким образом, ее интрасферным (или внутрисферным) образованием социально-биологичекого лимба личности.

         В отличие от темперамента характер, определяемый в настоящее время как композиция психических характеристик, влияющий на особенности отношений личности к себе и окружающему миру, в рассматриваемом контекстепредставляет интерсферное (или междусферное) образование, включающее в себя компоненты мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер.

 

Системно-психологическая диагностика личности

Системная психология является теоретической базой для создания универсального комплекса психодиагностических средств, охватывающего все выделенные сферы личности их компоненты. В отличие от большинства существующих в настоящее время психодиагностических методик, построенных на весьма разных и нередко противоречащих друг другу теоретических основаниях, этот комплекс строится на единых методологических принципах. Получаемые с его помощью индексы и показатели имеют унифицированную размерность, дающую возможность сопоставлять данные частных методик и формировать на их основе интегральные показатели более высокого порядка. 

К числу современных средств системной психодиагностики относится блок методик, позволяющих в своей совокупности определить наиболее важные характеристики психической работоспособности, включая интерактивные методики:

- «R-test - memory», предназначенную для определения доступного обследуемому количества элементов регулируемой системы;

- «С-test», предназначенную для определения доступного обследуемому темпа системообразования;

- методику «RT-test», предназначенную для определения способности переключения при одновременном регулировании разных систем [7: с. 330].

В этот блок также входит комплексная методика «R-test», позволяющая оценить количество элементов регулируемой системы, сложность устанавливаемых в системе связей и темп системообразования в рамках одного сеанса обследования [7: с. 322]. 

Не менее важное значение для системной психодиагностики принадлежит тесту системного профиля мотивации (СПМ) или методике «М-test», предназначенной для определения наиболее значимых характеристик мотивационного ядра личности [7: с. 350]. 

В число системных средств психодиагностики также входит аппаратурно-программный комплекс «Стрессометр», позволяющий на основе комплексной регистрации ряда психофизиологических показателей проводить в режиме реального времени мониторинг индекса психофизиологической напряженности обследуемого.

Заключение

         Таким образом, личность человека предстает как системное единство связанных между собой психологических структур, на границе которых лежит социально-биологический лимб личности, включающий в себя социальный и биологический статусы человека.

         Первой, с точки зрения доступности для внешнего наблюдателя, собственно личностной структурой является интеллектуальная сфера личности. Она объединяет ряд иерархически соподчиненные слоев или уровней, среди которых наиболее глубинным является уровень генетически определенных системно-психологических характеристик или задатков способностей. Далее следует уровень умений, навыков и необходимых для их развития общих и специальных способностей, а затем уровень накопленных человеком знаний.

         Следующей личностной структурой является эмоционально-волевая сфера личности. Наиболее же глубинный уровень личности составляет мотивационно-потребностная сфера, включающая ценности, интересы, увлечения и стремления человека и лежащую в их основе базовую структуру личности - ее мотивационное ядро. Скрепляющими эти структуры интра и интерсферными образованиями являются темперамент и характер.

Предложенная модель личности построена на единых методологических основаниях системной психологии, что открывает возможность создания универсального комплекса средств личностной психодиагностики.

Литература

  1. Асмолов А. Г.Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл; Академия, 2002. 416 с.
  2. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982. 336 с.
  3. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб.: Речь, 2000. 249 с.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  5. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. 2003. № 2. С. 103–110.
  6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.. Дайджест. 1994. 425 с.
  7. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с.
  8. Франкл В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: Статьи и лекции. М.: Альпина нон-фикшн, 2016. 344 с.
  9. Gary S.Becker Human Capital: a Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. Chicago: University of Chicago Press, 1993. 412 p.
  10. Cattell R. B. The Inheritance of Personality and Ability. New York: Academic Press, 1982.
  11. Cherniss C., Extein M., Goleman D., Weissberg R. Emotional Intelligence: What Does the Research Really Indicate? // Educational Psychologist. 2006. № 41(4). P. 239–245.

 

 

A SYSTEM STRUCTURE OF PERSONALITY

 

RyzhovB. N.

MCU, Moscow

The article is devoted tothe justification of a system model of human personality, and this unified methodological viewpoint gives a description of its most important structural components. The author proposes a model of person’s social and biological status presenting a socio-biological ring or a run-up to personality providing the most important influence on all the processes occurring in it.

As a matter of fact, the personality structure can be represented as a series of concentric spheres concluded its intellectual, emotional-and-volitional and value-motivational characteristics. Each of these spheres contains several interacting layers in turn. The external layer is a component generated over the person’s lifetime and is accessible to his conscious control and regulation. The deep inside component consists of unconscious motives and genetically certain inclinations of mental characteristics of a person.

The first personality structure is the intellectual sphere of a person that is available to outside observers. It combines a number of hierarchical subordination of layers or levels, where there is the most profound level — the level of genetically certain system-psychological characteristics or inclinations and abilities. The next one is the level of aptitudes, skills and general and special abilities necessary to develop the skills, then the level of accumulated human knowledge is followed.

The following structure is the emotional-volitional sphere of personality. The volitional processes constitute the outer layer in this structural composition and that is directly associated with the intellectual sphere, while the emotional processes constitute the inner layer and these processes only partly amenable to conscious control.

However, the deepest level of the personality is the motivational sphere included values, interests, needs, hobbies and aspirations of a person and their underlying basic structure of personality — its motivational core. Temperament and character fasten together all these structures through intra - and inter-sphere components.

 Being built on a unified theoretical basis the system model of personality opens the possibility of creating a universal complex of psychodiagnostic methods with the uniform assessment criteria that allows to obtain comparable results.

Keywords: system psychology; system structure of personality; socio-biological ring; intellectual sphere; emotional-volitional sphere; motivational core of personality; intra-intrasphere personality formations; mental potential.

References

  1. Asmolov A. G. Psychology of personality: principles of general psychological analysis. M .: Smisl, Academiya, 2002. 416 p.
  2. Velichkovsky B. M. Modern cognitive psychology. M.: Moscow State University, 1982. 336 р.
  3. Kelly George. Psychology of personality. The theory of personal constructs. SPb.: Speech, 2000. 249 р.
  4. Leont'ev A. N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow: Politizdat, 1975. 304 р.
  5. Nesterov L., Ashirova G. National wealth and human capital // Issues of Economics. 2003. № 2.P. 103–110.
  6. Rodgers K. Perspective on psychotherapy. The development of man. M.: Digest, 1994. 425 p.
  7. Ryzhov B. N. Systems psychology. 2-nd ed. M.: T8 Publishing Technologies, 2017. 356 p.
  8. Frankl V. Logotherapy and existential analysis: Articles and lectures. M.: Alpina non-fiction, 2016. 344 p.
  9. Gary S.Becker Human Capital: a Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. Chicago: University of Chicago Press, 1993. 412 p.
  10. Cattell R. B. The Inheritance of Personality and Ability. New York: Academic Press, 1982.
  11. Cherniss C., Extein M., Goleman D., Weissberg R. Emotional Intelligence: What Does the Research Really Indicate? // Educational Psychologist. 2006. № 41 (4). P. 239–245.

 

 




[1]Такая интерпретация эмоции имеет много общего с известной формулой П.В. Симонова