Просмотров: 2492
Московский городской педагогический университет Всероссийское периодическое издание
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований
Системная психология и социология
№ 2 (22) 2017
Выходит 4 раза в год
ISSN 2223 -6880
Москва 2017 |
||
Просмотров: 2055
СОДЕРЖАНИЕ
Теория и метод системной психологии
Рыжов Б. Н. Системная структура личности Зобков А. В. Системно-структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности
Психологические исследования
Шейнов В. П. Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками Романова Е. С., Шубин С. Б. Особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми
История психологии и психология истории
Иванов Д. В. Психологическая мысль в России в 30-х годах XIX века. И. Д. Якушкин Бершедова Л. И., Набатникова Л. П. Семья, супружество и творчество в биографии Е. Замятина
Социологические исследования
Рычихина Э. Н.Роль школьных служб примирения в конфликтологическом просвещении
Информация Юбилей академика РАН, профессора Ирины Петровны Анохиной! Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология», 2017, № 3 (23) |
||
Просмотров: 3972
Сведения об авторах журнала «Системная психология и социология»
|
||||
Просмотров: 16848
РЕДКОЛЛЕГИЯ И РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА «СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ» ПОЗДРАВЛЯЮТ АКАДЕМИКА РАН, ПРОФЕССОРА, ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИРИНУ ПЕТРОВНУ АНОХИНУ С ЮБИЛЕЕМ
Ирина Петровна Анохина является высококвалифицированным специалистом в области фундаментальных проблем психических заболеваний, алкоголизма и наркоманий. Она принимала активное участие в становлении в нашей стране научной специальности «Наркология» и организации Национального научного центра наркологии. Основным направлением научной деятельности И. П. Анохиной стало изучение нарушений функций мозга при шизофрении, депрессиях, алкоголизме, наркоманиях и др. На основе этих исследований ею была создана научная школа изучения патогенеза психических заболеваний и болезней зависимостей, в том числе концепция единства биологических механизмов различных видов зависимости, а также значение генетических механизмов в наследственной предрасположенности к потреблению психоактивных веществ. Все теоретические, экспериментальные и прикладные разработки
Желаем Ирине Петровне дальнейших творческих успехов,
здоровья и долгих лет жизни! |
||
Просмотров: 4392
РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ В КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ Э. Н. Рычихина, МГПУ, Москва Рост числа конфликтов в школе приводит к необходимости развития конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса. Особая роль в этом процессе отводится школьным службам примирения. В статье рассматриваются возможности данных структур в просвещении и формировании конфликтологической компетентности. Актуальность статьи заключается в том, что в ней рассматриваются возможности такого нового для практики российского образования явления, как школьные службы примирения. Проведенный автором анализ деятельности школьных служб примирения в России показал их нестабильное развитие. В статье предпринята попытка раскрыть основные причины этой нестабильности. На основе изучения результатов мониторинга деятельности школьных служб примирения автор приходит к выводу о необходимости формирования конфликтологической компетентности всех участников образовательной сферы. Большое значение в развитии школьных служб примирения играет уровень конфликтологической подготовки учителя. Автором рассматриваются обстоятельства, которые способствуют повышению роли учителя в функционировании школьной службы примирения. Сформированность конфликтологической компетентности учителя позволяет ему осуществлять конфликтологическое просвещение обучающихся и их родителей благодаря работе в школьных службах примирения. Автор показывает возможности и этапы формирования конфликтологической грамотности в процессе проведения процедуры восстановительной медиации обучающихся и их родителей. В статье особое внимание уделяется проблеме необходимости активнее привлекать обучающихся к работе в школьных службах примирения, где они могут получить необходимый опыт работы с конфликтами и тем самым получать теоретические знания и практические навыки поведения в конфликтных ситуациях. В статье также определены и описаны составляющие конфликтологической компетентности, которые включают юридические, социальные, психологические, коммуникативные и конфликтологические компоненты. Автором показана и описана эвристическая модель формирования конфликтологическрй компетентности, состоящая из двух основных блоков — теоретического и практического. Каждый из представленных блоков требует применение особых методов обучения, которые позволяют формировать конфликтологическую компетентность. Главное достоинство данной модели заключается в четком разграничении теоретического и практического подходов в процессе конфликтологического просвещения всех участников образования. Особое внимание уделяется обоснованию роли интерактивных методов обучения в процессе формирования конфликтологической компетентности. В итоге, автор подводит к выводу о том, что использование многообразных форм и методов работы в процессе функционирования школьной службы примирения позволяет расширять возможности по конфликтологическому просвещению учителей, обучающихся и их родителей. Проведенные в статье данные и системный анализ позволили автору подчеркнуть необходимость включение в штат образовательного учреждения профессионального конфликтолога, прошедшего специальную подготовку по медиаторской деятельности. Ключевые слова: школьные службы примирения; восстановительная медиация; профессиональная компетентность учителя; конфликтологическая компетентность; методы обучения. |
||
Просмотров: 3194
ПЕРСПЕКТИВЫ ВКЛЮЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ГЛОБАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ РЕЙТИНГ
В. М. Ананишнев, С. В. Югай, А. П. Овсов, МГПУ, Москва Концепция модернизации высшего образования ставит одним из приоритетных направлений выход российских вузов на передовые позиции в международных рейтингах. Выполнение этой задачи невозможно без эффективного мониторинга научной деятельности на основе системы индикаторов, унифицированных с международными стандартами. Управление этим процессом определяется особенностями международных систем оценки рейтинга вузов THE, QS, ARWU, в которых доминирующим фактором является уровень научной деятельности вуза. Интернационализация образования в условиях происходящей в мире глобализации вызвала потребность в сравнении высших учебных заведений отдельных стран по определенным перечням показателей. Эти перечни составляются международными рейтинговыми агентствами и в западных странах являются общепризнанными. Однако в России на протяжении долгого времени не придавалось большого значения международной оценке деятельности университетов и до 2010-х годов не признавалась необходимость в сотрудничестве с зарубежными рейтинговыми агентствами. Между тем вхождение в глобальные рейтинговые системы не только способствует повышению престижа страны, но и стимулирует работу по совершенствованию отечественной образовательной системы путем приведения ее в соответствие с мировыми стандартами. Поэтому Россия, которая традиционно считалась одним из планетарных лидеров в области развития образования, хоть и с опозданием, но вынуждена была реагировать на глобальные запросы и новые мировые тенденции в научной и образовательной сферах. В последнее десятилетие в России впервые поставлена задача по выходу ее лучших вузов на значимые позиции в международных рейтингах. 7 мая 2012 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования», дополненный 16 марта 2013 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». В соответствии с данными нормативными актами был разработан «Проект 5–100», рассчитанный на период до 2020 года и нацеленный на включение как минимум пяти российских вузов в перечень ста лучших университетов по версии одного из трех глобальных рейтингов — Рейтинга университетов мира «Таймс» (THE), Всемирного рейтинга университетов мира (QS) и Академического рейтинга университетов мира (ARWU). Важность включения России в международные исследования качества образования подтверждена в принятой 29 декабря 2014 года «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы». По решению Правительства в 2013 году начал функционировать Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Официально было объявлено, что вузы, предпринимающие активные действия по вхождению в глобальные рейтинги, получат на конкурсной основе от государства субсидии на реализацию необходимых для этого мероприятий. Первыми к «Проекту 5–100» присоединились университеты технической и естественнонаучной направленности и лишь потом — гуманитарные. Желание многих вузов войти хотя бы в один из трех крупнейших мировых рейтингов свидетельствует о том, российская система высшего образования имеет потенциал для развития, способность к самореформированию и готовность к конкурентной борьбе за восстановление утраченного престижа. Проблема сводится лишь к подкреплению амбиций продуманным и эффективным менеджментом. Для педагогических вузов как образовательных учреждений широкого профиля проблема является особенно актуальной. Во-первых, они не имеют одной четкой направленности в своей деятельности, готовя специалистов по преподаванию как гуманитарных, так и естественнонаучных предметов. Во-вторых, как правило, они мало известны за рубежом, поэтому перспективы вхождения российских педагогических университетов в мировые рейтинги до сих пор до конца не выяснены. В то же время педагогические вузы имеют определенные возможности для построения своей работы на конкурентной основе в соответствии с требованиями международных рейтинговых агентств. Статья рассматривает вопрос о возможности педагогических вузов России попасть в глобальный рейтинг. Ключевые слова: международный рейтинг вузов; критерии и показатели; мониторинг вузов; качество образования; образовательные индикаторы; THE; QS; ARWU. |
||
Просмотров: 19303
СЕМЬЯ, СУПРУЖЕСТВО И ТВОРЧЕСТВО В БИОГРАФИИ Е. ЗАМЯТИНА Л. И. Бершедова, Л. П. Набатникова, МГПУ, Москва В статье рассматриваются вопросы обусловленности брачно-семейного выбора, эмоционального единства в супружеской паре системным влиянием родительской семьи и детско-родительских отношений, актуальной общественно-политической ситуации, показателями сложных психических состояний личности на примере писательского облика Е. Замятина, оставившего благодарным читателям глубоко пророческие идеи в своих произведениях. В статье обосновывается роль эмоционального отношения прародителей к внукам для формирования у них представлений о семье. Рассматриваются вопросы межличностного взаимодействия и передачи паттернов отношения к браку, семье, творчеству через поколение. Показана не только традиционная роль бабушки как помощницы в выполнении хозяйственно-бытовых функций семьи, но активная вовлеченность в процесс воспитания внука как приоритетного направления в жизни. Психотерапевтическая функция прародителей заключается в сочувствии, поддержке, помощи и одобрении внуков. Бабушка принимает активное участие в социализации будущего писателя и его сестры, которые приобретают опыт общения с людьми старшего поколения. В тексте статьи приведены факты общения Замятина с писателями старшего возраста (с М. Горьким). Исходя из биографических сведений, прародители могут служить источником эмоционального развития, усвоения семейных традиций и языковой культуры. Положительное влияние прародителей на писателя можно видеть в достижении высокого уровня воспитанности, формировании положительных личностных качеств, необходимых в браке, таких как отзывчивость, сочувствие, готовность помочь близкому человеку. Согласованность воспитательных воздействий со стороны родителей и прародителей определяет вектор личностного развития и ориентиры поведения в детской подсистеме, формирует представление о семейных ценностях и взаимодействии в семье. На основании приведенных биографических фактов можно считать вполне обоснованным утверждение о том, что прародительская семья приобретает мотивационное значение для построения своей индивидуальной модели семьи. Выделяется вопрос делового и межличностного аспектов членов семьи и его значение для сохранения сплоченности и единства внутрисемейной структуры, повышения качества жизни личности в родительской семье писателя. Смысл и значение семьи в жизни писателя, в его биографии можно рассматривать как ценность, начиная с детских лет. Воспитание писателя осуществлялось как утверждение нравственного, корректного отношения к другому человеку. Родительская семья порождает высокую ответственность писателя, осуществляющего брачный выбор, ролевую компетентность, мотивацию ролевого поведения. Индивидуальность личности другого становится различимой и осознаваемой для обоих супругов, порождая чувство любви, истинное супружество, надежность брачно-семейных отношений. Брачный союз Замятина существует как открытая система, активно взаимодействующая с литературным сообществом в России и в эмиграции. Преданность и верность супружеской пары Евгения Замятина и его жены могут служить моделью брачно-семейных отношений и актуальным примером для молодежи, принимающей решение о вступлении в брак. Ключевые слова: семья; система; родители; семейные ценности; супружество; эмиграция; личность; творчество. |
||
Просмотров: 4943
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ В 30-Х ГОДАХ XIX ВЕКА. И. Д. ЯКУШКИН Д. В. Иванов, НГПУ, Новосибирск
В статье рассматриваются основные научные взгляды активного проводника идей российского просветительства, «умудренной горьким опытом личности» — декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина (1793/1794– 1857), внесшего свой вклад в развитие отечественной психологической мысли в 30-х годах XIX столетия. Якушкин — видный организатор декабристского движения — остался в истории России как автор записок, статей и писем, проливающих свет на отечественную философию просветительства. Сам образ Якушкина-борца, его духовные запросы, остававшиеся, несмотря на все жизненные трудности, на достаточно высоком уровне, подтверждают его собственную идею о присущей человеку жизненной силе и ее личностном проявлении. Взгляды Якушкина, отраженные в его творческом наследии, представляют интерес для понимания общего генезиса поступательного развития отечественной философско-психологической мысли о человеке, его потенциальных возможностях и идеалах. Якушкин рассматривает становление человека с естественнонаучных позиций своего времени. Он видит человека в его разворачивающихся возможностях, готового самостоятельно себя реализовывать и достигать большего успеха в развитии по сравнению с окружающим его миром живой природы. Русский мыслитель настаивает на необходимости познания человеком мира природы благодаря чему последний способен узнать и свою собственную сущность. Он верит в разумность человека — творца культуры, способного к социальной жизни. «Якушкинский человек» становится индивидуальностью, он конструирует свою жизнь, борется за достижение значимых результатов в ней, основываясь на опыте предыдущих поколений и своем собственном. История жизни одного человека вливается в историю его народа и всего человечества. В контексте истории отечественной психологической мысли Якушкин — последователь просветительской эпохи — философского века (А. С. Пушкин), — посчитав человечность (как и нравственность) вершиной, которую каждому индивиду предстоит достичь. Якушкин — близкий друг выдающегося отечественного философа и философствующего психолога П. Я. Чаадаева. Их диада «Чаадаев — Якушкин» стала значимой для понимания сути основных достижений русской философии и психологии в 30-х годах XIX столетия. Для истории психологической мысли интерес представляют письма, в которых высвечиваются их научные предпочтения и взгляды. Психологические взгляды Якушкина, заметные на общем фоне его философских позиций, ценны для наших современников в плане их историко-психологической реконструкции и интерпретации. В статье используются историко-психологическая реконструкция, библиографический метод, способствующие систематизации основных материалов и источников, а также психологическая интерпретация представлений русского просветителя о человеческой природе, человеке, его борьбе и тех принципах, которые позволили русскому просветителю описывать психологические феномены. Ключевые слова: человеческая природа; система психологических понятий; естественнонаучный подход; личность; жизненная сила; борьба; человек борющийся; разумность; чувственность; добродетельность. |
||
Просмотров: 3642
ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ И НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
С. С. Шарова, Колледж малого бизнеса № 4, Москва, Л. А. Машкова, МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва
Статья посвящена исследованию вербальной креативности учащихся c нарушением слуха и мануальной асимметрией. Исследование проводилось на базе корреционной школы, а также ряда общеобразовательных школ Москвы. Для исследования параметров вербальной креативности использовался модифицированный тест Дж. Гилфорда. В работе приняли участие 264 лево- и праворуких учащихся с нарушенным и с сохранным слухом в возрасте от 15 до 21 года, при этом в основную группу вошли 98 неслышащих, 117 слабослышащих учащихся, в контрольную — 49 учащихся с сохранным слухом. Ключевые слова: мануальная асимметрия; леворукость; праворукость; амбедекстр; нарушенный слух; сохранный слух; неслышащие; слабослышащие; вербальная креативность. |
||
Просмотров: 3423
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОИГР И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ
Е. С. Романова, С. Б. Шубин, МГПУ, Москва
В статье представлены данные анкетирования, показывающие предпочтения молодых людей при выборе видеоигр и социальных сетей. На основе анализа литературы рассмотрены некоторые программы профилактики негативных последствий чрезмерного использования компьютера. Исследование проходило при помощи метода анкетирования, с использованием специально разработанной анкеты «Предпочтения», в исследовании приняли участие 504 респондента в возрасте от 15 до 35 лет, 442 респондента мужского пола и 62 респондента женского пола. В анкетировании приняли участие молодые люди из России и русскоязычных стран восточной Европы. В результате проведенного исследования была дана психологическая оценка особенностей использования молодыми людьми видеоигр и социальных сетей, было выявлено, что видеоигры обладают большим потенциалом для формирования привыкания, чем социальные сети. Показаны особенности использования видеоигр и социальных сетей молодыми людьми. Значительное число опрошенных тратят на видеоигры более 28 часов в неделю, на социальные сети более 21 часа в неделю. В статье представлены данные относительно влияния видеоигр и социальных сетей на межличностные отношения и трудовую деятельность молодых людей. Раскрыты жанровые предпочтения в видеоиграх, так наиболее популярным жанром являются ролевые игры с многопользовательским режимом (Massively multiplayer online role-playing game — MMORPG). Наиболее популярными функциями сайтов социальных сетей в среде молодых людей являются: общение; получение различной информации; прослушивание музыки; просмотр видеоинструкций и различных видеозаписей для развлечения. Важным видится обратить дополнительное внимание научного сообщества на проблему зависимости некоторых молодых людей от видеоигр и социальных сетей. Наше исследование показало, что ценность игровых достижений для особенно увлеченных геймеров может не просто конкурировать, но превосходить ценность достижений в реальной жизни. Потребность играть и пользоваться социальными сетями начинает входить в структуру основных психологических потребностей молодых людей. Изложенные выше данные должны обратить на себя внимание таких наук как: психология, педагогика и социология, а также простимулировать дальнейшие исследования особенностей психологического влияния компьютерного виртуального пространства на молодых людей. Ключевые слова: видеоигры; социальные сети; трата времени; подростки; молодые люди; зависимость; профилактика негативных последствий. |
||